Роль образования в формировании такой личности чрезвычайно велика, так как позволяет целенаправленно развивать личностные качества и способности благодаря педагогически организованной передаче накопленной людьми культуры (знаний, правил поведения, технологий и т.д.) от поколения к поколению [3, с. 172-173].
Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров в «Педагогическом словаре» очень широко трактуют понятие «образование». По их мнению, образование есть, во-первых, процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов), во - вторых, процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно - техническим прогрессом, в - третьих, многообразная личностно ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение, саморазвитие и самореализацию человека в динамичной социокультурной среде и т.д. [2, с. 92-93].
Цель образования заключается в стремлении внести желательные изменения в опыт, понимание (образ мышления) и поведение (образ жизни) обучающихся. В образовании объединяются обучение и воспитание, благодаря этому единству личность готовиться выполнять разнообразные социальные и профессиональные роли [3, с. 172 - 173]. Современный выпускник технического вуза, к сожалению, не всегда может принять и понять ценности полученного образования, часто не верит в свои силы, не видит свои потенциальные возможности. Противостоять этому должны, в первую очередь, дисциплины гуманитарно-художественного цикла, такие как «Философия», «Культурология», «Мировая культура и искусство» и некоторые другие.
Курс культурологии предполагает изучение вопросов теории культуры и искусства, определение их роли в жизни человека, освоение культурных и художественных ценностей, знакомство с многообразием видов и жанров искусства. Особое значение для развития личности во все времена играло музыкальное образование, которое способствовало формированию нравственных идеалов, ценностного отношения и т.д. Как показывает опыт, без образования в области музыкального искусства не удается человеку подняться на высокую ступень духовно-творческого развития, добиться подлинного совершенства.
Музыкальное образование - уникальное культурное явление. В нем в художественно-образной форме нашли свое отражение социальные отношения, показатели духовной культуры общества, его мировоззрение, творческий потенциал. Музыкальное образование представляет собой целостный процесс, так же как и целостна сама личность, получающая это образование. На лекциях и семинарских занятиях студентами осваиваются художественные ценности, то есть они получают знания о жизни и творчестве великих композиторов, знакомятся с шедеврами; слушая музыку, приобретают опыт анализа музыкального произведения, знакомятся со средствами музыкальной выразительности и т.д.
Например, осваивая тему «Культура и искусство Западной Европы XVIII -XIX вв.», студенты знакомятся с ведущими музыкальными стилями, направлениями этой эпохи (барокко, классицизм, романтизм, реализм), творчеством, музыкальным языком И.С. Баха, А. Вивальди, Г.Ф. Генделя, Л.В. Бетховена, В.А. Моцарта, Дж. Верди и других композиторов, которые постоянно искали новые музыкальные мысли и краски, отражающие духовное состояние личности. К примеру, как пишет Л.С. Зорилова в своей монографии «Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и музыкальном искусстве», идеалом И.С. Баха и В.А. Моцарта выступал универсализм, синтез духовного, творческого и профессионального. Именно в духовных основах музыки эти композиторы видели ее будущее. Эта тенденция нашла отражение в романтизме - направлении в искусстве, попытавшему сформировать новый образ «центрального человека мира», идеальную личность творца, гения. Темы любви к Родине, человеку, свободы стали ведущими для великого польского композитора Ф. Шопена. Поиски идеала являются характерными чертами его творчества. Эта шопеновская черта стала понятна, близка русской музыкальной культуре [1, с.147 - 148].
Многих студентов лесотехнического университета классическая музыка тоже не оставила равнодушными, хотя стоит признать, что опыт общения именно с классической музыкой у большинства учащихся был крайне мал. Подтверждаются слова М.И. Глинки о том, что «музыка как вода - везде найдет себе дорогу». Совершенно по-иному на лекционных занятиях услышали музыку некоторые студенты. Они сделали для себя многочисленные открытия: новые имена композиторов, новые музыкальные произведения, особый строй чувств, заложенный в шедеврах и т.д. Мы считаем, что это стало возможным благодаря глубоким переживаниям при слушании музыки студентами.
В процессе слушания музыки обязательно формируется или развивается культура чувств личности. Студенты, знакомясь с музыкальными произведениями, испытывают «эмоциональный резонанс» (Л.В. Моисеева), сочувствие, радость, сопереживают героям вместе с автором. По мнению некоторых ученых, культура чувств может свидетельствовать об определенном уровне воспитанности личности.
С целью изучения отношения обучающихся к музыке, различным ее жанрам и видам, а также влияния музыки на жизнь студентов, их отношения с другими людьми, нами было проведено социологическое исследование. В нем приняли участие 98 студентов III курса Лесохозяйственного факультета Уральского государственного лесотехнического университета (г. Екатеринбург). Респондентам были заданы следующие вопросы:
Изменилось ли в процессе изучения дисциплин гуманитарно-художественного цикла на ваше отношение к классической музыке, фольклору, рок - музыке, эстраде, живописи, скульптуре, литературе, ДПИ, опере, балету?
Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Влияние гуманитарно-художественных дисциплин на отношение студентов к музыке разных жанров и направлений (в %)
Направления и жанры музыки |
А) да |
Б) нет |
В) затрудняюсь ответ. |
Г) другое |
Классическая музыка |
34,9% |
58,5% |
2,8% |
3,8% |
Фольклор |
41,5% |
58,5% |
0% |
0% |
Рок-музыка |
5,7% |
91,5% |
0% |
2,8% |
Эстрадная музыка |
16,0% |
87,7% |
2,8% |
3,8% |
Опера |
18,9% |
53,8% |
24,5% |
2,8% |
Балет |
18,9% |
47,2% |
31,1% |
2,8% |
Анализируя данные социологического исследования, хочется отметить, что студенты испытали на себе влияние гуманитарно-художественных дисциплин. Респонденты отметили изменение отношения к классической музыке (34,9%), фольклору (41,5%), рок-музыке (5,7%), эстрадной музыке (16,0%), опере (18,9%), балету (18,9%). Это свидетельствует о понимании студентами необходимости образования в области музыкального искусства, как необходимого компонента профессиональной компетентности; о готовности слушать и накапливать опыт знакомства с музыкальными шедеврами, т.е. получать новые знания; совершенствовать слушательскую культуру, формировать духовные, эстетические идеалы. Результаты, нашего исследования показывают, что знакомство с классической и народной музыкой, современной эстрадной и рок-музыкой благотворно влияет на становление личности, т.к. большинство музыкальных произведений (особенно классические) обладают огромным воспитательным потенциалом, способствуют формированию мировоззрения студентов, развитию таких личностных качеств, как патриотизм, любовь к Родине, людям, оптимизм, доброта, ответственность и т.д.
Таким образом, художественно-эстетический опыт студентов вырос и позволил открыть новый путь познания окружающего мира через чувственное, образное его восприятие, эмоциональное видение. На занятиях культурологии самым естественным образом удается соотнести образовательно-воспитательный процесс с целостной жизнедеятельностью личности.
Библиографический список