ЗАЧЕМ НУЖНА КУЛЬТУРОЛОГИЯ В ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЗАЧЕМ НУЖНА КУЛЬТУРОЛОГИЯ В ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время  много дискуссий о том, нужна ли культура человеку, обществу, а культурология - вузу. Ломаются копья, высказывается много мнений, хочется и автору сказать несколько  слов и привести аргументы в защиту культурологии - науки о культуре.

Существует множество определений понятия «культура», но мы придерживаемся следующего: культура - это универсум искусственных объектов, т.е.  совокупность материальных и духовных ценностей (идеальных и материальных предметов; объективированных действий, отношений), созданных человечеством в процессе освоения природы и обладающий  структурными, функциональными и динамическими закономерностями [2; С.411]. А ценности, по мнению А.А. Макейчика - это не просто еще один вид знаний, норм или рекомендаций, а движущая сила и индикатор человечности в строгом и высоком смысле этого слова [1; С.15]. С.Л. Франк считал, что «культура существует не для чьего - либо блага или пользы, а лишь для самой себя: культурное творчество означает совершенствование человеческой природы и воплощение в жизнь идеальных ценностей, и в качестве такового, есть сама по себе высшая и самодовлеющая цель человеческой деятельности» [3; С.177].

Задачами изучения культурологии в техническом вузе является не просто усвоение знаний и не только пробуждение интереса к культурным явлениям, достижениям человечества или воспитание потребности расширения познаний в области культуры. Самое важное, на наш взгляд, то, что в результате освоения духовных, культурных, художественных, эстетических ценностей в курсе «Культурология» у студентов должны быть сформированы личностные и профессиональные качества, положительное отношение к познавательной деятельности,  понимание  близких людей.

Для изучения результата влияния курса «Культурология» мы провели анкетирование студентов третьего курса Лесохозяйственного факультета Уральского государственного лесотехнического университета, обучающихся на очной форме по специальности 250201 «Лесное хозяйство». Социологическое исследование было проведено в декабре 2011 г. после завершения изучения культурологии и сдачи зачета. В анонимном анкетировании принял участие 71 респондент.

На  вопрос «Изменилось ли ваше отношение в процессе изучения культурологических дисциплин к познавательной деятельности по другим предметам?»  ответы распределились показанным в табл. 1 следующим образом.

Таблица 1

Влияние культурологических дисциплин на познавательную деятельность по другим предметам Учебного плана

Блок предметов

Изменение отношения к другим предметам, % от общего числа респондентов

улучшилось

не изменилось

ухудшилось

общетехнический

59,7

38,6

1,7

естественнонаучный

71,9

26,3

1,8

гуманитарный

78,9

21,1

0

Примечание: к общетехническим дисциплинам мы отнесли изучаемые первокурсниками высшую математику, информатику, начертательную геометрию, материаловедение; к естественнонаучным -  химию, экологию, физику; к гуманитарным - историю, культурологию, историю декоративно - прикладного искусства, психологию общения, иностранный язык.

Из полученных данных вытекает вывод о том, что изучение культурологических дисциплин положительно влияет на мотивацию обучения не только по гуманитарным предметам, но и практически  в такой же степени на познавательную активность по наукам о природе и значительно повышает интерес к общетехническим дисциплинам. 

Мы можем объяснить этот феномен тем, что культурологические дисциплины улучшают отношение молодого человека, во-первых, к окружающему миру, мотивируя изучать его, совершенствовать свои знания о нём; во-вторых, к окружающим его людям, в том числе преподавателям вуза и другим студентам, стимулируя желание сотрудничать с ними. 

Последнее подтверждается ответами студентов на второй вопрос анкеты: «Как повлияло изучение культурологических дисциплин на ваше отношение с ближайшим окружением (семья, близкие родственники, друзья), со знакомыми людьми, с соседями, к жизни Отечества?». Полученные данные представлены в табл.2.

Таблица 2 Влияние культурологических дисциплин на отношение студентов к обществу

Отношение к

Изменение отношения к другим предметам, % от общего числа респондентов

улучшилось

не изменилось

ухудшилось

ближайшему окружению

70,1

29,9

0

знакомым, соседям

64,9

35,1

0

Отечеству

54,4

45,6

0

Примечание: к ближайшему окружению мы отнесли семью, близких родственников, самых лучших и верных друзей.

Третий вопрос анкеты заставлял задуматься будущих технических специалистов над тем, повлияло ли изучение курса «Культурология» на понимание важности таких профессионально значимых качеств человека, как трудолюбие, честность, ответственность, творчество, эрудированность, культуру общения с другими людьми, стремление к инновациям, сохранение ценных традиций. Анализируя ответы студентов, мы получили следующие результаты о влиянии изучения курса «Культурология» на профессионально значимые качества человека (табл.3)

Таблица 3

Влияние культурологических дисциплин на понимание важности профессионально значимых качеств личности

 

Профессионально значимое качество личности

Влияние культурологических дисциплин, % от общего числа респондентов

да

нет

Затрудняюсь ответить

Ответственность

84,2

12,3

3,5

Культура общения с другими людьми

77,2

17,5

5,3

Сохранение ценных традиций

73,7

10,5

15,8

Трудолюбие

68,4

21,1

10,5

Честность

68,4

19,3

12,3

Эрудированность

68,4

17,5

14,1

Творчество

66,7

24,6

8,8

Стремление к инновациям

52,6

21,1

26,3

Полученные результаты показывают, что наиболее сильное влияние изучения культурологии испытало такое профессионально значимое качество личности, как ответственность, что говорит о повышении уровня социальной зрелости, готовности отвечать за себя, свои поступки. Респонденты отметили достаточно заметное изменение следующих качеств: культура общения с другими людьми, сохранение ценных традиций, что говорит о том, что студенты - первокурсники адаптируются к условиям обучения в вузе, осознают ценность общения, дорожат им, то есть студенты успешнее социализируются - усваивают определенные нормы, ценности, образцы поведения, необходимые для жизни в обществе. Такие качества личности, как трудолюбие, честность, эрудированность также подверглись положительному изменению.

Результаты исследования показывают, что ценности культурологического образования оказывают сильное воздействие на личность, ее культуру, изменяют ее (личность), раскрывают творческие возможности человека, позволяют направить его духовный поиск к совершенству, открыть новые горизонты, формировать идеалы. Особенно это актуально в наши дни, поскольку невероятное техническое могущество человека может быть использовано как во благо, так и во зло самому же человеку. Но принять такие ценностей, как добро, благо, красота и др., являющихся универсалиями культуры, которые может только культурный человек, имеющий гуманистические ценностные ориентации, обладающий высоким уровнем коммуникативной культуры.                                                       

Библиографический список

  1. Макейчик, А.А. Аксиология: Монография / А.А. Макейчик - СПб.:  Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
  2. Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - С. 411.
  3. Франк, С.Л. Этика нигилизма / С.Л. Франк // Вехи. Из глубины. - М., 1991. - С.177.
Просмотров работы: 137