Выше перечисленные основополагающие документы свидетельствуют о том, что государство не только разрабатывает национальную концепцию интеграции социально-экономического развития и охраны окружающей среды, но и задумывается над изменением сознания человека и стереотипов его поведения, поощрением социальной заинтересованности общества в сохранении среды обитания.
В связи с этим перед системой образования остро встал вопрос об экологическом воспитании учащихся. «Педагогический словарь» трактует понятие «экологическое воспитание» как целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности [3, С.24]
Решение поставленных задач требует системного подхода, включающего в качестве необходимого компонента осмысление исторического опыта, накопленного теорией и практикой в этой области. В связи с этим особое значение приобретает учение К.Д. Ушинского, который одним из первых не только в отечественной, но и в мировой педагогике выявил важность изучения природы для ребенка. Выдающийся педагог показал необходимость формирования не только знаний о природе, но и любви ко всему живому, сумел в своих теоретических, учебных и методических работах выстроить систему того, что мы сегодня называем экологическим образованием.
Хочется отметить, что идеи К.Д. Ушинского в той или иной форме используются в современной школе в программах и учебниках с экологической направленностью: в системе интегрированных учебных курсов А.А. Плешакова ´´Зеленый дом"´, в вариативном курсе З.А. Клепининой «Природа и люди», в образовательной программе «Школа 2100» (курс «Мир и человек» А.А. Вахрушева и др.), в альтернативной программе «Школа XXI века» (учебный куре «Окружающий мир» П.Ф. Виноградовой) и др.
В педагогическом учении К.Д. Ушинского разработана оригинальная концепция природоохранного воспитания. Так К.Д. Ушинский утверждал, что природа не является пассивным материалом удовлетворения человеческих потребностей, но определяет его материальную, культурную и духовную жизнь. Он разработал собственную модель изучения природы. Согласно ей, природа должна изучаться не только в рамках естественных наук, но и целостно, в единстве естественных и гуманитарных наук, народных представлений, эстетики, религии, которые в целом определяют подходы к изучению окружающего мира и выстраиванию жизни ребенка на основании этих знаний и опыта [4, С. 34-38].
В книгах «Родное слово» и «Детский мир» [4] практически реализована концепция природоохранного воспитания. В «Родном слове» изучение природы происходит на предметно-объектном и эмоциональном уровне. Это дает возможность изучения природы как живого, меняющегося организма, который находится в постоянной связи с человеком. В «Детском мире» окружающая действительность рассматривается с позиции взаимосвязи естественнонаучного и социального подхода к ее изучению. Такой подход позволяет осуществить многомерное видение природы, которая обеспечивает существование человека, формирует его культуру, духовные стремления, религиозно-нравственные воззрения.
В современной системе экологического образования прослеживаются два направления: нравственно-экологическое и социально-экологическое. В первом случае экологическую направленность учебников и программ определяет идея многообразия и материальной целостности природы. Во втором формирование гуманного отношения к природе как среде обитания человека и источнику существования жизни на земле.
Основными проблемами современного экологического образования в образовательных учреждениях разного уровня является: 1) отсутствие взаимосвязи между предметами естественного и гуманитарного циклов, 2) односторонняя направленность экологической культуры, несоответствующая требованиям эколого-нравственного императива, 3) недостаточная реализация главной идеи экологического образования - формирование экологически развитой личности.
Таким образом, значение педагогических идей К.Д. Ушинского для современного экологического образования и воспитания учащихся заключается в целостном и многомерном рассмотрении мира природы, изучении окружающего мира с позиций народности, органического единстве законов «естественного и нравственного», ответственности человека за сохранение окружающей среды, воздействия природы на духовный мир человека.
Библиографический список