ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ К.Д. УШИНСКОГО ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ К.Д. УШИНСКОГО ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный этап развития цивилизации характеризуется увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и техногенных катастроф, чрезвычайных ситуаций социального и природного характера. Отсутствие навыков правильного поведения в них обострили внимание к проблемам экологии, что нашло отражение в соответствующих государственных документах: в законе РФ «Об охране окружающей среды» (2002) [1], законе «О государственной политике в области экологического образования» (1991) [2], положениях новой «Всемирной стратегии охраны природы» (1991), программе «Экологическое образование населения России» (1995) и др. Так, в законе РФ «Об охране окружающей среды» (2002) сказано: «В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма» (ст.71) [1].

Выше перечисленные основополагающие документы свидетельствуют о том, что государство не только разрабатывает национальную концепцию интеграции социально-экономического развития и охраны окружающей среды, но и задумывается над изменением сознания человека и стереотипов его поведения, поощрением социальной заинтересованности общества в сохранении среды обитания.

В связи с этим перед системой образования остро встал вопрос об экологическом воспитании учащихся. «Педагогический словарь» трактует понятие «экологическое воспитание» как целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности [3, С.24]

Решение поставленных задач требует системного подхода, включающего в качестве необходимого компонента осмысление исторического опыта, накопленного теорией и практикой в этой области. В связи с этим особое значение приобретает учение К.Д. Ушинского, который одним из первых не только в отечественной, но и в мировой педагогике выявил важность изучения природы для ребенка. Выдающийся педагог показал необходимость формирования не только знаний о природе, но и любви ко всему живому, сумел в своих теоретических, учебных и методических работах выстроить систему того, что мы сегодня называем экологическим образованием.

Хочется отметить, что идеи К.Д. Ушинского в той или иной форме используются в современной школе в программах и учебниках с экологической направленностью: в системе интегрированных учебных курсов А.А. Плешакова ´´Зеленый дом"´, в вариативном курсе З.А. Клепининой «Природа и люди», в образовательной программе «Школа 2100» (курс «Мир и человек» А.А. Вахрушева и др.), в альтернативной программе «Школа XXI века» (учебный куре «Окружающий мир» П.Ф. Виноградовой) и др.

В педагогическом учении К.Д. Ушинского разработана оригинальная концепция природоохранного воспитания. Так К.Д. Ушинский утверждал, что природа не является пассивным материалом удовлетворения человеческих потребностей, но определяет его материальную, культурную и духовную жизнь. Он разработал собственную модель изучения природы. Согласно ей, природа должна изучаться не только в рамках естественных наук, но и целостно, в единстве естественных и гуманитарных наук, народных представлений, эстетики, религии, которые в целом определяют подходы к изучению окружающего мира и выстраиванию жизни ребенка на основании этих знаний и опыта [4, С. 34-38].

В книгах «Родное слово» и «Детский мир» [4] практически реализована концепция природоохранного воспитания. В «Родном слове» изучение природы происходит на предметно-объектном и эмоциональном уровне. Это дает возможность изучения природы как живого, меняющегося организма, который находится в постоянной связи с человеком. В «Детском мире» окружающая действительность рассматривается с позиции взаимосвязи естественнонаучного и социального подхода к ее изучению. Такой подход позволяет осуществить многомерное видение природы, которая обеспечивает существование человека, формирует его культуру, духовные стремления, религиозно-нравственные воззрения.

В современной системе экологического образования прослеживаются два направления: нравственно-экологическое и социально-экологическое. В первом случае экологическую направленность учебников и программ определяет идея многообразия и материальной целостности природы. Во втором формирование гуманного отношения к природе как среде обитания человека и источнику существования жизни на земле.

Основными проблемами современного экологического образования в образовательных учреждениях разного уровня является: 1) отсутствие взаимосвязи между предметами естественного и гуманитарного циклов, 2) односторонняя направленность экологической культуры, несоответствующая требованиям эколого-нравственного императива, 3) недостаточная реализация главной идеи экологического образования - формирование экологически развитой личности.

Таким образом, значение педагогических идей К.Д. Ушинского для современного экологического образования и воспитания учащихся заключается в целостном и многомерном рассмотрении мира природы, изучении окружающего мира с позиций народности, органического единстве законов «естественного и нравственного», ответственности человека за сохранение окружающей среды, воздействия природы на духовный мир человека.

Библиографический список

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // http://wbase.duma.gov.ru/ntc/vdoc.asp?kl=10419
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 22 ноября 1995 года № 1363-I ГД «О государственной политике в области экологического образования» // http://asozd.duma.gov.ru/arhiv/a_dz.nsf
  3. Коджаспирова, Г.М. Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.
  4. Ушинский, К.Д. Воспитание человека. Избранное [Текст] / К.Д. Ушинский / Сост., вступ. статья С.Ф. Егорова.- М., 2000.
Просмотров работы: 529