Молодежь во все времена искала самые разнообразные способы для самовыражения и самоутверждения. Таким образом она создает свою культуру, которую ученые называют молодежной субкультурой.
Этот термин, появившийся в научной литературе в середине XX века, используется учеными и журналистами при обращении к разнообразным явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде. Возникновение молодежной субкультуры практически совпадает по времени с началом эпохи постиндустриализма и с зарождением постмодернистических тенденций в социокультурном развитии общества. Разные исследователи неодинаково подходят к содержанию, пытаясь интерпретировать термин в зависимости от контекста. Но несмотря на разнообразие подходов, можно заметить и общность взглядов применительно к отдельным элементам данного феномена.
Проф. Кравченко А.И. в «Словаре по культурологии» трактует молодежную субкультуру как совокупность взглядов, ценностей, норм поведения и моды, присущим индивидам в возрасте от 13 до 19 лет и старше [3]. Один из ведущих российских специалистов по молодежной культуре проф. С.И. Левикова выделяет в молодежной субкультуре следующие характерные черты:
Молодежная субкультура, будучи культурой в культуре, не существует вне базовой культуры индустриально развитого общества. Базовая культура и молодежная субкультура тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы. Результатом взаимодействия этих двух культур могут быть: а) усложнение культур, в результате чего культуры переходят на иную ступень развития, б) эрозия молодежной субкультуры, могущей привести к ее гибели.
Как считает педагог-исследователь С.К. Свечников, молодежная субкультура не только зависит от базовой культуры, но и влияет на нее. Наша сегодняшняя культура представляет собой некую цельность, включающую в себя элементы и молодежной субкультуры, и криминальной, и богемной, и других субкультур. Каждое молодое поколение, вырастая, вносит в базовую культуру своего общества то, что было выработано им в период молодости.
Вот так и молодежная субкультура 60-х - 70-х гг. ХХ в. почти незаметно растворилась в сегодняшней реальности. 30 - 40 лет назад круг идей 60-х - 70-х годов воспринимался как социальный вывих, граничащий с духовной болезнью. Теперь, когда выдохся эпатирующий и деструктивный дух представителей молодежных субкультур того времени, они влились в общий идеологический поток. [5]
Формой, внешней оболочкой, «телом» молодежной субкультуры являются неформальные молодежные объединения.
Неформальные молодежные объединения - это группы, возникшие на основе субъективных потребностей, интересов и стремлений молодых людей вне зависимости от того, совпадают интересы этих групп с интересами общества или противоречат им. Создаются они добровольно и в свободное время. Желая сохранить себя, неформальные молодежные объединения замыкаются во внутренней жизни, отгораживаются от внешних посягательств.
Большая часть юношей и девушек проходят традиционный путь социализации, свидетельствующий о том, что процесс социализации в их родительской семье и в формальной группе не дал сбоя. В разряд субкультурной молодежи в зависимости от исторической и социокультурной обстановки в том или ином обществе попадает не более 30% молодежи. С предпосылками вхождения в молодежную субкультуру мы имеем дело в основном при сбое в привычном течении дел:
Существуют и другие возможности попадания молодых людей в неформальные молодежные объединения (отсутствие доступных форм проведения досуга, приход «за компанию», избыток свободного времени). Однако базовыми причинами первого шага, сделанного в сторону молодежной субкультуры, считаются указанные выше предпосылки [4].
Существует очень много попыток создать типологию современной молодежной субкультуры. Но мы остановимся на типологии предложенной С.И. Левиковой и В.А. Бабахо в 1996 г.:
К началу XXI в. субкультурный бум в нашей стране угас. Но это не означает, что неформальные молодежные объединения исчезли. В современной России продолжают развиваться старые формы молодежных субкультур и даже возникают новые. Одна из них культура ЭМО.
Эмокиды - поклонники эмо-музыки. Движение сформировалось в начале 2000-х годов. Для них характерна андрогинность, яркий прикид, прически и макияж. У эмо есть другие способы выразить себя: через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни. Самое главное стремление эмо - найти большую чистую любовь. Влюбившись, они целиком отдаются этому всепоглощающему чувству. А если окажется, что они ошиблись и этот человек ненастоящая вторая половинка, то страданиям эмокидов не будет предела, ближайшие дни они посвятят размышлениям о несовершенстве нашего мира. Но поплакав пару дней, они устремляются к дальнейшему поиску и все может повториться вновь [5].
Таким образом, молодежная субкультура предстает как эзотерическая, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это - частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.
Библиографический список