МОЛОДЕЖНЫЙ ВЗГЛЯД НА МОЛОДЕЖНУЮ СУБКУЛЬТУРУ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МОЛОДЕЖНЫЙ ВЗГЛЯД НА МОЛОДЕЖНУЮ СУБКУЛЬТУРУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социологи рассматривают молодежь как некую социально-демографическую группу, находящуюся в процессе становления и развития социальной, психофизиологической, социокультурной и гражданской зрелости, и приспособленную к исполнению социальных статусов и ролей, свойственных взрослым людям. Она выделяется в качестве специфической группы на основе особенностей социального положения молодых людей в экономической, политической, социально-стратификационной дифференциации общества, характерных для них потребностей, интересов, ценностных ориентаций. Возрастные границы этой группы подвижны, но чаще всего к молодежи причисляют индивидов от 14 до 30 лет. Внутренняя дифференциация молодежи, как и предпочитаемые ею ценности, обусловлены социальными параметрами, однако важную роль играют факторы возрастные, социально-психологические, субкультурные [2].

Молодежь во все времена искала самые разнообразные способы для самовыражения и самоутверждения. Таким образом она создает свою культуру, которую ученые называют молодежной субкультурой.

Этот термин, появившийся в научной литературе в середине XX века, используется учеными и журналистами при обращении к разнообразным явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде. Возникновение молодежной субкультуры практически совпадает по времени с началом эпохи постиндустриализма и с зарождением постмодернистических тенденций в социокультурном развитии общества. Разные исследователи неодинаково подходят к содержанию, пытаясь интерпретировать термин в зависимости от контекста. Но несмотря на разнообразие подходов, можно заметить и общность взглядов применительно к отдельным элементам данного феномена.

Проф. Кравченко А.И. в «Словаре по культурологии» трактует молодежную субкультуру как совокупность взглядов, ценностей, норм поведения и моды, присущим индивидам в возрасте от 13 до 19 лет и старше [3]. Один из ведущих российских специалистов по молодежной культуре проф. С.И. Левикова выделяет в молодежной субкультуре следующие характерные черты:

  • молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней; члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения;
  • вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон);
  • как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо «центра», выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям;
  • значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы [4].

Молодежная субкультура, будучи культурой в культуре, не существует вне базовой культуры индустриально развитого общества. Базовая культура и молодежная субкультура тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы. Результатом взаимодействия этих двух культур могут быть: а) усложнение культур, в результате чего культуры переходят на иную ступень развития, б) эрозия молодежной субкультуры, могущей привести к ее гибели.

Как считает педагог-исследователь С.К. Свечников, молодежная субкультура не только зависит от базовой культуры, но и влияет на нее. Наша сегодняшняя культура представляет собой некую цельность, включающую в себя элементы и молодежной субкультуры, и криминальной, и богемной, и других субкультур. Каждое молодое поколение, вырастая, вносит в базовую культуру своего общества то, что было выработано им в период молодости.

Вот так и молодежная субкультура 60-х - 70-х гг. ХХ в. почти незаметно растворилась в сегодняшней реальности. 30 - 40 лет назад круг идей 60-х - 70-х годов воспринимался как социальный вывих, граничащий с духовной болезнью. Теперь, когда выдохся эпатирующий и деструктивный дух представителей молодежных субкультур того времени, они влились в общий идеологический поток. [5]

Формой, внешней оболочкой, «телом» молодежной субкультуры являются неформальные молодежные объединения.

Неформальные молодежные объединения - это группы, возникшие на основе субъективных потребностей, интересов и стремлений молодых людей вне зависимости от того, совпадают интересы этих групп с интересами общества или противоречат им. Создаются они добровольно и в свободное время. Желая сохранить себя, неформальные молодежные объединения замыкаются во внутренней жизни, отгораживаются от внешних посягательств.

Большая часть юношей и девушек проходят традиционный путь социализации, свидетельствующий о том, что процесс социализации в их родительской семье и в формальной группе не дал сбоя. В разряд субкультурной молодежи в зависимости от исторической и социокультурной обстановки в том или ином обществе попадает не более 30% молодежи. С предпосылками вхождения в молодежную субкультуру мы имеем дело в основном при сбое в привычном течении дел:

  • в семье (излишний контроль родителей или предоставление подростку сверхсвободы);
  • в формальной группе: несложившиеся отношения с одноклассниками, учителями;
  • в результате участия в локальных войнах, когда молодой человек приобретает необычный для мирной жизни опыт (боли, убийства, разрушения, потери товарищей, страха) и уже не может вписываться в ту мирную жизнь, в которую возвращается;
  • в среде безработных, временно (частично) занятых работой молодых людей (наличие свободного времени при одновременном отсутствии возможности самореализации);
  • при несоответствии реального социального статуса уже приступившего к работе молодого человека его желаемому (воображаемому) статусу (к примеру, не признанные обществом музыканты, поэты, ученые, художники, философы, работающие дворниками, кочегарами, сторожами).

Существуют и другие возможности попадания молодых людей в неформальные молодежные объединения (отсутствие доступных форм проведения досуга, приход «за компанию», избыток свободного времени). Однако базовыми причинами первого шага, сделанного в сторону молодежной субкультуры, считаются указанные выше предпосылки [4].

Существует очень много попыток создать типологию современной молодежной субкультуры. Но мы остановимся на типологии предложенной С.И. Левиковой и В.А. Бабахо в 1996 г.:

  1. группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны);
  2. группы, ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые»);
  3. группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди «системы»);
  4. эстетствующие группы («митьки»);
  5. группировки, исповедующие «культ мускулов» («качки»);
  6. криминогенные группировки, объединяющиеся по признакам агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности («теляги», гопники, люберы) [1].

К началу XXI в. субкультурный бум в нашей стране угас. Но это не означает, что неформальные молодежные объединения исчезли. В современной России продолжают развиваться старые формы молодежных субкультур и даже возникают новые. Одна из них культура ЭМО.

Эмокиды - поклонники эмо-музыки. Движение сформировалось в начале 2000-х годов. Для них характерна андрогинность, яркий прикид, прически и макияж. У эмо есть другие способы выразить себя: через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни. Самое главное стремление эмо - найти большую чистую любовь. Влюбившись, они целиком отдаются этому всепоглощающему чувству. А если окажется, что они ошиблись и этот человек ненастоящая вторая половинка, то страданиям эмокидов не будет предела, ближайшие дни они посвятят размышлениям о несовершенстве нашего мира. Но поплакав пару дней, они устремляются к дальнейшему поиску и все может повториться вновь [5].

Таким образом, молодежная субкультура предстает как эзотерическая, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это - частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.

Библиографический список

  1. Бобахо В.А. Социально-политические аспекты молодежной субкультуры / В.А. Бобахо, С.И. Левикова // Вестник Московского университета. Сер.12. Политические науки. - 1996. - N2. - С. 35-45.
  2. Бобосов Е.М. Социология: Энциклопедический словарь /Е.М. Бобосов. - М.: «ЛИБРОКОМ», 2009. - 480 с. - с. 265-266.
  3. Кравченко А.И. Культурология: Словарь / А.И. Кравченко. - М.: Академический Проект, 2000. - 671 с. - С. 365.
  4. Левикова С.И. Молодежная культура. - М.: Вузовская книга, 2007, 360 с. - С. 156 - 173.
  5. Свечников С.К. Молодежь и рок-культура: Методическое пособие / С.К. Свечников. - Йошкар-Ола: ГОУ ДПО «Марийский институт образования», 2007. - С. 25.-27.
Просмотров работы: 40