К.Д. Ушинский же определял педагогику как искусство потому, как «наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего ещё нет, и перед ним в будущем несётся цель и идеал его творчества... Всякая практическая деятельность, стремящаяся удовлетворить высшим нравственным и вообще духовным потребностям человека...есть искусство. В этом смысле педагогика будет первым, высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшей из потребностей человека и человечества - их стремлению к усовершенствованиям в самой человеческой природе... его души и тела; а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек» [3, с. 162].
Как искусство педагогика немыслима без личности творца - преподавателя и воспитателя: «... главнейшее всегда будет зависеть от личности воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [3, с. 150].
По мнению К.Д. Ушинского, творчество воспитателя должно иметь следующие три источника: народность, христианство, наука [3, с. 132-135].
Первоочередное выделение народности в этом списке он обосновывал причиной определяющего влияния национальных особенностей на личность индивида, а также печальной участи человека, воспитанного на чужом языке и культуре.
В понятие народности К.Д. Ушинский включал патриотизм с идей служения народу, любовь к родной природе, языку, народному творчеству: «Чувство народности так сильно в каждом, что при общей гибели всего святого и благородного оно гибнет последнее. Взяточник, истачивающий, как червь, силы своей родины, сочувствует её славе и её горю. В злодее, в котором потухли все благородные человеческие чувства, можно ещё доискаться искры любви к отечеству: поля родины, её язык, её предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека. Удивительно ли после этого, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Каким же образом воспитание, посредством которого новые поколения людей связываются общей духовной жизнью с поколениями отживающими, может отказаться от народности?» [3, с. 132-133].
В своих воспоминаниях о детских годах К.Д. Ушинский писал о том, какое впечатление производила на него природа родного края: «.. прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; день, проведённый ребёнком посреди рощи и полей,... стоит многих недель, проведённых на учебной скамье». Он удивлялся, почему в педагогическом творчестве так мало используется огромный воспитательный потенциал общения молодёжи с природой и рекомендовал обустраивать учебные заведения за городом в живописных местах [3, с. 287].
В рассуждениях об изучении родного языка воплотились взгляды Ушинского о том, что обучение родному языку и его глубокое усвоение прививает любовь к отчизне, её истории и культуре. К.Д. Ушинский считал фольклор важным средством познания языка, неисчерпаемым источником народной мудрости, богатств родной речи. Например, сказки - это «первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа». Вот почему фольклор так убедителен, доходчив и впечатляющ [2].
Вместе с тем, вопреки духу своего времени, К.Д. Ушинский не идеализировал народность. По его мнению, наряду с национальными достоинствами существуют и национальные недостатки. Однако «есть только один идеал совершенства, пред которым преклоняются все народности, это идеал, представляемый нам христианством. Всё, чем человек может и должен быть, выражено в божественном учении, и воспитанию остаётся только, прежде всего и в основу всего, вкоренить вечные истины христианства. Оно даёт жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию. Это неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне, впереди человека и народов; за ним должно стремиться... истинное воспитание» [3, с. 134].
Воспитатель же, как творец в сложном виде искусства, имеющий почётную миссию в обществе, должен иметь убеждения и опираться на многие науки через, прежде всего, педагогическую литературу: «Педагогическая литература... вырывает воспитателя из его замкнутой, усыпительной сферы, вводит его в благородный круг мыслителей, посвятивших свою жизнь делу воспитания. Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознаёт, что его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения» [3, с. 153].
Настоящее время - это время попыток внедрения в отечественную высшую школу идей антипедагогики (Г. фон Шенебека, Э. Браунмюллера, М. Винклера и др.), сущность которых д.ф.н. А. Огурцов формулирует следующим образом: «вместо усилий мысли - спонтанность, вместо долга и свободы - произвол; вместо регулятивных норм - консенсус, вместо ценностей - договорённости, не имеющие обязательного характера и не предполагающие доверия и ответственности, вместо реальности - симуляторы, вместо интенциональности - коммуникативность, вместо истины - убеждение, - таково кредо...постмодернисткой философии образования». Из заявленной концепции вытекают идеи об отказе от воспитательной работы со студенчеством (будущей элитой, призванной творить социально-культурный сценарий общественного развития); переносе всей ответственности за результаты обучения на молодёжь; сведении роли преподавателя вуза к роли консультанта [1]. Перед лицом угрозы полного разрушения традиций отечественной высшей школы, профессорско-преподавательскому составу технических вузов, как правило, плохо знакомому с педагогической классикой, чтение и анализ трудов выдающегося русского педагога дают возможность задуматься о том, от чего же и во имя чего мы хотим отказаться.
Список использованных источников