В связи с этим перед учеными остро встает проблема формирования аксиоструктуры личности учащейся молодежи.
Исследователи отмечают многозначность самого понятия «ценность», поскольку категория ценности является одной из самых сложных в философии, культурологии, социологии, психологии и педагогики, а смысл данного понятия, во многом, определяется субъективной позицией авторов работ в этом направлении. В философской литературе существуют различные подходы к определению ценностей: ценность отождествляется с идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение, синонимизируется с культурно-историческими стандартами; ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем. Существуют различные подходы к классификации ценностей: различают материальные, общественно-политические, духовные ценности; личностные и общечеловеческие ценности, ценности родного очага, малой родины, отечественные; гуманистические, правовые, политические, экологические, религиозные и т.д.
Советский ученый Б.Г. Ананьев, занимаясь проблемами ценностей и ценностных ориентаций, связывает с ними понятия «общность целей деятельности», «жизненная направленность», «мотивация поведения». Сформированные личностные свойства, связанные с активностью, направленностью на внешние объекты действительности, и обусловливают поведение, направленное на освоение, переживание и воспроизводство ценностей жизни и культуры. Автор уверен, что все сферы мотивации и ценностей детерминированы общественным становлением личности, то есть совокупностью определенных позиций, ролей и функций, которые формируются путем присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения. Образование, включающее в себя обучение и воспитание, позволяет сложиться «типичным характерам эпохи», социально ценным свойствам поведения и интеллекта, основам мировоззрения. По мнению Б.Г. Ананьева, изменения в образе жизни, системе отношений и сумме ценностей датируют фазы жизненного пути. Стратегии достижения далеких целей, общих идей и принципов мировоззрения осуществляются посредством тактик поведения, приспособленных к конкретным ситуациям. Этот механизм Б.Г. Ананьев назвал стратегической организацией поведения [1].
В связи с этим все студенты, обучающиеся в Уральском государственном лесотехническом университете, в том числе и по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», должны, по роду своей профессиональной деятельности, иметь развитую систему ценностей, включающую, прежде всего, эколого-гуманистические ценности, под которыми мы понимаем нравственные ориентиры современного общества, связанные с идеей его устойчивого развития. Эколого-гуманистические ценности характеризуются нравственно-ценностным отношением к природе и окружающему миру, особым видением мира как объекта постоянной заботы, способностью к ограничению своих потребностей в соответствии с возможностями природы и общества.
Согласно требованиям Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, выпускники - специалисты по сервису и туризму должны знать возможности современных научных методов познания природы, владеть технологиями, необходимыми для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций, а также знать основы современных дисциплин о человеке, его потребностях и методах их удовлетворения. Сформированность этой системы ценностей у студентов Гуманитарного факультета УГЛТУ может служить показателем их профессиональной компетентности, поскольку профессиональная деятельность будет связана с разными видами туризма, и прежде всего, таким популярным сейчас видом, как экологический туризм.
С целью получения информации о сформированных эколого-гуманистических ценностях в ноябре 2011 г. нами был проведен анонимный опрос 90 студентов II-IV курсов Гуманитарного факультета Уральского государственного лесотехнического университета, обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».
Респондентам задавались вопросы об их отношении к гуманистическим и экологическим ценностям. Согласно модифицированной методике М. Рокича, студентам было предложено проранжировать
Результаты анкетирования, касающиеся формирования эколого-гуманистических ценностей у студентов лесотехнического университета, приведены в табл.1.
Таблица 1
Ранжирование эколого-гуманистических ценностей с позиций студентов II-IV курсов Гуманитарного факультета УГЛТУ
Место |
Эколого-гуманистические ценности |
% респондентов, поставивших ценность на первые пять мест |
1 |
Здоровье |
83,2 |
2 |
Любовь |
72,2 |
3 |
Счастливая семейная жизнь |
55,6 |
4 |
Дружба |
50 |
5 |
Свобода |
44,4 |
6 |
Материальное благополучие |
33,3 |
7 |
Сохранение разнообразных отношений леса с атмосферой |
22,2 |
8 |
Сохранение разнообразных отношений леса с водой |
16,7 |
9 |
Творчество |
11,1 |
9 |
Счастье других |
11,1 |
9 |
Сохранение разнообразных отношений леса с почвой |
11,1 |
10 |
Интересная работа |
5,6 |
10 |
Познание |
5,6 |
10 |
Развлечение |
5,6 |
10 |
Сохранение естественной лесной динамики |
5,6 |
10 |
Сохранение лесного биологического многообразия |
5,6 |
11 |
Красота природы и искусства |
0,0 |
11 |
Активная, деятельная жизнь |
0,0 |
11 |
Жизненная мудрость |
0,0 |
11 |
Продуктивная жизнь |
0,0 |
11 |
Общественное признание |
0,0 |
Результаты исследования показали, что в структуре ценностей студентов Гуманитарного факультета УГЛТУ преобладают ценности личного благополучия: здоровье (83,2%), любовь (72,2%), счастливая семейная жизнь (55,6%), дружба (50%), свобода (44,4%), материальное благополучие (33,3%). Хочется отметить, что и экологическим ценностям отведено место в аксиоструктуре личности студентов: сохранение разнообразных отношений леса с атмосферой поставили на первые пять мест 22,2% респондентов, сохранение разнообразных отношений леса с водой - 16,7%, сохранение разнообразных отношений леса с почвой - 11,1%, сохранение естественной лесной динамики - 5,6%, сохранение лесного биологического многообразия - 5,6%. С сожалением можно констатировать, что такая эколого-эстетическая ценность, как красота природы и искусств (0,0%), а также гуманистические ценности: активная, деятельная жизнь (0,0%), жизненная мудрость (0,0%) и др. не имеет особого значения для студентов.
Таким образом, можно утверждать, что роль эколого-гуманистических ценностей в профессиональной подготовке специалистов по сервису и туризму велика, поскольку позволяет принимать более взвешенные и ответственные решения при предоставлении услуг, особо тщательно соблюдать законодательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма, правовые нормы, регулирующие отношения между личностью и семьей, обществом, окружающей средой, развивать экологический туризм и т.д.
Библиографический список