МЕСТО ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В АКСИОСТРУКТУРЕ СТУДЕНТОВ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МЕСТО ЭКОЛОГО-ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В АКСИОСТРУКТУРЕ СТУДЕНТОВ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема готовности учащейся молодежи к выполнению профессиональных обязанностей в сложных изменяющихся экономических, социальных и политических условиях развития общества становится актуальнейшей проблемой современной педагогической науки. Сейчас, как никогда, государству требуются специалисты нового социокультурного типа, обладающие развитыми социально-значимыми компетенциями, способные к созданию новых смыслов и ценностей профессиональной деятельности, готовые принять на себя ответственность за технологическую безопасность деятельности и последствия влияния своей работы на природу и общество [3].

В связи с этим перед учеными остро встает проблема формирования аксиоструктуры личности учащейся молодежи.

Исследователи отмечают многозначность самого понятия «ценность», поскольку категория ценности является одной из самых сложных в философии, культурологии, социологии, психологии и педагогики, а смысл данного понятия, во многом, определяется субъективной позицией авторов работ в этом направлении. В философской литературе существуют различные подходы к определению ценностей: ценность отождествляется с идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение, синонимизируется с культурно-историческими стандартами; ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем. Существуют различные подходы к классификации ценностей: различают материальные, общественно-политические, духовные ценности; личностные и общечеловеческие ценности, ценности родного очага, малой родины, отечественные; гуманистические, правовые, политические, экологические, религиозные и т.д.

Советский ученый Б.Г. Ананьев, занимаясь проблемами ценностей и ценностных ориентаций, связывает с ними понятия «общность целей деятельности», «жизненная направленность», «мотивация поведения». Сформированные личностные свойства, связанные с активностью, направленностью на внешние объекты действительности, и обусловливают поведение, направленное на освоение, переживание и воспроизводство ценностей жизни и культуры. Автор уверен, что все сферы мотивации и ценностей детерминированы общественным становлением личности, то есть совокупностью определенных позиций, ролей и функций, которые формируются путем присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения. Образование, включающее в себя обучение и воспитание, позволяет сложиться «типичным характерам эпохи», социально ценным свойствам поведения и интеллекта, основам мировоззрения. По мнению Б.Г. Ананьева, изменения в образе жизни, системе отношений и сумме ценностей датируют фазы жизненного пути. Стратегии достижения далеких целей, общих идей и принципов мировоззрения осуществляются посредством тактик поведения, приспособленных к конкретным ситуациям. Этот механизм Б.Г. Ананьев назвал стратегической организацией поведения [1].

В связи с этим все студенты, обучающиеся в Уральском государственном лесотехническом университете, в том числе и по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», должны, по роду своей профессиональной деятельности, иметь развитую систему ценностей, включающую, прежде всего, эколого-гуманистические ценности, под которыми мы понимаем  нравственные ориентиры современного общества, связанные с идеей его устойчивого развития. Эколого-гуманистические ценности характеризуются нравственно-ценностным отношением к природе и окружающему миру, особым видением мира как объекта постоянной заботы, способностью к ограничению своих потребностей в соответствии с возможностями природы и общества.

Согласно требованиям Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, выпускники - специалисты по сервису и туризму должны знать возможности современных научных методов познания природы, владеть технологиями, необходимыми для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций, а также знать основы современных дисциплин о человеке, его потребностях и методах их удовлетворения. Сформированность этой системы ценностей у студентов Гуманитарного факультета УГЛТУ может служить показателем их профессиональной компетентности, поскольку профессиональная деятельность будет связана с разными видами туризма, и прежде всего, таким популярным сейчас видом, как экологический туризм.

С целью получения информации о сформированных эколого-гуманистических ценностях в ноябре 2011 г. нами был проведен анонимный опрос 90 студентов II-IV курсов Гуманитарного факультета Уральского государственного лесотехнического университета, обучающихся по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».

Респондентам задавались вопросы об их отношении к гуманистическим и экологическим ценностям. Согласно модифицированной методике М. Рокича, студентам было предложено проранжировать

  • шестнадцать гуманистических ценностей: активная, деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье (физическое и психическое), интересная работа, красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве), любовь, материальное благополучие, дружба (наличие хороших и верных друзей), общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие), продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), развлечения, свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), семья, счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа и человечества в целом), творчество (возможность творческой деятельности) [2, с. 99];
  • пять экологических ценностей: сохранение лесного биологического многообразия, сохранение естественной лесной динамики, сохранение разнообразных отношений леса с почвой, сохранение разнообразных отношений леса с водой, сохранение разнообразных отношений леса с атмосферой.

 Результаты анкетирования, касающиеся формирования эколого-гуманистических ценностей у студентов лесотехнического университета, приведены в табл.1.

Таблица 1

Ранжирование эколого-гуманистических ценностей с позиций студентов II-IV курсов Гуманитарного факультета УГЛТУ

 

Место

 

Эколого-гуманистические ценности

% респондентов, поставивших ценность на первые пять мест

1

Здоровье

83,2

2

Любовь

72,2

3

Счастливая семейная жизнь

55,6

4

Дружба

50

5

Свобода

44,4

6

Материальное благополучие

33,3

7

Сохранение разнообразных отношений леса с атмосферой

22,2

8

Сохранение разнообразных отношений леса с водой 

16,7

9

Творчество

11,1

9

Счастье других

11,1

9

Сохранение разнообразных отношений леса с почвой

11,1

10

Интересная работа

5,6

10

Познание

5,6

10

Развлечение

5,6

10

Сохранение естественной лесной динамики

5,6

10

Сохранение лесного биологического многообразия

5,6

11

Красота природы и искусства

0,0

11

Активная, деятельная жизнь

0,0

11

Жизненная мудрость

0,0

11

Продуктивная жизнь

0,0

11

Общественное признание

0,0

Результаты исследования показали, что в структуре ценностей студентов Гуманитарного факультета УГЛТУ преобладают ценности личного благополучия: здоровье (83,2%), любовь (72,2%), счастливая семейная жизнь (55,6%), дружба (50%), свобода (44,4%), материальное благополучие (33,3%). Хочется отметить, что и экологическим ценностям отведено место в аксиоструктуре личности студентов: сохранение разнообразных отношений леса с атмосферой поставили на первые пять мест 22,2% респондентов, сохранение разнообразных отношений леса с водой - 16,7%, сохранение разнообразных отношений леса с почвой - 11,1%, сохранение естественной лесной динамики - 5,6%, сохранение лесного биологического многообразия - 5,6%. С сожалением можно констатировать, что такая эколого-эстетическая ценность, как красота природы и искусств (0,0%), а также гуманистические ценности: активная, деятельная жизнь (0,0%), жизненная мудрость (0,0%) и др.  не имеет особого значения для студентов.

Таким образом, можно утверждать, что роль эколого-гуманистических ценностей в профессиональной подготовке специалистов по сервису и туризму велика, поскольку позволяет принимать более взвешенные и ответственные решения при предоставлении услуг, особо тщательно соблюдать законодательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма, правовые нормы, регулирующие отношения между личностью и семьей, обществом, окружающей средой, развивать экологический туризм и т.д.

Библиографический список

  1. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. АПН РСФСР. - М. [б.и.], 1960. - 486 с.
  2. Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе: Монография / Н.А. Журавлева. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 335 с.
  3. Пономарев, А.В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста: автореф. дисс. ... д.п.н. / А.В. Пономарев. - Екатеринбург, 2009. - 38 с.
Просмотров работы: 13