СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время складывается впечатление, что чтение традиционных печатных изданий при подготовке к учебным занятиям заменяется просмотром информационных текстов в Интернете. Означает ли это, что современные информационные технологии замещают книги или то, что новое поколение стало меньше читать? По статистическим данным  общероссийского мониторинга, проведенного в 2008 году Левада-Центром, в период с 2003 г. по 2008 г. частота чтения изменилась следующим образом: - в 2003 г. постоянно читали книги 26 процентов россиян, в 2008 -  (16%), газеты -  43 % и, соответственно,  (21%), журналы - 21% и ( 9% );  от случая к случаю читали,  книги - 40 % и (36%), газеты - 43% и (40%), журналы - 47 % и (35%), при этом, никогда не читали:  книги  -  34 %  и (46%), газеты - 14 % и  (37%), журналы  - 21% и (54%) [1]

О чем говорят эти цифры: о неумении или нежелании человека читать? Возможно, в наше время людям не хватает стимула для чтения, особенно молодому поколению. В таком информационном потоке, захлестнувшем общество, развивающемуся уму трудно расставить приоритеты, дать адекватную оценку и найти что-то ценное для себя. Интернет, телевидение и различные средства массовой информации предоставляют возможность быть в курсе мировых проблем, и в то же время  сбивают с толку и не утоляют истинную потребность в познании.

Книга, как и компьютер играют большую роль в жизни человека с самого начала их возникновения. Ценность печатного издания берет свои корни еще в древности, когда все рукописи велись вручную, тщательно прорисовывая каждую букву. Этим делом занимались самые образованные люди, обычно священнослужители. Появление массового книгопечатания в Новое время равноценно  современной социокультурной ситуации распространения компьютерных технологий в постиндустриальную эпоху.  Компьютер из области элитарного научного пользования становится предметом повседневного широкого массового потребления.

По  результатам анкетирования студентов первого и второго курсов гуманитарного факультета и четвертого курса лесоинженерного факультета, мы видим примерное равенство в использовании в учебном процессе печатных и Интернет источников. Учебная литература в книжном варианте имеется у 62 % студентов,  52 % обращаются к Интернет-ресурсам. Учебники и справочники по специальности имеют 43 %,  Интернетом по специальности  пользуются 50 %  респондентов.

Сравнительный анализ роли печатного текста и экрана в студенческой жизни проводит  Е. Ю. Васина. Традиционные тексты востребованы студентами в силу их доступности, информативности, возможности неоднократного обращения к ним. Преимуществами полнотекстовых ресурсов Интернета являются: возможность работать в любое время, в любом месте и с любого компьютера, имеющего выход в Интернет, в отличие от графика работы библиотеки; быстрый поиск ссылок на ресурс и оперативное получение самого полнотекстового ресурса; отсутствие рекомендаций преподавателей относительно первоисточников; отсутствие необходимых документов в фонде библиотеки вуза; отсутствие в книгах необходимой информации; неумение пользоваться межбиблиотечным фондом [2]                  

На первый взгляд, наличие и умение пользоваться ПК при подготовке к занятиям должно только приветствоваться. Но обращение к ПК  часто связано с выполнением конкретного задания и носит в целом фрагментарный характер, в отличие от  постоянного чтения специальной литературы по предмету, рекомендованной преподавателем, формирующего такие качества как системность и фундаментальность.

Проблема распространения и  приобретения учебной и художественной литературы по результатам анкетирования в УГЛТУ решается следующим образом: в магазинах покупают книги 65%, в библиотеке получают книги 53% , у друзей и знакомых заимствуют 38% , только в Интернете - 32% , в домашней библиотеке  - 3 %. С одной стороны, высокий процент обращения за литературой в магазин свидетельствует о материальном благополучии современного студента, с другой стороны, это поиск новинок на книжном рынке. Обмен литературой характерен для студентов, проживающих в общежитии. Показательна утрата роли домашней библиотеки и как хранилища, и как транслятора  духовных ценностей, и как функции формирования письменной культуры и  навыков чтения. В «Национальной программе  поддержки и распространения чтения» отмечается, что только в 7%  российских семей читают книги  детям вслух.

Чтение - это не только источник информации, но и способ  изучения родного языка, усвоения аккумулированного  духовного социального  опыта. Монополизация компьютерного «чтения» выражается в прогрессировании внешней рациональности жизни за счет внутренней автономности человеческого интеллекта. Деформация духовной коммуникации приводит к формированию прагматичного стиля мышления, ориентированного на получение информации, нивелирующей личностно-индивидуальное восприятие, лишенное образности и эмоциональности.

Что же является стимулом к чтению? 67% респондентов ответили, что в учебном процессе мотивацией к  чтению являются рекомендации и указания преподавателей. В досуговое время стимулом к чтению являются: советы друзей и знакомых - 44 % , просмотр одноименных фильмов - 40 % (так художественный фильм «Мастер и Маргарита»  инициировал прочтение романа), просмотр документальных фильмов спровоцировал поиск информации по теме - 28%, обычный интерес - 29% , потребность в новом знании - 10%, советы родителей - 3%. Как показывают приведенные данные, несмотря на  воздействие СМИ, учащаяся молодежь  сохраняет живой интерес к чтению, который, если судить по частотному распределению ответов, занимает в досуговых предпочтениях наивысшую ранговую позицию после общения с друзьями. В наибольшей степени этот интерес выражен у гуманитариев, почти две трети отметили чтение в качестве одного из любимых занятий в свободное время. Чтение у студентов технической специальности фактически делит лидирующие позиции с компьютером, опережая последний лишь на 3% (47% и 44% соответственно). Почти четверть опрошенных заявили, что практически каждый день им удается почитать что-то помимо учебников и специальной литературы, 34% находит для этого время 3-4 раза в неделю. Таким образом,  55% читают постоянно и регулярно, до трети читают в основном урывками.

Но, если оценивать интенсивность чтения, например, по количеству книг, прочитанных за последние полгода, то четверть опрошенных за это время вообще ничего не прочли,  столько же читали очень мало (в среднем 1 книга в месяц), а читающих более 2-3 книг в месяц оказалось примерно 15%.  Самыми предпочтительными в студенческой среде оказались новостные издания - 63% (чтение в Интернете), литература по психологии - 27 %, газеты и журналы регулярно просматривают 19%, глянцевые журналы - 9%, классическая проза, поэзия и детективы - каждая позиция по 7%, женские романы - 4%, фантастика - 2%.

В ходе исследования студентам был задан открытый вопрос, предлагающий назвать любимое ими литературное произведение. Положительно на данный вопрос ответили 69%, у 31% студентов любимой книги не оказалось. На первом месте роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» ( предположительно это связано с тем, что в день опроса на ТВ транслировался одноименный сериал) - 24%, на втором месте С. Майер «Сумерки» (опять же одноименный фильм из жизни вампиров) - 9%, на третьем (только что вышедший в прокат фильм С. Снежкина по одноименной повести П. Санаева)  «Похороните меня за плинтусом» - 3.5%.

Таким образом, экранное чтение представляет собой вариант интеллектуального и эмоционального способа духовной коммуникации человека с окружающим миром. При использовании его возможностей происходит осмысление действительности в целом, и формируется стимулирующая потребность поиска  традиционного текстового первоисточника, в частности. Развивающиеся навыки восприятия и интерпретации аудиовизуальной информации моделируются и применяются в работе с письменными текстами. Книгочтение и экранное чтение взаимодополняют друг друга и являются сторонами единого гносеологического процесса, различными  аксиологическими языками одной культуры.

Библиографический список

  1. Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Чтение и общество в России 2000-х годов // Социологические исследования, 2009. №7, с. 63.
  2. Васина Е.Ю.  Экранное чтение студентов: проблема или основа информационной культуры? В сб.: Homo legens в прошлом и настоящем: материалы II Всероссийской научно-практической конференции.-Н.Тагил, НТГСПА, 2009, с. 119-120.                                                       
Просмотров работы: 9