ОСВОЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «МИРОВАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО» - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСВОЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «МИРОВАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях процветания техногенной цивилизации, усиления роли научно-технического прогресса возникает необходимость приобщения к духовным истокам, культурному наследию, к национальным традициям в культуре и искусстве каждого народа. Культура создает и развивает эстетические потребности людей, позволяющие познать прекрасное в жизни, оценить накопленный веками социально-духовный опыт предшествующих поколений по созданию великих ценностей человеческого бытия - произведений искусства.

Философ А.А. Макейчик в своей монографии «Аксиология» утверждает, что ценности - «это не просто еще один вид знаний, норм или рекомендаций, а движущая сила и индикатор человечности в строгом и высоком смысле этого слова»[1]. В «Большом толковом словаре русского языка»  понятие ценность объясняется как нечто важное, значимое для человека. [2] Особую ценность во все времена для человека представляли предметы, явления культуры, нравственности, морали, искусства. В последнем случае можно говорить о художественных ценностях.

Художественные ценности (по законодательству РФ) - это составляющие художественное достояние ценности и категории предметов, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы; оригинальные скульптурные произведения, художественные композиции и монтажи; художественно оформленные предметы культового назначения; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно - прикладного искусства; изделия традиционных народных художественных промыслов; составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; старинные книги и издания, представляющие исторический, художественный, научный и литературный интерес; почтовые марки, старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования, а также другие движимые предметы, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение. архивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты.

Курс «Мировая культура и искусство» позволяет рассматривать культурные явления как средство воспитания нравственных идеалов, этических норм, расширения кругозора и формирования мировоззрения студентов. Считаем, это особенно важно в начале третьего тысячелетия, где идеалы и нормы практически утратили лидирующее положение в общественном развитии. При изучении данной дисциплины мы раскрываем многие вопросы теории культуры и искусства, знакомимся с многообразием видов искусства (изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного и т. д.), художественными ценностями, созданными разными народами, начиная с палеолита и заканчивая культурой и искусством XXI века, анализируем взаимодействие культуры, искусства и общества, современную социокультурную ситуацию и инновации в искусстве XX -XXI века в Европе, Америке и России.

Создание первых художественных ценностей можно отнести к эпохе палеолита. В изобразительном искусстве - это всем известные потрясающие «Палеолитические Венеры» - богини - прародительницы, в ДПИ - гребни с гравировкой, мифы, музыкальные инструменты, в первую очередь, ударные. Возникает протописьменность - пиктография (рисуночное письмо). Наконец, в конце XIX века в Испании в пещере Альтамира археолог - любитель дон Марселино де Саутуола обнаружил роспись на стенах. Там были изображения животных, линии и спирали, которые можно принять за первобытный орнамент. Подобные находки были сделаны в 1940 г. в пещере Ласко, которую назвали «Сикстинской капеллой первобытной живописи», сравнивая ее росписи с фресками Микеланджело. На стенах пещеры Ласко изображена сложная композиция: раненый бизон, человек (очень схематично) и носорог.

В 1959 г. на Южном Урале была открыта Капова пещера. На ее сводах древние художники нарисовали семерых мамонтов, двух носорогов и трех лошадей. Эти изображения спрятаны в глубине пещеры (почти в 1 км. от входа), чтобы увидеть их надо идти по лабиринтам, к тому же без специального освещения практически невозможно что-либо рассмотреть. Поэтому можно предположить, что в пещере при помощи рисунков совершались некие магические действия. Но в целом, поражает общность художественного стиля с изображениями в пещере Ласко.

В эпоху неолита появляются произведения монументальной архитектуры, также, по всей вероятности, культового назначения, встречающиеся в Северной Африке, Америке, Азии, в приморских областях Европы. Это менгиры, дольмены, кромлехи и, конечно же, загадочные лабиринты из небольших камней. В этот же период возникает и монументальная скульптура. Она, в основном, представлена надгробными памятниками вождям. Развивается декоративно - прикладное искусство.

Период неолита - время, когда выделяется ремесло и в соответствии с этим происходит резкий качественный скачок в создании и оформлении предметов быта, культа, оружия, принадлежащих вождям и жрецам. Ремесленники на заказ изготавливают украшения, посуду, одежду. С началом перехода к медно - каменному веку (энеолиту) появляется художественное литье, чеканка (торевтика), тиснение, золочение, инкрустация. Литье и чеканка были прекрасно развиты, например, у скифов и сарматов.

В древности возникает устное народное творчество, складывается героический эпос, панегирик, волшебная сказка. Героический эпос своими корнями уходит в первобытную мифологию. В эпоху военной демократии, когда война становится, чуть ли не образом жизни, формируется культ воинской доблести и славы. Панегирик, так называемый, «малый жанр», прославляет богов, вождей, великих воинов, почетных гостей. В волшебных сказках нашла свое отражение попытка самоутверждения простого народа и мечта о социальной справедливости. Можно сказать, что героический эпос представляет собой аристократическую оценку политических и социальных процессов эпохи военной демократии, а в волшебных сказках дается оценка этих процессов со стороны народа.

Таким образом, в курсе «Мировая культура и искусство» мы осваиваем художественные ценности, созданные в самые разные эпохи, начиная с доцивилизационного периода. Уже в то время в области духовной культуры у людей сформировались зачатки знаний о внешнем мире, нравственные и моральные нормы, мифология, религиозные представления и некоторые виды и формы искусства: музыка, архитектура, изобразительное искусство, т.е. то, что мы называем «художественной культурой».

Художественными ценностями являются и величайшие творения гениев разных эпох, которые открывают нам двери в удивительный мир искусства. Эзоп и Данте, Фидий и Роден, импрессионисты и передвижники, Онеггер и Чайковский - вот только несколько имен, чьи художественные ценности мы изучаем на занятиях по мировой культуре и искусству. Благодаря их творчеству мы узнаем о тех временах, об эстетических идеалах эпохи, устремлениях и мечтах людей.

Литература

  1. А.А. Макейчик. Аксиология: Монография.- СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2004. - с.15.
  2. Большой толковый словарь русского языка. - СПб: Норинт, 2001. - с. 1461.
Просмотров работы: 10