ВОСПИТАНИЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ» В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВОСПИТАНИЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ» В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние десятилетия в современном обществе актуализируется задача воспитания «экологической личности». В 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро была принята программа «Повестка дня на ХХI век», которая стала своеобразной точкой отсчета новой идеологии в международном масштабе. В программе закреплена концепция устойчивого развития общества и природы (концепция устойчивого развития - «sustainable development» - сформулирована в докладе 1987 года Международной комиссией по окружающей среде и развитию). В данной концепции сформулированы понятия потребностей и ограничений общества, охарактеризованы модели государственного развития с точки зрения сохранения окружающей среды, отражены проблемы окружающей среды, вопросы демографии, здоровья и уровня жизни людей. Важнейшим выводом конференции явилось положение о необходимости превращения концепции устойчивого развития в систему духовных и профессиональных установок человечества.

Тип «экологической личности» исследуется современными учеными как наиболее востребованный современным общественным сознанием. В частности, в рамках такого направления науки, как гуманистическая экология выдвигается идея о том, что процессы, которые изменяют физическую, природную окружающую среду, коренятся в социоэкономических и идеологических процессах. Международная организация гуманистической экологии, находящаяся в Вене, определяет ее предмет «как рассмотрение жизни человека во всех его физических, химических, биологических, духовных, социальных и культурных проявлениях с экологической точки зрения» [5, с. 43]. Представители этого направления (Б. Глезер, Ф. Фразер-Дарлиг, Л.Х. Трибе, Г. Альтнер, К.М. Майер-Абих и др.) на пути углубленного переосмысления отношений «человек - природа» исследуют ценностные аспекты идеологии, культуры, мировоззрения, веры.

Эколого-гуманистические ценностные ориентации человека и общества как условие выхода человечества из экологической катастрофы обсуждаются «Римским клубом» (неформальной общественной организации, созданной в 1968 году). В докладах членов «Римского клуба» сформулированы важные положения о воспитании подрастающего поколения в духе нового экологического гуманизма как важнейшей проблемы современности, от решения которой зависит выживание человечества. В выводах «Римского клуба» экологическая культура отдельной личности и общества в целом выступает основой для успешного решения социальных и экономических вопросов.

В работах современных ученых доказывается неизбежность цивилизационной перестройки, перед которой стоит человечество. По мнению Н.Н. Моисеева, менталитет человека, его ценностные ориентации, многие характеристики его психической конституции уже не соответствуют новым условиям жизни и должны быть изменены, точнее, «преодолены с помощью нового воспитания, новых табу, утверждения новой нравственности» [3, с. 113].

Необходимость ценностной переориентации в образе жизни современного человека, которая будет способствовать новому пути развития общества и природы, доказывается в работах А.Д. Урсула. Он исследует весь комплекс биологических, социальных, интеллектуальных качеств человека, которые должны быть преобразованы, начиная с перестройки питания, перехода к здоровому образу жизни и завершая духовно-ценностными, моральными, социально-психологическими, интеллектуальными установками. Целью такой перестройки человека является «грядущее состояние общества, когда оно перейдет на интенсивно-коэволюционный способ взаимодействия с природой, где гуманизированный коллективный разум сможет обеспечить выживание человечества, устойчивое, безопасное во всех отношениях развитие цивилизации в земных и космических масштабах и в наиболее полной мере реализовать стремление человека к счастью» [4, с. 22].

Воспитание подрастающего поколения в соответствии с идеалом экологической личности связывается с воспитанием чувства ответственности: «Человеку экологическому» присуще «нравственно-ценностное отношение к природе и к людям, способность к самоограничению, чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, особое видение мира как объекта его постоянной заботы» [1, с. 28].

Важным штрихом к портрету экологической личности является сформированность у нее экологически ориентированных потребностей. Понимание человеком необходимости гармонизации своих потребностей в соответствии с потребностями природы и общества лежит в основе экологических законов, разработанных Б. Коммонером. Эти законы обусловлены ценностными установками на экологическую осторожность, экологическую умеренность, экологическую осведомленность, экологическую активность:

все связано со всем: в природе все взаимосвязано, человек - часть природы и связан с другими ее элементами экологическими связями. Любое его действие вызывает изменения других природных элементов; нужно жить так, чтобы не навредить природе (экологическая осторожность);

все должно куда-то деваться (в природе нет отходов, она сама «очищает» себя. Отходы деятельности человека, выброшенные в природу, загрязняют ее и губят все живое на земле, в том числе и человека. Можно придумать, где применить ставшие ненужными вещи, чтобы меньше загрязнять природу; беречь вещи, ведь их «дает» нам природа, и не покупать то, без чего можно обойтись (экологическая умеренность);

природа знает лучше: природа сама регулирует свою жизнь. Человек, не зная законов природы, может навредить ей. Природа дает человеку не только материальные богатства, но и богатства духовные. Она источник знаний, красоты, доброты. Нужно изучить природу, чтобы разумно помогать ей (экологическая осведомленность);

ничто не дается даром: планета Земля - наш общий «дом», природа и общество - единое целое, зависят друг от друга. Если что-то взять от целого, оно не будет самим собой, т.е. разрушится. Будущая жизнь природы и людей зависит от тех, кто живет на планете сейчас (экологическая активность) [2, с. 79-83].

Таким образом, сегодня человечество столкнулось с проблемой нарушения экологического равновесия, затрагивающей интересы всех стран и народов, решить которую можно только общими усилиями, поскольку она имеет глобальный характер. Положения, сформулированные в концепции устойчивого развития, закрепляют новую ценностную доминанту современного общества. Их реализация напрямую связана с выработкой мировой стратегии воспитания подрастающего поколения сообразно идеям экологического гуманизма. Поэтому чрезвычайна актуальной становится проблема воспитания личности со сформированными эколого-гуманистическими ценностями, ценностными ориентациями.

Библиографический список

  1. Дежникова, Н.С. Учитель как человек экологический [Текст] /     Н.С. Дежникова // Педагогика. - 1995. - № 3. - С. 37 - 40. (123)
  2. Коммонер, Б. Замыкающийся круг. Природа, человек, теология [Текст] / Б. Коммонер. - Л., 1977. - 279.
  3. Моисеев, Н.Н. Экология и образование [Текст] / Н.Н. Моисеев. - М.: ЮНИСАМ», 1996. - 192 с.
  4. Урсул, А.Д. Устойчивое развитие и безопасность: будущее России в глобально-экономическом ракурсе [Текст] / А.Д. Урсул // Устойчивое развитие: обзор. информ. / ВИНИТИ. - 1998. - № 2. - С. 4 - 89.
  5. Шульженко, А.К. Европейская педагогика: экологическая эстетика [Текст] : монография / А.К. Шульженко. - М.: ИОСО РАО, 2004. - 248 с.
Просмотров работы: 15