Наши легендарные выпускники. Михаил Васильевич Нагибин - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Наши легендарные выпускники. Михаил Васильевич Нагибин

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

  Уважаемые слушатели и читатели!

Приглашаю вас посетить Музей нашего учебного заведения - Таганрогского авиационного колледжа имени В.М. Петлякова. Вы вошли - и оказались в просторном салоне самолета; такой необычный вид придали нашему музею его создатели. На бортах салона самолета - то есть на стенах - ее величество История нашего учебного заведения: в фотографиях, пожелтевших газетных вырезках, документах, личных вещах и многочисленных моделях самолетов, к которым наше учебное заведение, благодаря своим питомцам, имеет непосредственное отношение. И вдруг наблюдательный взгляд замечает, что очень уютно среди самолетов себя чувствуют и модели вертолетов - от малыша Ми-2 до грозного Ми-24 и величественного Ми-26. Этот стенд - подарок нашему колледжу к 100-летию от знаменитого не только в нашей России, но и в мире «Роствертола», директором которого в течении 20 лет был Михаил Васильевич Нагибин, выпускник Таганрогского авиационного техникума 1954-го года.

Настоящее сообщение - результат проделанной работы с изданием: В. Гончаров; «Михаил Васильевич Нагибин»; Ростов-на-Дону; «МП КНИГА»; 2000 г. и личного общения с бывшими работниками ТМЗ имени Димитрова, лично общавшихся с М. В. Нагибиным.

Подготовив настоящее сообщение к Научно-практической конференции, посвященной 112-й годовщине нашего колледжа, и размещая его на страницах общероссийской студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум 2012», мы надеемся на сотрудничество с теми, кто был лично знаком с Михаилом Васильевичем, трудился бок о бок с ним, дружил и любил.

А сейчас - только первый шаг в нашем знакомстве с таким ярким, таким неординарным человеком.

 

М.В. Нагибин

 

 

 

Названая в честь М. Нагибина улица
в Ростове-на-Дону.

 

 

 

М.В.Нагибин - главный технолог завода

им. Димитрова.

 

 

 Михаил Васильевич Нагибин

    11 ноября 1935 - 31 марта 2000

Это человек, которого следует отнести к когорте тех, кого по праву называют борцами, творцами, первопроходцами, победителями.

Он обладал способностью смело, решительно и основательно браться за решение самых сложных, нередко очень запутанных вопросов, всесторонне взвешивая и просчитывая различные варианты возможного стратегического развития предприятия.

Под его руководством "Роствертол" и в трудные годы реформирования, перехода к рыночной экономике, в условиях жёсткой конкуренции на отечественном и мировом рынках вертолётостроения сохранил свои позиции, имидж.

Многих наград удостоился "Роствертол" и его бессменный руководитель.

Каждая из них имеет свою особенную ценность и значимость. Присуждение "Факела Бирмингема" явилось для М.В.Нагибина, дирекции, всего трудового коллектива внушительным, авторитетным актом признания "Роствертола" мировым сообществом. Этот знак был принят как подтверждение способности предприятия справляться с трудностями экономического выживания в условиях формирующихся В России рыночных отношений и экономических реформ.

М.В.Нагибин был чрезвычайно гармоничной личностью. В нём сочетались талант крупного организатора, отличного инженера, прекрасного воспитателя, рачительно хозяина, отзывчивого и доброго человека.

 

 

 

 

Миша Нагибин, 14 лет.

 

 

Миша Нагибин, 16 лет.

 

 

Михаил Нагибин - служба в Советской Армии,

1954 - 1957 гг.

 

 

 

 

 

М.В. Нагибин с коллегами по работе на заводе

им. Дмтрова на Ноябрьской демонстрации.

 

 

 

 

 

Поздравление участника боев за освобождение Ростова П.И. Милюкова

 

 

 

 

 

М.В. Нагибин с коллегами по работе на заводе

им. Димитрова на Первомайской демонстрации.

 

М.В. Нагибин на встрече с активом

ОАО «Роствертол», 1982 г.

 

 

 

 

Д.М. Чумаченко и М.В. Нагибин представляют комиссии новый вертолет.

 

 

 

 

 

Группа иностранных специалистов,

прошедших в УЦ ОАО обучение полетам и техобслуживанию вертолета Ми-26Т.

 

 

 

 

 

М.В. Нагибин,

председатель профкома Г.В. Рябоконов

и генеральный директор

ОАО ТВЦ «Роствертол» П.Д Мотренко.

 

Дворец культуры ОАО «Роствертол».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один из вертолетов семейства Ми.

 

 

 

 

 

 

М.В. Нагибин с сокурсниками. В день столетия авиационного техникума им. В.М. Петлякова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Награда Русской Православной Церкви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Траурная процессия.

Таганрогский период

Михаил Васильевич Нагибин родился               11-го ноября 1935 года в г.Таганроге Ростовской области, в 1954-ом году окончил Таганрогский авиационный техникум.

Трудовая деятельность будущего генерального директора "Роствертола" началась сборщиком-клепальщиком на Таганрогском механическом заводе им. Димитрова (ныне - ОАО «Таганрогская авиация") Министерства авиационной промышленности СССР. По окончанию Авиационного техникума молодого выпускника, подающего недюжинные надежды ,назначают помощником мастера производственного участка цеха № 1.

Успешно начатая на крупном предприятии работа вскоре была прервана призывом на действительную военную службу. В Советской армии М.В.Нагибин служил с ноября 1954-го по июль 1957-го года.

И уже в августе, демобилизовавшись, возвратился на родной завод, откуда уходил исполнить сыновний воинский долг.

Завод имени Димитрова действительно стал родным для Михаила Васильевича - он проработал на нём до мая 1976 года, то есть почти девятнадцать лет. Этот период оказался для него временем утверждения как специалиста, руководителя, организатора производственного процесса.

Вот ступени его роста на ТМЗД: сборщик-клепальщик, помощник мастера, мастер производственного участка, контрольный мастер, старший мастер, заместитель начальника цеха №1 , начальник цеха №1, заместитель главного технолога, главный технолог предприятия.

 

 

1995 год. В кабинете, где двадцать лет назад работал М.В.Нагибин и где всё оставлено неизменным в знак уважения к его бывшему хозяину, руководители бывшего ТМЗД (к тому времени ОАО "ТАВИА") принимали журналиста заводской газеты "Роствертола".

 

 

Директор завода Ожерельев Николай Васильевич: "Хорошо помню Нагибина ещё совсем молодым. Он тогда контролёром работал. Очень дотошным был. Прежде чем решение принять, бывало, гору литературы перевернёт. До главного технолога завода Михаил Васильевич дорос достаточно быстро. Но рост этот был всего лишь платой завода за его таланты специалиста и организатора, а потому этот быстрый рост и повышение по службе ни у кого не вызывало зависти".

Н.В. Ожерельев припоминает эпизод, характеризующий стиль работы Нагибина и его поведение в чрезвычайной ситуации: в одном из производственных корпусов ТМЗД вдруг затрещала ферма перекрытия. Это грозило опасностью, как для промышленного сооружения, так и для работающих там исполнителей. Поднялся, естественно, переполох - что делать? Многие были уверенны, что своими силами с бедой не справиться. На учёных мужей из гидроавиапрома сразу не положились, знали, насколько может затянуться их научно-техническая экспертиза. Но всё же пригласили научных светил, попросили проконсультировать, помочь советом и делом. Но оказалось, что с их предложениями согласиться нельзя - уж очень долго они были намерены заниматься исследованиями.

Но тут, как и раньше случалось, выручил Нагибин. Он отобрал в свою аварийную команду двух сварщиков-асов, поставил им конкретную задачу и стал лично контролировать её выполнение. Вся эта спасательная операция была проведена по его собственным планам, расчётам и чертежам. Дело завершилось успехом - в корпусе вскоре вновь началась планомерная работа.

Помнят на ТМЗД (ныне ОАО "ТАВИА") ещё один весьма курьёзный случай. После долгих ожиданий был, наконец, получен импортный станок для шлифовки шлицевых соединений. Ожидал ось поступление этого станка. Это можно было сравнить с ожиданием манны небесной. Но запуск в производство приобретённого оборудования никак не получался; к пуску станка подключали разных специалистов, но дело не сдвигало ось с мёртвой точки. Опять обратились к Нагибину. По своей, им самим разработанной методике, Михаил Васильевич произвёл очень сложные расчёты. Он добился своего - станок запустили в работу. Оказалось, что в техническом паспорте станка была допущена серьёзная ошибка, которую вычислил и устранил талантливый технолог.

Без отрыва от производства в 1963 году М.В. Нагибин окончил Новочеркасский политехнический институт.

Терпеливый, кропотливый, целеустремленный труд главного технолога во многом способствовали успешному освоению на ТМЗД производства стратегического бомбардировщика Ту-142, пришедшему на смену амфибии Бе­12, серийно выпускавшейся в 1964 ... 73г. г. во многом благодаря усилиям М.В.Нагибина в МАП СССР было принято решение о строительстве на ТМЗД взлётно-посадочной полосы для самолётов взлётным весом до 200 тонн. Первый испытательный полёт с новоё ВПП состоялся 25 июля 1975 года. В настоящее время с этой ВПП с использованием транспортных Ан-124 и Ил-76 к потребителям отправляются и Ми-24, изготовленные на "Роствертоле".

Ростовский период

В мае 1976 года начался ростовский этап жизни и практической деятельности Михаила Васильевича - он был утверждён в должности главного инженера Ростовского вертолётного производственного объединения, а в январе 1980 года стал генеральным директором РВПО, ныне ОАО "Роствертол", являющегося составной частью Ракетно-космического агентства России.

В период директорства Михаила Васильевича на предприятии были достигнуты самые важные, значительные и общепризнанные вершины. Это продолжение производства и глубокая модернизация великолепной винтокрылой машины Ми-26 вертолёта сверхтяжёлого класса. При М.В.Нагибине были внедрены принципиально новые технологические процессы по изготовлению лопастей несущего винта из композиционных материалов, что увеличило ресурс и повысило надёжность этих изделий.

 

При разных министрах авиационной промышленности довелось Михаилу Васильевичу возглавлять "Роствертол". Но все они признавали его способности организатора и завидную эрудицию инженера-механика, приобретённую в Политехническом институте и затем постоянно пополнявшуюся и обновлявшуюся непрестанной самостоятельной самообразовательной работой.

М.В.Нагибин проявил себя умелым организатором и энергичным лидером стратегических преобразований на промышленных предприятиях нашего региона и всей Российской Федерации. Под его руководством "Роствертол" успешно прошёл сложное время перестройки и экономических реформ. Этому способствовала утверждённая советом директоров и правлением акционерного общества стратегическая цель - обеспечение роста прибыльности и устойчивой конкурентоспособности путём оптимизации деятельности и работ по освоению новых и модификации серийных видов основной продукции.

 

Отрывок из одной журнальной статьи М.В.Нагибина:

"Мы всегда знали, что можем производить конкурентоспособную технику. Но мы не знали практически ничего о том, как её нужно продавать. Для того чтобы на равных правах вести конкурентную борьбу, в 1993-ем году на предприятии была создана служба внешнеэкономической деятельности. Времени на раздумья у нас не было. Пришлось за считанные месяцы пройти путь, который страны Запада проходили десятилетиями, расчищая себе дорогу в джунглях рынка".

Таким путём для себя и своего предприятия он видел в участии в крупнейших мировых авиационных салонах, это являлось непременным условием цивилизованного продвижения продукции любой уважающей себя компании. Ведь если раньше с ростовскими винтокрылыми машинами были знакомы лишь представители военных ведомств отдельных стран, то с появлением Ми-24,-26 и -35 на представительных смотрах международного масштаба стало создаваться благоприятное для "Роствертола" общественное мнение: и вниманием специалистов, и работой представителей средств массовой информации, и живейшим интересом рядовых посетителей салонов.

Уход из жизни Михаила Васильевича, наряду с горечью утраты, ярко осветил уровень отношения к нему очень многих, кто в разное время соприкасался с этим неординарным человеком. Вскоре после скорбного дня похорон Михаила Васильевича коллектив предприятия обратился к Администрации Ростова-на-Дону с ходатайством о переименовании одной из улиц в районе Западной проходной завода в улицу имени Нагибина. Руководство города, отмечая заслуги М.В.Нагибина не только в масштабе предприятия, но и центра Южного федерального округа, принял о решение о переименовании проспекта Октябрьской революции в проспект Нагибина и присвоении его имени средней школе №96.

Летом того же 2000-го года в "Комсомольской правде» было опубликовано развёрнутое интервью губернатора Ростовской области Виктора Фёдоровича Чуба. Интересен ответ на вопрос, с кем он, человек N21 в регионе, мог бы советоваться или советовался при принятии сложных решений. Только одного человека назвал губернатор - Михаила Васильевича Нагибина. И далее он сказал, что неоднократно принимал решения после обсуждения возникающих проблем с директором "Роствертола", потому что он был глобально мыслящим и реально воспринимающим действительность, твёрдо стоящим на ногах практиком. И совершенно неожиданно губернатор признался корреспонденту газеты, что без Михаила Васильевича он осиротел.

Но осталось его жизненное кредо: "Я не имею права на ошибки", подхваченное его преемниками. И полны оптимизма слова генерального директора на праздновании БО-летнего юбилея "Роствертола": "Через большие трудности и испытания разными эпохами и преобразованиями пролёг победный путь нашего завода. Единство коллектива, полное взаимопонимание между администрацией и трудовым коллективом всегда помогали нам выжить и продолжать движение по курсу подъёма. Так было, так есть, так будет. Уверен в мощном производственном, кадровом и интеллектуальным потенциале коллектива "Роствертола" ".

Список использованной литературы:

  • Энциклопедия «Таганрог»;
  • «Михаил Нагибин», издательство «МП КНИГА»;
  • Интервью, взятое у ветеранов Таганрогского механического завода им. Димитрова.
Просмотров работы: 43