ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Видео для ознакомления с работой: http://russian-scientists.ru/club/user/5447/blog/

В настоящее время социализации молодежи уделяется большое внимание, по причине глобального реформирования всех сфер общества. Молодежь - это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени».  Для начала стоит разобраться с понятием социализации, ее составляющими и факторами, на нее влияющими.

Социализация - это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности.[1] Цель процесса социализации - вхождение человека в общество, поэтому социализация является стихийным и направленным процессом одновременно. Человек не станет полноценной личностью, не пройдя процесс социализации, потому что не приобретет определенных социальных качеств. Исходя из определения, можно заключить, что составляющими параметрами социализации являются: ¹

  • Усвоение человеком системы духовных, психических и физических идеалов;
  • Формирование духовных, психических и физических ценностей;
  • Формирование духовных, психических и физических потребностей;
  • Формирование отношений индивида к социальной и физической среде;
  • Формирование принципов, мотивов, стратегий, планов, моделей поведения человека;
  • Приобретение навыков поведения.

Обстоятельства и условия, побуждающие человека к активному действию, иначе называются факторами социализации. Все факторы подразделяются на 3 большие группы:[2]

  1. Макрофакторы. Это, прежде всего общество, государство и его социальные институты, средства массовой информации.
  2. Мезофакторы. К ним можно отнести те факторы, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения, этнос, к которому она принадлежит, местные СМИ, предприятия, учебные заведения, учреждение, в котором личность работает или учиться.
  3. Микрофакторы. Непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, структуры, непосредственно взаимодействующие с человеком.

Меняющаяся среда жизнедеятельности человека оказывает сильное влияние на формирование новых параметров образования. В системе факторов, оказывающих влияние   на формирование личности в процессе социализации сегодня активно формируется  инновационный вид - информационные технологии.  

Эра информационных технологий неумолимо набирает обороты. Могли ли мы еще пять лет назад представить себе все то, что будет происходить сейчас. А сколько еще предстоит открыть и изобрести пытливому уму человека, остается только догадываться.

Еще в 1985 году основатель Apple Стив Джобс говорил:[3]  «Компьютер - это самый невероятный инструмент, который мы когда-либо видели. Его можно использовать в качестве текстового процессора, центра коммуникаций, супер-калькулятора, планировщика, художественного инструмента и так далее. Ни один предмет не обладает мощью и универсальностью компьютера.... Сейчас компьютеры делают нашу жизнь проще. Они обрабатывают данные за доли секунды, а у нас это бы заняло множество часов. Они повышают качество жизни и расширяют наши возможности. С каждым годом они будут делать для нас все больше и больше». И его слова оказались пророческими.

Действительно, темпы технологического развития ускоряются с каждым годом. Компьютер, интернет и другие информационные технологии позволяют человеку, не выходя из дома, общаться с друзьями, обучаться, работать, путешествовать. Персональные компьютеры становятся все компактнее, что позволяет человеку не расставаться с ними, где бы он ни был. Уже изобретены поистине гигантские хранилища памяти, вместимость которых измеряется петабайтами. Особенно информационные технологии коснулись, а если точнее стали неотъемлемой частью жизни молодежи, которая теперь именуется «поколением Google». И неудивительно, ведь сегодня на любой вопрос своего чада родителям легче всего ответить: «Посмотри в интернете».

Однако, казалось бы, исключительно позитивные передовые технологии имеют и обратную сторону. Лишь малая часть молодого поколения задумывается о том, как правильно пользоваться плодами научно-технического прогресса. Остальные же молодые люди под воздействием информационных благ растут равнодушными, малоактивными и несамостоятельными. Об этом и стоит задуматься.

В данном исследовании будет рассмотрены компоненты, влияющие на становление молодого поколения под воздействием новейших информационных технологий.

Отсюда следует цель исследования: выяснить степень популярности информационных технологий как фактора социализации и определить роль ИТ в трансформации процессов социализации.

Актуальность данного исследования состоит в том, что в условиях трансформации общества вопросы социализации молодежи выходят на первые позиции во всех сферах жизни общества. Особо важные реформы, касающиеся молодежи, поступают по обратной горизонтали «сверху вниз», а значит, имеют большую государственную значимость.    

Практическая значимость исследования - увидеть новые формы социализации молодежи,  показать действительное влияние информационных технологий на формирование процесса социализации молодого поколения и обратить внимание широких кругов общества на разнообразие форм передачи ценностей и использования достижений информационного пространства  в комплексных программах формирования нового человека.  

В ходе исследования были использованы: информация в периодических изданиях и обзорные статьи о новейших достижениях науки и техники, статистика пользователей интернета и мобильной связи, социологические опросы в молодежной среде.

1. Социализация молодежи и информационные технологии.

Неоспоримый факт, что каждое новое поколение отличается от остальных, но дети, появившиеся на свет после 1993 года, с детства приобщаются к инновационным технологиям и владеют совсем иным подходом к информации. Термин "поколение Google" появился на свет для идентификации пользователей, за плечами которых нет опыта досетевого существования.[4]

И действительно, информационные технологии способствовали появлению новых форм становления молодого человека. Существует даже особая классификация молодежной группы по уровню владения информационными технологиями и, в зависимости от этого, по соответствующему образу жизни.

Согласно такой классификации, все молодые люди делятся на: «продвинутых», «умников», «реальных пацанов», «новых бедных» и «массу».[5]

Две группы нового поколения, в сумме составляющие чуть больше четверти молодежи (29%), можно отнести к самой передовой ее части.

«Умники» - группа, обладающая большим объемом ресурсов, как реальных, так и потенциальных. Они явно руководствуются современными модернистскими ценностями. Группа состоит преимущественно из взрослеющей молодежи. Во многом именно из-за возраста представители этой группы наиболее ресурсоемки. Группа активно осваивает новые технологии, отличается обильным потреблением, которое носит обдуманный, рациональный характер.

Сегмент, называющийся «продвинутые» объединяет в себе более юную молодежь, определенно относящуюся к цифровому поколению. Это «поколение Интернета», социальных сетей. Пока еще не обладает большим объемом ресурсов, но с большой долей вероятности с течением времени будет вносить в информационное пространство новые элементы, ценности, тренды. Это те, у кого еще есть время побыть молодыми и беззаботными. Отличается очень активным культурным потреблением, спонтанными покупками. Тем не менее, пока еще контролируются родителями.

Примерно один из десяти представителей нового поколения относится к группе «реальных пацанов», в которой объединены молодые мужчины с явно выраженными традиционными мужскими ценностями: спорт, машины и другое. В вышеупомянутые традиционные ценности вливаются современные тренды и новые веяния.

Самый большой сегмент - «масса» около 40% молодежи состоит из самой обычной молодежи. Это инертное большинство, характеризующееся отсутствием четких ценностных позиций. Это группа тех, кто не имеет устоявшегося мнения, но активно стремится быть «как кто-то». Последователи модных веяний и трендов, уже освоенных более передовыми группами. В зависимости от обстоятельств, представители этой группы вполне могут переходить в остальные типы.

Последний выделенный сегмент - представители социальных низов - названы «новыми бедными». К этой группе относится каждый пятый представитель молодого поколения. Они направлены на традиционные ценности, обладают небольшим объемом ресурсов и социального потенциала. Никто из представителей данной группы не пользуется Интернетом.

Данная классификация опубликована Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям.

Вышеприведенная классификация подтверждает то, что происходит трансформация массового сознания под воздействием достижений научно-технического прогресса.

Важно проанализировать положительные и отрицательные параметры взаимодействия молодого человека и информационного окружения, чтобы понять, как влияют информационные технологии на процесс социализации молодежи.

1.1 Положительные параметры влияния Информационных Технологий на формирование ценностных ориентаций молодежи.

1.1.1. Факторные параметры образования.

В условиях реформировании школы и университеты широко практикуют использование электронных учебников и аудиокниг. К примеру: как сообщают «РИА Новости», студенты медицинских ВУЗов России будут переведены на учебники в электронном виде[6], а для школьников впервые появилась бесплатная онлайн - библиотека аудиокниг, где российские школьники могут бесплатно прослушать и скачать аудиокниги из школьной программы в исполнении известных российских артистов на новом интернет - ресурсе "Аудиохрестоматия.рф".[7] Предполагается, что внедрение подобного рода технологий существенно сэкономит время школьников и студентов, затрачиваемое на поиск и обработку информации. Более того, по данным Интернет - опроса,  портала для молодых специалистов Career.ru более - 40% студентов голосуют за введение электронных зачеток,[8] объясняя это тем, что хранение документов данным образом является более безопасным.

Тысячи обучающих курсов по разнообразным темам существуют в режиме онлайн, позволяя человеку получить дополнительное образование, не выходя из дома. На данный момент, самые популярные из таких курсов специализируются на обучении английскому языку.

Очень популярны интерактивные формы проведения занятий и тренингов, позволяющие обмениваться знаниями преподавателю и студенту, даже если они находятся на разных континентах. К примеру, такие интерактивные занятия уже проводятся в медицинских ВУЗах столицы.  Более того, в связи с полной реорганизацией, интерактивные занятия стали одной из основных форма проведения лекций и теоретических курсов в Дальневосточном Федеральном Университете. О применении  новых технологий в процессе обучения  в данном учебном заведении будет рассказано более подробно в практической части исследования.

Кроме всего прочего, новые технологии позволяют молодому поколению оперативно получать самую новую, самую «свежую» информацию о том, что происходит в мире. Интернет - самый популярный источник получения информации среди прочих у молодого поколения. Так, по данным доклада некоммерческой организации Online Computer Library Center, около 83% учащихся школ, колледжей и университетов начинают сбор любой информации с поисковой системы и лишь 2% обращают внимание на сайты библиотек или реальные книжные фонды.[9] Приведем на этот счет интересный факт. Каждый месяц Google обрабатывает 31 миллиард поисковых запросов. В 2006 году это число составляло 2,7 миллиарда. Кому задавались эти вопросы до рождения Google!?[10]

1.1.2. Возможности для общения.

Когда мы говорим о теме «Информационные технологии и общение», первое, что приходит в голову - это интернет и социальные сети. Конечно, социальные сети оказывают спорное воздействие на молодое поколение. Однако трудно спорить со статистикой.

 Вновь приведем весьма интересные факты. Если бы социальная сеть MySpace была страной, то эта страна занимала бы 5 место в мире по населению (между Индонезией и Бразилией), так как количество человек, зарегистрированных в сети, составляет 200 миллионов. Чтобы набрать аудиторию в 50 миллионов человек, радио понадобилось 38 лет, телевидению - 13 лет, Интернету - 4 года, iPod - 3 года, а социальной сети Facebook - всего 2 года. Что же так тянет молодежь к общению через Интернет - пространство? ¹º Опрос пользователей социальной сети MySpace в возрасте от 14 лет до 21 года показал, что 36% из них легче говорить о своих проблемах в онлайне.[11] Поэтому интернет - друзья знают о них больше, чем офлайновые знакомые. Значит ли это, что молодое поколение стало менее доверительно относиться к своему реальному окружению и испытывать затруднения при личном общении? Об этом стоит задуматься. Однако факт остается фактом, социальные сети позволяют найти молодым людям единомышленников, сторонников, разделяющих их интересы и общаться с ними вне зависимости от местоположения.

К тому же, новые технологии способны разбивать языковые барьеры, что также способствует упрощению процесса общения. Уже изобретен онлайн - переводчик для программы Skype, который может переводить на более чем 56 языков мира.[12] Работает он довольно просто. Пользователь пишет сообщение на своем родном языке и отправляет, а переводчик Google translate переводит текст в режиме реального времени и адресат получает сообщение, уже переведенное на свой язык.

Еще одна любимая «игрушка» молодежи - мобильный телефон. Несомненным плюсом является возможность связаться, с кем бы то ни было, в любом месте и в любое время. А статистика пользования молодежью мобильными телефонами просто ошеломляет. По статистике, количество отправленных и полученных смс - сообщений за сутки превышает количество людей на планете. В среднем, мобильными телефонами пользуются 1,6 миллиарда молодых юношей и девушек. Ежегодно они тратят на мобильную связь 330 миллиардов долларов. А свой первый мобильный телефон средний европеец покупает в возрасте 7 лет. [13]

1.1.3. Возможности для познания мира.

Сейчас, чтобы полюбоваться видами Ниагарского водопада или красотой пляжа в Майами, не обязательно покупать билеты на самолет, а можно увидеть все это и многое другое, не выходя из дома.  Кроме традиционных сайтов с фотографиями существуют сайты с постоянным онлайн - видео в режиме реального времени. Видео передают камеры, установленные в разных уголках планеты. Десять лет назад о таком можно было только мечтать.

1.1.4. Возможности для работы.

Интернет способствовал появлению десятка новых профессий и тысяч новых рабочих мест, что, некоторым образом, помогает решать проблему безработицы. Сегодняшним школьникам и студентам интернет дает возможность дополнительного заработка. Два наиболее распространенных занятия в сети для молодежи - это копирайт и рерайт, то есть работа с написанием статей и обработкой текста. А информационные технологии дали путевку в жизнь миллионам выпускников ВУЗов. Удивительно то, что 10 самых востребованных работ в 2010 году не существовало в 2004. В эту десятку как в 2010, так и в 2011 году входят IT - специалисты, логисты, руководители IT - проектов, инженеры и специалисты по нанотехнологиям.[14] Прогресс не стоит на месте. Сейчас общество готовит студентов к работе, которая еще не существует. Используя технологии, которые еще не изобретены. Чтобы решить проблемы, которые возникнут в будущем.

1.1.5. Возможности для времяпровождения.

Кроме вышеупомянутых социальных сетей, в интернете существуют тысячи блогов, форумов, чатов, интернет - магазинов, сайтов с картинками, музыкой и видео. Для того чтобы представлять масштабы распространения данных информационных направлений, приведем факты из статистики.

В Азии, например, более 580 миллионов пользователей посещают Интернет за месяц. В Европе - около 390 миллионов, в Северной Америке - около 250 миллионов, в Латинской Америке - около 140 миллионов, в Африке - около 60 миллионов.[15]

1.3 миллиарда человек используют EMAIL. Более 300 миллионов писем посылалось в среднем в день в 2011 году. 70% этих писем - спам. На апрель 2008 года уже насчитывалось более миллиона компьютерных вирусов. Сейчас эта цифра намного превышает данные 2008 года.

Согласно статистике Technorati общее количество блогов в сети составляет 133 миллиона, а среднее количество новых блогов в день - 900 тысяч. Лишь за 2008 год число новых блог - публикаций составило 329 миллионов.

Что касается фото и видео, данные представлены следующим образом:

  • 10 миллиардов фото размещаются на Facebook;
  • 12.7 миллиардов видео роликов и фильмов онлайн просматривает средний американский интернет пользователь в месяц. [16]

В России самым популярным видео - порталом является YouTube. На нем размещено видео от любительского до профессионального, а рейтинг некоторых роликов исчисляется миллионами просмотров. К примеру, ролик простого пользователя под названием «Эволюция танца» в 2006 году набрал 71 миллион просмотров.[17] Ролик знаменитой Сьюзан Боил на конкурсе талантов набрал 120 миллионов просмотров. Рекордсменом в 2011 году стал шестнадцатилетний канадский певец Джастин Бибер, набравший своим видеоклипом 400 миллионов просмотров.[18]

Сейчас становится модно делать покупки в интернет - магазинах. Существует даже возможность заказывать брендовые вещи из-за границы по приемлемым ценам, так как покупки осуществляются на прямую у поставщиков и изготовителей. К тому же очень удобно делать покупки в спокойной обстановке, не выходя из дома. Крупнейший онлайн мегамаркет России - Ozon.ru, в котором можно купить практически все.

Нововведения коснулись и технических устройств. Ушли в прошлое те вещи, которые раньше казались для нас удивительными, сегодня мало кто из молодых людей согласиться поменять свой новенький iPod на кассетный плеер, а DVD-плеер на видеомагнитофон. К примеру, по мнению респондентов, DVD-плеер теряет свою популярность, так как молодежь все больше приобщается к Интернету и онлайн - видео.

Можно сделать вывод, что информационные технологии делают молодежь более мобильной и коммуникабельной, быстро реагирующей на изменения, происходящие в окружающей среде, а главное способной воспринимать большое количество информации одновременно выполняя сопутствующие действия. Несомненно - это оказывает влияние на формирование ценностей, мировоззрения и практического опыта, а значит, происходит изменение параметров и форм процесса социализации молодежи. Все мировое сообщество наблюдает за формированием новых параметров  и форм процесса социализации на основе опосредованных информационных технологий. Сегодня можно утверждать, что изложенные факты говорят о развитии другого сознания, совершенного иных ценностей и морали нового поколения, что существенно отличает его от предыдущего.

1.2 Отрицательные параметры влияния Информационных Технологий на формирование ценностных ориентаций молодежи.

1.2.1. Воздействие социальных сетей на процесс социализации молодых людей.

Рассмотрев положительную сторону влияния социальных сетей на процесс социализации молодежи, нельзя не принимать во внимание и отрицательную сторону этого явления.

Вот что думают об этом пользователи одной из социальных сетей: «Социальные сети подобны инфекции. Сам пользуюсь, но никому не советую и прошу отвыкать. Раньше нормально без интернета жили. Учёбе мешает, и с друзьями вижусь раз в месяц. Ведь проще ВКонтакте поговорить», «Согласна... Знаю только одну девчонку, у которой есть интернет и т.д. Но в ВК незарегистрированна... Как я ей завидую... Честно...», «Просто нужно сети использовать для чего-то по-настоящему значимого...»[19]

И действительно, социальные сети занимают важную часть в жизни современной молодёжи, так как общение в сети является для них важнее всего и именно на это они тратят всё своё свободное время. Можно сказать, что социальные сети нужны молодым людям только для развлечения, так как основной целью их посещения является - просмотр видео, скачивание музыки и другое. В сети молодые люди не обсуждают ничего серьёзного, просто болтают с друзьями, знакомыми. В этих переписках сплетни, бытовые проблемы, а порою и просто пустые разговоры. И общение это довольно примитивное. В связи с этим речь идёт о простой коммуникации, и теряется ценность самого духовного общения. Юноши и девушки перестают интересоваться чем-либо, только чаты, только переписка.

По данным опроса пользователей социальной сети MySpace 72% опрошенных сообщили, что в реальной жизни они часто ощущают себя вне социума, им трудно отнести себя к определенной социальной группе.¹¹ Все это, по оценкам самих же пользователей, приводит к сложностям в поддержании тесных дружеских отношений в реальной жизни.

Таким образом, существует опасность, что Интернет - пространство станет основным местом обитания молодых людей и реальная жизнь перестанет их интересовать.

1.2.2. Деструктивное воздействие информационных технологий.

Интернет и телевидение в наши дни являются «рассадником» социально-деструктивной информации.

Антигуманная и криминальная информация, навязчивая реклама - все это насаждает в обществе культ насилия, жестокости, искажая моральные устои и порождая ситуацию вседозволенности.

Проблема информационной среды имеет взаимосвязь с нарушениями установленных норм русского языка и использованием в этих информационных сферах, таких как быт и литература, ненормативной лексики, сленга, жаргонных выражений, иноязычных заимствований.

Все это дезориентирует молодежь. Поэтому молодежи, как наиболее подверженной влиянию разнообразной информации, следует научиться с осторожностью относиться к ней.

 1.2.3. Мошенничество в сети.

Все больше подростков начинают заниматься компьютерным мошенничеством, предупреждают специалисты по сетевой безопасности.

"В моей практике были случаи, когда дети 11 и 12 лет обменивались данными кредитных карт и спрашивали совета о том, как взломать сайт", - рассказывает директор отдела по выявлению вредоносных программ в компании FaceTime Security Крис Бойд. [20]

Как показывает практика, основной целью незаконной деятельности молодых людей в сети является не жажда обогащения за чужой счет, а желание в признании своих «заслуг». Это и выдает их.

Основные преступления в сети: обмена номерами чужих кредитных карт, взлом сайтов, выуживание и обмен чужой личной информацией, распространение вредоносных программ.

Примеров незаконных Интернет - действий можно привести массу. Так, в октябре 2011 года в Москве были пойманы и задержаны молодые хакеры, которые похитили 2 млн. рублей, взломав интернет - банкинг одной из подмосковных фирм. Схема на первый взгляд не сложная - они, получив контроль над системой "банк-клиент" фирмы, составили поддельное электронное платежное поручение на сумму более 2 млн руб., а затем перечислили эти средства на счет фирмы-однодневки. [21]

Основная проблема данного явления в том, что среди молодых людей не проводится какой-либо особой профилактики, чтобы предотвратить возможные преступления. А в Интернет - пространстве вообще бытует мнение о том, что «хакерство - это круто».

1.2.4. Вред для здоровья.

Почти все специалисты призывают пользователей с осторожностью относиться к Интернету и компьютеру, чтобы предотвратить возможные негативные последствия для здоровья.

  • Педиатры не устают повторять, что длительное сидение за компьютером портит зрение и осанку;
  • Психологи сообщают, что дети и подростки, проводящие много времени за компьютером, чрезмерно возбудимы, у них развивается агрессия, фобии, выйдя из компьютерного зазеркалья, они с трудом ориентируются в реальном мире.[22]

Таким образом, чрезмерное увлечение новыми технологиями уже с детства грозит нездоровым и не вполне адекватным состоянием нового поколения.

1.2.5. Новые технологии как причина несамостоятельности молодого поколения.

Несомненно, новые технологии делают нашу жизнь проще. Однако, относительно молодого поколения, в этом и может заключаться опасность. Большинство молодых людей, избалованных достижениями научно-технического прогресса, уже не в состоянии самостоятельно мыслить и принимать решения. Обработку информации и формирование аналитических выводов молодежь оставляет за поисковыми системами. Потребляя огромное количество информации, они зачастую не думают о ее содержании.

Но прогресс не стоит на месте и не ограничивается разработками только в сфере Интернет. Уже сегодня Япония с каждым годом удивляет нас своими изобретениями в области роботостроения. В нашем арсенале уже есть роботы-официанты, роботы няни. Возможно, не далек тот день, когда человек полностью переложит свои обязанности на роботов.

1.2.6. Интернет - зависимость.

Пожалуй, самый большой минус информационных технологий - это зависимость.

Современный человек уже не представляет свою жизнь без техники, делающей его жизнь в сотни раз проще. Что же касается молодежи, самая большая их зависимость - это Интернет. Сегодня Интернет - зависимостью страдает каждый второй посетитель Сети. Психологи считают ее психическим заболеванием, не менее опасным, чем алкоголизм и наркомания. Однако специалистов, помогающих от него избавиться, мало, а число "Интернет - больных" с неумолимой скоростью растет. Уже сейчас, по самым скромным подсчетам социологов, число больных исчисляется миллионами.[23]

В данной главе наиболее исчерпывающе раскрыты отрицательные и положительные аспекты влияния информационных технологий на процесс социализации молодого поколения. Однако, изначально все зависит от личности. Какую роль будут играть информационные технологии в жизни молодого человека - прогрессирующую или регрессирующую - это личное предпочтение каждого. Информационные технологии - это зло или благо? Невозможно однозначно ответить на этот вопрос. Они могут нести в себе возможности, как для развития, так и для деградации личности. Данная работа не выражает субъективного мнения, а лишь констатирует и анализирует факты. Основная ее идея - донести до масс мысль о том, что стоит задуматься: какое место в нашей жизни должно быть отведено информационным технологиям.

 2. Практическое внедрение информационных технологий в процесс социализации.

В 2011 году произошли важнейшие изменения в сфере образования России, в частности объединение четырех крупнейших ВУЗов Дальневосточного региона, таких как Дальневосточный Государственный университет, Тихоокеанский Государственный экономический университет, Дальневосточный Государственный технический университет, Педагогический институт. Впервые в истории российского образования произошло слияние учебных заведений таких масштабов.

Перспективы развития Дальневосточного Федерального университета обсудили 8 сентября 2011 года во Владивостоке на совещании под руководством Председателя Правительства РФ Владимира Путина.[24]

Обсуждение, в котором также приняли участие первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, заместитель Министра образования и науки Алексей Пономарев, ректор ДВФУ Владимир Миклушевский, губернатор Приморья Сергей Дарькин, руководители 24  ведущих российских вузов, члены Совета ректоров России и другие официальные лица, прошло на территории нового строящегося кампуса ДВФУ.

Владимир Путин назвал проект по созданию Дальневосточного Федерального университета уникальным: "Такой масштабный проект в современной России реализуется впервые. Его можно сравнить со строительством Московского государственного университета, площадь кампуса которого составляет 1 млн. кв.м. У ДВФУ на о. Русский - 800 тыс. кв.м., что вполне сопоставимо с МГУ. Университет уникален - с точки зрения инфраструктуры, образовательного и научного процессов. И уже с самого начала деятельности ДВФУ необходимо завоевывать ведущие позиции, а для этого мало построить новый кампус и даже внедрить современные образовательные технологии. Необходимо создавать все условия для привлечения в ДВФУ талантливых абитуриентов и высококвалифицированных научно-педагогических кадров".

Выбору направления данной темы послужила личная заинтересованность, так как мы являемся студентками Дальневосточного Федерального университета и, поступив в один из филиалов ДВФУ в период реформации, хотели бы разобраться в происходящих изменениях.

Во-первых, образование является ключевым фактором в процессе социализации молодежи, а переход на более качественный уровень образования, несомненно, скажется на становлении личности. Во-вторых, новое время информационных технологий требует от человека абсолютно нового образа мышления. Именно поэтому, сама идея создания такого масштабного инновационного проекта, как ДВФУ, неотделима от использования ИТ. Глобальность проекта ДВФУ состоит в объединении образования и информационных технологий 21 века для наиболее эффективного влияния на личность. 

Основные направления развития Дальневосточного Федерального университета:[25]

  • развитие в теснейшей связи со всем Дальневосточным федеральным округом, воздействие на формирование инновационной экономики региона через сотрудничество с крупными государственными корпорациями, подготовка и переподготовка высококвалифицированных специалистов для важных отраслей региона, формирование кадрового резерва для Дальнего Востока;
  • особая миссия Дальневосточного федерального университета - стать контактным центром по взаимодействию России со странами АТР, создать привлекательную инвестиционную среду через интеграцию ДВФУ в мировое научно-образовательное пространство;
  • стратегическая цель ДВФУ - быть настоящим международным вузом. Насчет этого ректор ДВФУ Владимир Миклушевский сказал следующее: «Растет количество иностранных студентов, с 2012 года начнем реализовывать образовательные программы на английском языке, для чего уже сейчас запущен проект по интенсивному обучению тех преподавателей, которые будут вести англоязычные курсы. Они же отправятся как на языковые, так и на предметные стажировки в ведущие мировые вузы. Это и многое другое относится сразу к нескольким нашим проектам: развитие кадрового потенциала (мотивация сотрудников), формирование новой корпоративной культуры (толерантность, изменение ментальной среды), программа академической мобильности, привлечение лучших студентов, модернизация образовательного процесса, организация проектной деятельности. Повышая эффективность управления вузом, мы стремимся к тому, чтобы преподаватели и студенты воспринимали университет как партнера, готового к сотрудничеству, помогающего развиваться»;
  • еще одной приоритетной задачей развития ДВФУ, по мнению заместителя министра образования и науки РФ Алексея Пономарева, должно стать вовлечение в его деятельность ключевых для развития региона российских компаний. "На Дальнем Востоке реализуются масштабные инвестиционные проекты по добыче, переработке и транспортировке нефти и газа, по строительству верфей, космодрома «Восточный» в Амурской области. Им требуется не только кадровая поддержка, но и инновационное развитие, внедрение новых уникальных разработок. Для реализации такого взаимодействия конкурентное преимущество ДВФУ - тесная интеграция с Дальневосточным Отделением Российской Академии Наук, возможность использования имеющейся базы фундаментальных исследований. На новом этапе развития ДВФУ, продолжая поддержку фундаментальных направлений, необходимо их развитие и превращение в прикладные компетенции. Это и достигается в рамках взаимодействия с промышленными компаниями", - добавил Алексей Пономарев.
  • как отметил Владимир Путин, Дальневосточный федеральный университет должен стать мощной интеллектуальной базой всего региона - без этого попросту не будет успеха от тех преобразований, которые сейчас реализуются в федеральном округе. Призывая ректоров ведущих российских вузов к активному сотрудничеству с их дальневосточными коллегами, премьер-министр подчеркнул, что это в первую очередь реализация задачи государственной важности, а также новый виток в развитии высшего образования в России.

На вышеуказанном совещании также был продемонстрирован проект "Смарт-кампус" - уникальная электронная инфраструктура всего университета с функциями системы управления образовательным, научным, кадровым, финансовым, административным и другими процессами, различными студенческими сервисами (в их число входит, например, кампусная карта, которая является одновременно платежным документом, электронным пропуском, читательским билетом). Частично "смарт-кампус" будет развернут в университете еще до переезда на о. Русский. Представляя проект, разработчики отметили, что проект является одним из самых современных в мире и не имеет аналогов в российских вузах: в "смарт-кампусе" ДВФУ будут реализованы лучшие современные разработки и специально созданные инновации.[26]

Для реализации проекта и оказания экспертно-аналитической поддержки при формировании единой технической политики ДВФУ и оценки соответствия разрабатываемой информационно-технической системы «Электронный университет» современному уровню развития информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуре университетов мирового уровня был образован Общественный экспертный совет ДВФУ по информатизации.[27]

Для решения разноплановых задач были организованы экспертные группы по следующим областям:

  • построение автоматизированных систем по обеспечению учебной деятельностью федерального университета, включая системы дистанционного обучения;
  • формирование и обеспечение функционирования ИТ - инфраструктуры вуза;
  • организация учебного процесса в федеральном университете;
  • внедрение процессного подхода к предоставлению информационных технологии и обеспечению их использования;
  • организация научной и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования;
  • построение автоматизированных систем управления и обеспечения функционирования федерального университета.

Учитывая сложность и разноплановость задач, для обеспечения надлежащего качества проведения экспертизы проектных решений, лежащих в основе информационных подсистем «Электронный университет» было принято решение о привлечении широкого круга экспертов, технических специалистов и ИТ - компаний к участию в работе Совета:

  • Системные ИТ интеграторы, представители TOP 50 крупнейших ИТ компаний России (группа компаний «Ланит»- «Лаборатория Новых Информационных Технологий», Компания «КРОК инкорпорейтед», Компания «Микротест»);
  • Сотрудники образовательных учреждений высшего профессионального образования.
    Ведущие сотрудники университетов федерального подчинения (технического и гуманитарного профилей): МГТУ им. Н.Э.Баумана, Высшей школы экономики, Ставропольского госуниверситета;
  • Сотрудники фирм - производителей и поставщиков компьютерного оборудования и программного обеспечения (Московское представительство компании Epson Europe B.V., Представительство в России Adobe Systems Russia, IBM Восточная Европа/Азия, Представительство Компании XEROX в России, Московское представительство Компании HP).

Такая организация работы по экспертному сопровождению реализации проекта «Электронный университет» позволяет обеспечить принятие оптимальных решений по комплексной автоматизации ДВФУ с учетом лучших «мировых практик».

Подводя итог вышесказанному: в данной главе продемонстрировано практическое взаимодействие явлений социализации и информатизации, воплощенное в процессе образования. Таким образом, вследствие реформации образовательного процесса, опосредованной внедрением информационных технологий, происходит трансформация сознания молодых людей.

3. Социологический опрос: «Выявление степени популярности информационных технологий в молодежной среде. Определение адекватности восприятия ценностей, передаваемых посредством ИТ».

Первая часть анкеты посвящена выявлению степени популярности различных информационных технологий в молодежной среде.

На вопрос «Сколько времени в среднем в день Вы тратите на разговоры по телефону, Интернет, телевизор, чтение книг?»  респонденты ответили следующее:

  • 65% опрошенных считают Интернет самым популярным и проводят в нем в среднем в день более двух часов, а некоторые указали - более 9-ти часов. К тому же, более 50% опрошенных при пользовании Интернетом посещают более пяти сайтов;
  • 24% опрошенных смотрят телевизор более двух часов в сутки. Можно сделать вывод: онлайн - телевидение в Интернете постепенно заменяет молодежи сам просмотр телевизора;
  • 12%  разговаривают по телефону более двух часов в сутки;
  • лишь 9% опрошенных уделяют чтению книг более двух часов в день. Еще 10 лет назад книга была основным источником знаний. К сожалению сейчас, всего 10 человек из 110 опрошенных отводят чтению книг достаточное время.

Цели использования информационных технологий:

69% от общего числа опрошенных используют ИТ для помощи в образовании, 67% - для общения, 20% - для работы, 11% привлекает сервис (например, покупки через Интернет), и лишь 4% используют ИТ для повышения своего статуса в глазах окружающих.

Самыми популярными социальными сетями, по мнению респондентов, являются Mail.ru - 71% и Одноклассники - 49% от общего числа опрошенных.

Чтобы провести сравнительный анализ, был взят за основу для одного из вопросов американский опрос на тему: «Интернет делает жизнь лучше». Опрос был проведен на территории США компанией Harris Interactive по заказу Intel с 18 по 20 ноября 2011 года среди молодых в возрасте от 18 лет. [28]

Более 90% американцев считают, что Интернет действительно делает жизнь лучше. Опрос, проведенный среди молодежи города Арсеньева, дал такие же результаты.

Однако имеются и существенные различия во мнениях.

Многие американцы заявили, что в пользу Интернета могли бы отказаться от просмотра телевизора, ограничили бы себя в таких возможностях как ужины в ресторане, покупка одежды, посещение спортзала. Когда респондентов попросили оценить некоторые возможности по шкале от 1 (откажусь безо всяких проблем) до 5 (не могу жить без этого), доступ к Интернету занял первое место - 65% американцев ответили, что не могут жить без него. После Интернета по важности идут следующие возможности: кабельное телевидение - 39%, ужины в ресторанах - 20%, покупка одежды - 18%, посещение тренажерного зала - 10%.

Что касается арсеньевской молодежи, то 55% опрошенных ставят на первое место проведение времени с родными, 38% - со второй половинкой. В остальные 12% входят друзья, Интернет и телевидение. Причем среди ИТ в данном опросе снова лидирует Интернет. Можно сделать вывод, что информационные технологии занимают значимое место в жизни молодежи. Однако российская молодежь, по сравнению с американской, все еще сохраняет традиционные ценности, что свидетельствует о ее переходном состоянии.

Вторая часть анкеты определяет адекватность восприятия ценностей, передаваемых посредством ИТ.

На вопрос «Как часто Вы меняете друзей в Интернет - пространстве?» 69% опрошенных ответили, что практически не меняют, и лишь 2% от числа всех опрошенных меняют друзей постоянно, расстаются с ними с легкостью.

На вопрос «Каким образом посредством ИТ осуществляется усвоение культурных и нравственных норм и ценностей российского народа» 52% опрошенных ответили, что происходит замена ценностей. Ответы - ценности усваиваются и приумножаются и ценности только разрушаются  - занимают равное количество голосов - по 24%. Исходя из того, что 52% выбрали вариант «Замена ценностей» следует - современная молодежь осознает, что ценности, передаваемые посредством ИТ, заменяют традиционные и частично искажают их, но не придает этому должного внимания.

Лишь 29% опрошенных молодых людей признают, что они Интернет - зависимы. Остальные же - 71% - считают, что они могут спокойно жить без Интернета. Однако это не значит, что так есть на самом деле.

В данном опросе приняли участие 110 человек. Так как тема исследования касается воздействия информационных технологий на процесс социализации молодежи, было решено провести данный опрос в двух направлениях - анкетный опрос (54 человека) и Интернет-опрос (56 человек). Оба вида опроса дали примерно одинаковые результаты. Это говорит о том, что молодежь, отвечавшая лично, так или иначе тоже подвержена воздействию информационных технологий.

Анкета опроса - Приложение 1. http://russian-scientists.ru/club/user/5447/blog/

Полная версия опроса - Приложение 2. http://russian-scientists.ru/club/user/5447/blog/

Заключение.

В заключение хотелось бы привести несколько удивительных фактов.

Количество интернет - устройств в 1984 году составляло 1000, в 1992 - 1.000.000, в 2008 - 1.000.000.000.

Сегодня в английском языке около 540.000 слов. Это примерно в 5 раз больше, чем во времена Шекспира. 

В выпуске New York Times за одну неделю содержится больше информации, чем человек 18 века получал за всю жизнь.

4 экзабайта уникальной информации было сгенерировано в 2008 году. Это больше чем за последние 5 тысяч лет. ¹º

 Факты говорят сами за себя. Мы  вступаем в новое время тотальной информатизации, когда на человека «сваливается» огромное количество информации. И молодым людям приходится ускорять темпы потребления и менять образ мышления в соответствии с новыми запросами постиндустриального общества.

Сейчас молодежь усваивает всю необходимую информацию, формирующую ее мировоззрение, через СМИ и Интернет. Усвоение ценностей из данных источников приводит к их искажению и частичной замене. Таким образом, информационные технологии трансформируют процесс социализации молодежи, постепенно меняя идеалы, ценности, потребности, отношение к окружающей среде и модели поведения.

Информационные технологии - это лишь инструмент, который способствует становлению личности. Но все зависит от изначальных параметров личности. ИТ усиливает дифференциацию в молодежной среде, когда активные, используя положительные параметры информационных технологий, становятся активнее, а пассивные берут минимум и становятся пассивнее.

Сегодня общество стремится целенаправленно повлиять на становление молодежи посредством ИТ, внедряя новые технологии в сферу образования. Именно поэтому ректор Дальневосточного Федерального университета В. В. Миклушевский, понимая все это, ставит приоритетом в реформации университета внедрение информационных технологий, которые качественно повысят уровень образования российских студентов и сделают ВУЗ привлекательным для обучения иностранных студентов. 

Проведенный в городе Арсеньеве опрос показал, что ИТ стремительно вливаются в жизнь молодежи. Несомненно, положительным аспектом можно назвать использование молодыми Интернета и других информационных технологий как помощи в образовательном процессе.

Данный опрос также свидетельствует о переходном состоянии современной молодежи, то есть о трансформации традиционных ценностей под воздействием необходимости подстраиваться под новый век информационных технологий.

Еще несколько фактов. По прогнозам ученых к 2013 году будет собран суперкомпьютер, превосходящий  по возможностям человеческий мозг. Предсказывают также, что к 2049 году 1000 - долларовый компьютер будет превышать по способностям весь человеческий род. ¹º

Ученые из Массачусетского технологического института в 2011 году создали процессор, который имитирует поведение нейронов в человеческом мозге, адаптирующихся к новой информации.[29]

Передовой чип, на котором размещено около 400 транзисторов, умеет воспроизводить деятельного одного синапса головного мозга, то есть соединения между двумя нейронами, которое позволяет информации «перетекать» от одного к другому.

Всего в мозге человека есть более 100 миллиардов нейронов, каждый из которых образует синапсы с другой такой клеткой.

Разработка ученых поможет нейробиологам узнать больше о том, как работает мозг. Такие процессоры также позволят создавать более производительные компьютеры - на то, чтобы сымитировать простую нейронную связь, даже у мощных современных систем уходят часы или дни.

Похожий «биологический» чип недавно создали инженеры IBM. Их энергоэффективный процессор, также воспроизводящий нейронные связи в мозге человека, может применяться в наиболее сложных областях сферы вычислений - например, для анализа финансовых рынков с высокой степенью точности, прогнозирования землетрясений, цунами, а также приливов и отливов океана.

Так, когда же все-таки чип заменит мозг?

Главное, что необходимо усвоить молодежи, - не полагаться безоговорочно на прогресс, а использовать его лишь как инструмент для достижения своих целей. И помнить, что человек тоже обладает мощным интеллектом, способным самостоятельно мыслить и пока превосходящим любой компьютер.


[1] Источник: http://www.univer.omsk.su/omsk/socstuds/socialization/chto.html

[2] Источник: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met126/node25.html

[3] Источник: http://macradar.ru/apple/steve-jobs-playboy-interview/

[4] Источник: http://myrt.ru/inter/326-internet-vs-molodezh-kto-vyjjdet.html

[5] Источник: http://ideafor.info/?p=892

[6] Источник: http://ria.ru/edu_higher/20111202/504491794.html

[7] Источник: http://аудиохрестоматия.рф/

[8] Источник: http://ria.ru/edu_higher/20111207/509130430.html

[9] Источник: http://www.vz.ru/society/2008/2/25/147116.print.html

[10] Источник: Ролик «Известно ли Вам?», Карл Фиш, 2008 год

[11] Источник: http://ruformator.ru/news/article05889/default.asp

[12] Источник: http://21jvek.ru/2010/07/v-poiskax-nemo/

[13] Источник: http://facte.ru/molodezh-i-mobilnyj-telefon.html

[14] Источник: http://mignews.com.ua/ru/articles/5150.html

[15] Источник: http://www.bloxpot.net/2010/10/statistica-interneta.html

[16] Источник: http://www.raznoblog.com/internet/2009/01/27/statistica-polzovateley-interneta-interesnie-fakti/

[17] Источник: http://arn.ro/node/197

[18] Источник: http://lab-news.ru/modules.php?name=I-news&file=local_all&id=2&op=1791

[19] Источник: http://vk.com/topic-29818283_25331902

[20] Источник: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/sci/tech/newsid_7693000/7693440.stm

[21] Источник: http://youngtv.ru/obwestvo/693-molodye-hakery-vzlomali-internet-banking.html

[22] Источник: http://www.krokha.ru/rebenok-ot-trekh-do-pyati/kak-vliyayut-kompyuternye-detskie-igry-na-doshkolnikov

[23] http://www.mosadvent.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=589:2011-01-06-07-12-21&catid=66:interestingly&Itemid=137

[24] Источник: http://dvfu.ru/publications/news/2011-09-09-vladimir-putin.htm

[25] Источник: http://strategy.hse.ru/news/36006575.html

[26] Источник: http://m.news.mail.ru/politics/6772293/?full=1

[27] Источник: http://dvfu.ru/about/oesi/

[28] Источник: http://www.xakep.ru/post/46490/default.asp

[29] Источник: http://eterra.info/news/3580

Просмотров работы: 267