В нашей работе исследуется различия в построении жизненной перспективы у детей юношеского возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Выборка составила 60 детей, в которую входили дети раннего юношеского возраста (16-17 лет). Из них 32 человека воспитываются в полных семьях и 28 юношей и девушек, воспитывающихся в неполных семьях.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что существуют особенности в формировании жизненной перспективы у детей раннего юношеского возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Нами были использованы четыре методики:
- «Смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьев)
- «Жизнестойкости» (С. Мадди, перевод и адаптация Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова)
- «Исследования волевой организации личности»
- «Готовность к выбору профессии» (В.Б. Успенский).
На каждом из этапов исследования для проверки статистической достоверности различий в выявленных показателях применялся метод математической обработки данных U критерий Манна - Уитни.
В результате диагностического исследования были выявлены особенности старшеклассников воспитывающихся в полных и неполных семьях. На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
- Юноши и девушки, воспитывающиеся в неполных семьях не имеют ясной жизненной перспективы, нет четкости жизненных целей, они живут сегодняшнем днем. Этим они значимо отличаются от юношей и девушек, воспитывающихся в полных семьях, которых есть четкие жизненные цели, ясность жизненной перспективы.
- Юноши и девушки, воспитывающиеся в неполных семьях, не удовлетворены своей жизнью в настоящем, они не считают, что процесс жизни на данный момент интересный и эмоционально насыщенный. А юноши и девушки, воспитывающиеся в полных семьях, воспринимают процесс своей жизни на данный момент как эмоционально насыщенный, интересный и наполненный смыслом.
- Юноши и девушки, воспитывающиеся в неполных семьях, убеждены в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что - либо загадывать на будущее. А юноши и девушки воспитывающиеся, в полных семьях убеждены в том, что они могут контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
- Общий уровень жизнестойкости показал, что юноши и девушки, воспитывающиеся в неполных семьях не активны и не уверены в своих силах и способностях справиться со стрессом.
- А так же юноши и девушки, воспитывающиеся в неполных семьях не обладают активной жизненной позицией, они не получают удовольствие от того, что делают. Это их отличает от юношей и девушек, воспитывающихся в полных семьях, которые отмечаются высоким уровнем вовлеченности, способны получать удовольствие от всего, что делают, находят то, что им интересно.
- Юноши и девушки, воспитывающиеся в неполных семьях, считают, что от их сил мало что зависит в жизни, ощущают свою беспомощность и легко сдаются на милость судьбы. В отличии от юношей и девушек, воспитывающихся в полных семьях, они считают, что сами выбирают собственную деятельность, свой путь.
- Юноши и девушки, воспитывающиеся в неполных семьях менее решительные, менее настойчивые, обладают более низким уровнем самообладания. Этим они значимо отличаются от юношей и девушек, воспитывающихся в полных семьях, которые характеризуются решительностью, настойчивостью, и боле высоким уровнем самообладания.
- В результате диагностики готовности к выбору профессии юношей и девушек, воспитывающихся в полных и неполных семьях, было выявлено, что у юношей и девушек, воспитывающихся в полных семьях более высокий уровень готовности к выбору профессии, чем у юношей и девушек, воспитывающихся в неполных семьях.
Все различия между юношами и девушками, воспитывающихся в полных семьях и юношами и девушками воспитывающихся в неполных семьях, были статистически достоверные.
Таким образом, гипотеза нашего исследования нашла свое эмпирическое подтверждение.