Актуальность: В последнее время увеличилась частота психосоматических заболеваний среди лиц молодого возраста.
Цель. Установление влияния комбинации биометрических показателей конституции на развитие психических и поведенческих расстройств и разработка методов их коррекции.
Методы. 60 студенткам проводились антропометрия, установление группы крови, оценка шкал SRDS и SRAS, TAS, TCI-125, Big-5, выявление хронических заболеваний.
Результаты. Установлен промежуточный уровень тревоги в 50% и субдепресии в 56%, алекситимия в 3%,промежуточное состояние в 23% случаев. Показатели тревоги и депрессии имеют сильную прямую связь между собой, выше у студенток с группой крови I. Алекситимия выше у студенток с группой крови III. У 13.3% студенток с низким ИМТ выше уровни тревоги и депрессии. Выявлена слабая обратная связь «зависимости от вознаграждения» и алекситимии, у 16% высокий параметр «поиск новизны», приводящий к разным формам зависимости, у 10% снижен параметр самонаправленности, влияющий на развитие психических и соматических расстройств. Уровень хронических заболеваний: лорорганов 26.6%, органа зрения 33.3%, опорно-двигательного аппарата16.6%, вегето - сосудитой дистонии16.6%.
Выводы. Выявленные взаимосвязи конституциональных рисков развития психических и поведенческих расстройств позволяют рекомендовать профилактику и коррекцию осложнений.
В течение 2010-2011 года на кафедре госпитальной терапии были проинтервьюированы 60 студенток СГМУ от19-23 лет. Исследовались конституциональные, серологические и психические (личностные, главным образом, темпераментальные, «психодинамические») особенности. В ходе опроса были использованы: шкалы Цунга: самооценки депрессии (SRDS) и тревоги (SRAS), Торонтская шкала алекситимии (TAS), опросники Клонинджера TCI-125, Big-5, проведена антропометрия: измерялись рост, вес, объем грудной клетки, объем талии, объем бедер, рассчитаны : индекс массы тела( ИМТ), индекс талии - бедер (WHR), индекс Ливи-Бругша, индекс Пинье, площадь поверхности тела по B.Jsaksson, определены группы крови по системе ABO, Rh, установлены возраст менархе и наличие хронических заболеваний. Данные обработаны с применением пакета программ Excel.
Целью исследования явилось прогнозирование рисков развития психических и поведенческих расстройств, прогрессирования хронических заболеваний на основе определения связей между следующими показателями: факторы личности по методике Big5(экстраверсия, интроверсия, нейротизм, открытость опыту, сознательность), темперамента и характера по опроснику TCI-125(поиск новизны, избегание вреда, настойчивость, зависимость от награды), уровни тревоги, депрессии, алекситимии, параметры телосложения и серологии (ABO, Rh) у студенток и разработка методов коррекции и профилактики психических и соматических расстройств.
Результаты работы: Среди опрошенных студенток промежуточный уровень тревоги определялся у 50% , субдепрессии - у 56%. Данные результаты можно объяснить повышенной нервно-психической нагрузкой на старших курсах университета, а так же ,возможно, не правильным режимом сна и отдыха, что ведет к перенапряжению в работе центральной нервной системы и развитию дисбаланса в системе эндорфинов, серотонина, дофамина, непосредственно способствующего возникновению тревоги и депрессии. Показатели тревоги и депрессии имеют сильную прямую связь между собой (r0,8) Уровни тревоги и депрессии выше у представительниц II(A) группы крови (M=0,48и M=0,5 соответственно).
В ходе исследования была применена Торонтская шкала для определения алекситимии. Термин «алекситимия» (а - отсутствие; 1ехis - слово; thymos - эмоция) был введен П. Сифнеосом для обозначения ведущего, по его мнению, психического расстройства, лежащего в основе психосоматических заболеваний - ограниченной способности индивида к восприятию собственных чувств и эмоций, их адекватной вербализации и экспрессивной передачи. Многими клиницистами было отмечено, что алекситимия особенно часто наблюдается при психосоматических заболеваниях. Она была описана при ишемической болезни сердца, первичной артериальной гипертензии, сахарном диабете, бронхиальной астме, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифическом язвенном колите, болезни Крона, злокачественных новообразованиях. Наличие алекситимических черт личности и соответствующей соматической предрасположенности у студенток может способствовать развитию хронических заболеваний. Учитывая данную взаимосвязь, наиболее разумным подходом является профилактика: модификация образа жизни и психокоррекция на самых ранних этапах. Согласно ряду наблюдений, алекситимия встречается с особенно высокой частотой у лиц, имеющих избыточную массу тела, причем в этих случаях она обычно сочетается с депрессией. Авторы соответствующих работ полагают, что для алекситимичных индивидов прием пищи выступает в роли своего рода внутреннего регулятора чувства напряжения. Алекситимия рассматривается как фактор, не только предрасполагающий к ожирению, но и затрудняющий возможность потери лишней массы. Среди протестированных студенток алекситимия выявлена в 3%, промежуточное состояние - в 23% случаев. Показатель алекситимии имеет прямую связь с ИМТ ( r=0,5),что подтверждает данные предыдущих исследований. Студенткам с данным «психологическим конструктом» необходимо своевременно заняться коррекцией питания и использовать приемы психотерапии: йога, танце - двигательная, арт - терапия, плавание. Выше всего баллы по опроснику Торонто для определения алекситимии выявлены у представительниц III(B) группы крови (M=64,75).
Среднее значение ИМТ 19.52 соответствует норме по рекомендациям ВОЗ , данный показатель высоко коррелирует с индексом Ливи-Бругша (r =0,75). У 14% студенток выявлен дефицит массы тела, 3% имеют избыточную массу тела, 3% - ожирение 1степени. У студенток с низким значением ИМТ выявлены более высокие значения тревоги (M=0,48) и депрессии (M=0,5) . Известно, что снижение массы тела также негативно сказывается на работе нейрогуморальной регуляции в организме девушек в период наибольшей фертильности. Их организм, предназначенный для материнства и выращивания потомства, испытывает стресс и тревогу при нехватке собственного «строительного материала». При достаточной массе тела другие девушки тревогу и депрессию не испытывали, по сравнению с их более астеничными подругами. Рекомендация проста: стараться придерживаться оптимального для своего роста веса, не изнуряя себя диетами, следить за полноценностью и сбалансированностью рациона питания. Конечно для молодых студентов, уделяющих много времени учебе, общественной и лечебной деятельности это не простая задача.
Исследование показателей частных конституций девушек демонстрирует, что компоненты темперамента по Клонинджеру, факторы личности по Big5 не обнаруживают выраженных связей с телосложением и серологией на данной выборке. По ТСI-125 выявлена слабая обратная связь зависимости от вознаграждения и алекситимии (r -0,32).По методике TCI-125 определен у 16.6% высокий параметр «поиск новизны», повышение которого обнаруживает вероятность приверженности разным формам зависимости, например: употребление алкоголя, табакокурение и т.д. У 10% снижен параметр самонаправленности, который может влиять на развитие психических и соматических расстройств. В группе опрошенных высок уровень хронических заболеваний: лорорганов у 26.6%, органа зрения у 33.3%, опорно-двигательного аппарата у16.6%, вегето-сосудитой дистонии у 16.6%.
Выводы:
Использованные нами методы определения конституциональных рисков развития психических и соматических расстройств можно регулярно использовать для скрининга здоровья учащихся. Учитывая, что у большинства студенток выявлены высокие уровни параметров тревоги, депрессии, наличие алекситимического профиля личности, хронических заболеваний и отклонений от нормальных конституциональных параметров, рекомендовано проводить коррекцию психосоматических расстройств в виде дозированного режима физической нагрузки( плавание, йога, аэробика) методов психотерапии(танце- двигательная, арт- терапия), нормализации питания. Студенткам с хроническими заболеваниями проводить профилактику и своевременное лечение обострений. Следование данным рекомендациям позволит улучшить психическое и физическое здоровье учащихся.