Здоровье во власти интеллекта - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Здоровье во власти интеллекта

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Актуальность:

От чего зависит наше здоровье и продолжительность жизни?

Долгое время считалось, что решающую роль здесь играют вес ребенка при рождении, социальные факторы, образ жизни, экологическая обстановка, уровень физических нагрузок и т. д. Однако в последнее время специалисты предполагают четкую взаимосвязь между состоянием здоровья человека и ...  его интеллектом! 

Цель исследования - выявление  взаимосвязи формирования здоровья и интеллекта человека.

Методы исследования:

o Тестирование по определению интеллекта:

  • Прогрессивная матрица Равена
  • Тест IQ (Айзенка)
  • Тест Гилфорда на определение социального интеллекта

o Изучение здоровья:

  • Анкетирование
  • Cбор анамнеза
  • Анализ амбулаторных карт

 

 Объект и объем исследования:

  • Группа студентов НГМУ возрастной категории от 19 до 21 года 3 курса лечебного факультета.
  • Всего прошли тестирование на уровень интеллекта и состояние здоровья 63 человека, из них 37 юношей и 26 девушек. (соотношение «м : ж» = 1 : 0,7).

Краткий обзор литературы:

  • Согласно результатам совместного исследования британских и американских ученых, люди с низким уровнем интеллекта обладают более слабым здоровьем, чем "умники", даже при остальных равных факторах, таких, как лишний вес или наличие вредных привычек.

Этот вывод специалисты сделали, проанализировав данные о состоянии здоровья 3654 мужчин в возрасте от 31 до 49 лет, ранее служивших в армии США.

  • В то же время, сотрудники Гарвардского университета в течение 30 лет наблюдали за 633 жителями Провиденса. На момент начала исследования все они были 7-летними ребятишками. Ученые подвергли их тестам на выявление интеллекта, а также на показатели здоровья, а затем на протяжении трех десятков лет поддерживали связь с испытуемыми.

Выяснилось, что те, чьи умственные способности были выше, выросли здоровее своих сверстников с менее высоким интеллектуальным уровнем. Наиболее распространенными заболеваниями среди этой выборки оказались сахарный диабет, астма, рак и сердечнососудистые заболевания.

  • Зависимость продолжительности жизни от уровня интеллекта подтверждают данные исследования американских ученых Гарвардской медицинской школы. Они утверждают, что чем выше уровень интеллекта у ребенка, тем больше шансов у него прожить дольше. Медики исследовали 862 человек, у которых в детстве IQ был выше 135. В этой группе смертность снижалась обратно пропорционально уровню интеллекта. У тех людей, чей IQ достигал 150, она была ниже на 44%, чем у обладателей IQ, равного 135.

E. McMilton и соавт. 1998г.

  • Ученые из Совета по медицинским исследованиям (MedicalResearchCouncil) проследили за состоянием здоровья 1347 мужчин и женщин, живущих в Шотландии. Ученых волновал вопрос: влияет ли уровень IQ на состояние здоровья и продолжительность жизни. Для этого с 1987 года в течение 17 лет оценивалось состояние здоровья шотландцев в возрасте 56 лет. Испытуемые, которые были материально обеспечены хуже, чаще болели и умирали. Эти данные были ожидаемые, но исследование показало также существенную взаимосвязь между уровнем IQ и состоянием здоровья человека. IQ определяет поведение человека, которое зачастую является причиной различных заболеваний. К примеру, люди с высоким уровнем IQ бросали курить чаще, чем те, у которых умственные способности были ниже среднего, сообщает The Times.

 

Результаты исследования

  • Исследование интеллекта
  • Прогрессивные матрицы Равена (Raven Progressive Matrices) предназначены для определения уровня умственного (интеллектуального) развития испытуемых в возрасте от 4,5 до 65 лет и старше. Матрицы Равена могут применяться на выборках испытуемых с любым языковым составом и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии. Поскольку известны три варианта матриц Равена, то следует заметить, что каждый из вариантов предназначен для проведения диагностической работы с определённым контингентом испытуемых. В настоящем исследовании использовался стандартный вариант.

При интерпретации результата теста «Прогрессивные матрицы Равена» выделяют следующие пять уровней развития интеллекта:

  • 1-й уровень (результат более 95%)- особо высокий интеллект
  • 2-й уровень (результат 75-94%)- интеллект выше среднего
  • 3-й уровень (результат 25-74%)- средний интеллект
  • 4-й уровень (результат 5-24%)- интеллект ниже среднего
  • 5-й уровень (результат ниже 5%)- дефект интеллекта

Тест Айзенка- тестко эффициента интеллекта(IQ),

разработанный английским психологом Гансом Айзенком. Он предназначен для общей оценки интеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового и графического материала с различными способами формулировки задач для людей в возрасте от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего.

При интерпретации результата теста IQ  выделяют следующие пять уровней развития интеллекта:

 

  • 0-70 баллов - очень низкий уровень интеллекта
  • 70-100 баллов - интеллект ниже среднего
  • 100-120 баллов - средний уровень интеллекта
  • 120-150 баллов - высокий уровень интеллекта
  • 150-180 баллов - очень высокий уровень интеллекта

 

  • Тест Гилфорда на определение социального интеллекта.

Социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей

Интерпретация результатов:

  • 1 балл - низкий социальный интеллект
  • 2 балла - социальный интеллект ниже среднего (среднеслабый)
  • 3 балла - средний социальный интеллект (средневыборочная норма)
  • 4 балла - социальный интеллект выше среднего (среднесильный)
  • 5 баллов - высокий социальный интеллект

 Взаимосвязь интеллекта и здоровья

        На основании проведенных тестов из испытуемых были выделены лица, имеющие одинаковый уровень по всем трем тестам. Затем их них были сформированы 2 группы  с полярно отличающимися уровнями:

  • группа студентов, чьи показатели были высокими или очень высокими по всем трем тестам
  • группа студентов, чьи показатели были ниже среднего или очень низкими по трем тестам.

Для этих лиц проведено

  • Анкетирование (состояние здоровья и перенесенные заболевания)
  • Проанализированы амбулаторные карты (на базе медицинского пункта университета)
  • Собран анамнез

Результаты изучения взаимосвязи представлены в таблице 1 и на диаграмме.

Таблица № 1.Характеристика здоровья.

 

Заболевания органов ЖКТ

Заболевания органов ДС

Заболевания органов ССС

Заболевания органов МПС

Заболевания ЦНС

Эндокринные заболевания

Хронические заболевания

Случаи госпитализации

Высокий уровень интеллекта

41%

33%

17%

0%

8%

17%

33%

25%

Низкий уровень интеллекта

67%

67%

34%

8%

8%

25%

83%

58%

Анализ  показал, что у лиц  с низкими показателями интеллектуальных способностей в анамнезе большая  частота заболеваемости органов ЖКТ, ДС, МПС, эндокринной системы, а также хронических заболеваний и госпитализаций в общей сложности на 20%.

 В группе с высокими показателями интеллектуальных способностей отмечается противоположная картина - соответственно имеет меньше случаев заболеваний по указанным системам и меньше госпитализаций по сравнению с предыдущей группой.

Заключение

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о взаимосвязи интеллекта и здоровья, о роли уровня интеллектуальных способностей в формировании здоровья.

Интеллект является главным инструментом эффективной адаптации организма к изменениям окружающей среды. Однако мало кто вспоминает о возможностях интеллекта, когда речь заходит о поддержании телесного здоровья. Многие забывают о том, что психика и тело человека не просто едины, но фактически представляют собой две стороны единой медали, т.е. нерасторжимы принципиально. Поэтому уровень интеллекта - это хороший показатель общего состояния здоровья человека, и в то же время интеллект - наиболее мощный и эффективный инструмент осознанного саморазвития.

Просмотров работы: 107