Как показывает практика, бездумная деятельность человека, направленная на получение сиюминутных выгод, в итоге оборачивается против него самого.
Среди основных экологических проблем современности, прежде всего, следует назвать загрязнение водной среды, почвы, атмосферы, вырубку лесов, нарушение озонового слоя, кислотные дожди, демографический взрыв и др. Нарушение экологии бумерангом поражает и человека, на которого мгновенно обрушиваются тяжелые и неизлечимые болезни, а также различные природные катастрофы.
Выход из сложившейся ситуации видится в формировании экологического сознания и экологической культуры общества. Человеку сейчас, прежде всего, необходимо изменить свое собственное отношение к природе и окружающей среде и перейти к принципу экогеизма (греч. «эйкос» - дом, «гея» - земля).
Согласно этому принципу, земля рассматривается как общий дом человечества в полном смысле этого слова.
Принцип экогеизма также содержит в себе несколько взаимосвязанных принципов.
Первый из них имеет философское содержание. Это - принцип гармонии. В вопросе о взаимоотношении природы и общества он подразумевает необходимость, во-первых, единства природы и общества, а, во-вторых, сохранение их своеобразия.
Второй принцип, который входит в содержание принципа экогеизма - это этический или принцип любви. Так же как нормальный человек любит свой дом, он должен любить свою землю - дом всего Человечества.
Третий принцип имеет практический характер. Он заключается в том, что человечество должно отказаться от практики хищнического, несогласованного использования богатств природы и перейти к практике возобновления и сохранения природных ресурсов. Для этого необходимы: всеобщий мир и авторитетные международные организации, которые могли бы разработать глобальную стратегию взаимодействия человека и природы, и которым были бы подотчетны по этим вопросам правительства всех государств.
Кроме того, большое значение имеет личное отношение человека к природе. Оно очень многообразно. Перечислим лишь некоторые из них.
Во-первых, это витальное отношение (от лат. Vita - жизнь). Речь идет о том, что природа - воздух, вода, растения и животные - источник жизни каждого отдельного человека.
Во-вторых, - нравственное. С этой точки зрения человек решает вопрос о том, как связано его отношение к природе с отношением к другим людям. Например, тот, кто калечит лес, загрязняет воду, истощает почву, демонстрирует свое пренебрежительное отношение не только к природе, но и к другим людям, которые тоже имеют право на пользование этими благами.
Третье - эстетическое. Безусловно, для культурного человека природа - мощный источник эстетического наслаждения, идеал красоты.
Последнее - это практическое или поведенческое отношение. Здесь можно выделить несколько типов практического поведения личности по отношению к природе: позитивные и негативные.
Позитивные: «рачительный хозяин» - не только умело и бережно использует богатства природы, собирает ягоды, плоды, грибы, но и создает «рукотворную природу», т.е. участвует в посадке леса, строительстве водоемов, в обустройстве туристических маршрутов, лечит больные деревья, убирает мусор, участвует в очистке водоемов.
Негативные: «хищник» - не берет, а отнимает у природы ее богатства - рубит деревья, убивает животных и птиц, сорит, загрязняет леса, луга и водоемы.
На наш взгляд, именно экологическая культура, как неотъемлемая составляющая нравственно-этического воспитания может предложить позитивные пути решения глобальных экологических проблем, сформировав личность «рачительного хозяина» бережно относящегося к богатствам природы.