ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ РОДНОГО ГОРОДА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ РОДНОГО ГОРОДА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Города являются одной из самых сложных форм человеческого общежития. Данное пространство формируется и существует по-разному, в соответствии с историей, природой, традициями. А уральский город - пространство особого значения. Это города-труженики, не знающие ни покоя, ни отдыха. Наши города - надежда и гордость не только самого Урала, но и всей страны.

Чем является для нас архитектура? Архитектура представляет собой  могучее средство организации жизнедеятельности людей. В ее пространственно-временных и художественно-символических формах отражается социальная структура общества. Архитекторы, используя профессиональные средства и приемы, создают из строительных материалов архитектурные произведения, в которых через единство формы и пространства увязываются не только прочность, польза и красота, но и отражается эпоха. Тем самым архитектура города является для нас открытой книгой истории.

Мы любим и ценим свои города со всеми их недостатками и достоинствами. И хотим, чтобы они стали лучше и краше, чтобы дети наши любили свой город и гордились им не меньше нас.

Искусствоведы и педагоги - Д.С. Лихачев, Б.М. Неменский, В.И. Колякина, Е.Г. Лопатина и другие, указывают, что проблема ознакомления детей с архитектурой приобретает особую актуальность, что связано, во-первых, с необходимостью расширения диапазона воспитательных средств искусства; во-вторых, с широкими возможностями архитектуры в развитии личности.

При подготовке к данной работе были проанализированы типовые общеобразовательные программы по изобразительному искусству, материалы региональных научно-практических конференций, изучены такие статьи, как «Изучение региональной архитектуры как части художественного образования с позиций системно-целостного подхода», рассматриваемая в теории художественного образования средствами искусства и культуры Южноуральского региона (О.М.Веремей, г. Магнитогорск); «Изучение элементов усадьбы уральского дома на уроках изобразительного искусства» (К.П. Валавиной, г. Белорецк); «Отражение архитектурного облика города в процессе обучения бумагопластике» (Е.Н. Герасева, дизайн-школа № 63, г. Магнитогорск), «Архитектурные зарисовки на городском пленере» (Т.М. Саморукова, педучилище №2, г. Оренбург); «Проблема организации изучения региональной архитектуры на занятиях изобразительным искусством (О.Ю. Леушканова, г. Магнитогорск); «Архитектура родного города как компонент краеведческого и художественного образования» (Н.Р.Гайфуллина, г.Уфа), «Эклектика стилей в городской архитектуре Южного Урала» (В.И. Колякина, г. Магнитогорск), «Особенности строительства городов Южного Урала. Искусство и культура Урала как региональный компонент художественного образования» (Л.В. Неретина, г. Магнитогорск). Также были изучены выпускные квалификационные работы, такие, как «Изучение архитектуры города Невьянска как региональный компонент художественного образования» (дипломник - Е.В. Аверченко, рук. доц. О.П.Савельева) и др.

Представляемая научно-исследовательская работа отличается изучением архитектуры таких  уральских городов, как Сатка и Магнитогорск, составление на основе краеведческих знаний и творческой переработки образов этих уральских городов блока уроков для общеобразовательной школы.

Молодзяновская М.И. пишет, что: «Проблема ознакомления детей с архитектурой приобретает особую актуальность, что связано, во-первых, с необходимостью расширения диапазона воспитательных средств искусства; во-вторых, с широкими возможностями архитектуры в развитии личности».

Данное  исследование тесно связано с национально-региональным компонентом в сфере обучения изобразительному искусству. Методическая разработка блоков уроков и их применение в школе позволит расширить кругозор школьников, развить интерес и гордость за город, в котором они живут. Работа вызывает интерес и в плане ознакомления с достопримечательностями и историческими постройками города, представляющими немалый исследовательский и краеведческий интерес.

Цель работы - экспериментально обосновать методику развития эстетического отношения учащихся к окружающему миру, на основе знакомства с архитектурой родного города.

Были собраны и систематизированы материалы по истории и культуре провинциальных уральских городов и обобщен  педагогический опыт из материалов научно-практических конференций; осуществлено ознакомление с архитектурой гг. Сатка и Магнитогорск; составлена сравнительная таблица, в которой рассматривается история и архитектура данных уральских провинциальных городов. Отдельная часть исследования посвящена уточнению компонентов нравственно-эстетических качеств личности и приемам их формирования.

Анализируя школьные программы по изобразительному искусству можно отметить, что тема «Город» в них звучит довольно часто. Причем достаточно много времени уделяется не только натурным зарисовкам (как у В.С. Кузина) городской среды (улиц, парков, бульваров) и ее элементов (памятников, решеток, оград), но и тематическим работам, поискам образа фантастического, таинственного города, города будущего или прошлого (чаще звучит у Б.М. Неменского), что, несомненно, развивает зрительную память и творческое воображение ребенка.

Нами был разработан блок уроков по теме «Архитектура провинциального Уральского города (на примере гг. Сатка, Магнитогорск)». Целью данного блока уроков является ознакомление с архитектурой провинциальных городов Урала; воспитание наблюдательности, внимательности к натуре, любовь и гордость за родной город; развитие познавательного интереса к окружающему архитектурному пространству, зрительной памяти с помощью различных видов деятельности (конструирование, рисование с натуры и по памяти, составление коллажа и т.д.). Темы, предлагаемые в рамках блока уроков: 1 - «Архитектура провинциального города»; 2 - «Зарисовки архитектурных элементов»; 3 - «Архитектурный пейзаж»; 4 - «Архитектурные элементы»; 5 - «Оконные проемы»; 6 - «Старинные улочки»; 7 - «Индустриальные пейзажи»; 8 - «Мой кукольный театр»; 9 - «Сады, парки, скверы моего города»; 10 - «Город, в котором я хотел бы жить».

Значительным подспорьем в проведении уроков стали авторские зарисовки, выполненные на улицах городов.

А так же дидактические таблицы к урокам.

Экспериментальная апробация уроков проводилась в школе МОУ «СОШ № 8» г. Магнитогорска и в МОУДОД «ДШИ № 1» г. Сатка. Результаты исследования показали,  что дети с интересом восприняли новую тему, с большим желанием выполняли задание по теме урока, в итоге у учащихся повысился краеведческий интерес и эстетическое отношение к окружающему миру.  Анализ детских рисунков показал не только интерес учеников к теме, но и углубление знаний о приемах реалистического рисования. В результате ознакомления с архитектурой родного города у учащихся сформировались нравственно-эстетические качества личности, выраженные в развитии познавательного интереса к окружающему архитектурному пространству,  в воспитании любви и гордости за родной город.

Полученный в ходе исследования и педагогического эксперимента материал может быть использован на уроках изобразительного искусства и художественного труда по типовым общеобразовательным программам «Изобразительное искусство» под редакцией В.С. Кузина при изучении, например, темы «Архитектурные памятники нашего края»; по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского в начальных классах в теме «Художник и город»; в программе  «Изобразительное искусство» под редакцией Т.Я. Шпикаловой при изучении тем «Городской пейзаж», «Старинные улочки» и т.д.

Просмотров работы: 2