В понятие «образованная личность» каждая эпоха вкладывала свое содержание. Однако всегда оно основывалось на способности человека не только к активному усвоению накопленных знаний и опыта, но и самостоятельной выработке нового мышления.
Одна из ведущих задач статистики заключается в измерении образовательного потенциала общества; в изучении процессов его формирования, дифференциации и использования.
Измерение уровня образования населения осуществляется при проведении переписи. Рассмотрим приведенную ниже таблицу 1.
Таблица 1 Образовательные учреждения высшего профессионального образования в России
Годы
|
Число образова-тельных учрежде-ний |
В них студентов - всего, тыс.чел. |
В том числе обучающихся на отделениях |
На 10000 человек населения приходилось студентов |
|||
очных
|
очно-заочных (вечерних) |
заочных
|
экстернат
|
||||
1914 |
72 |
86,5 |
86,5 |
- |
- |
- |
10 |
1917 |
150 |
149 |
149 |
- |
- |
- |
16 |
1927 |
90 |
114,2 |
114,2 |
- |
- |
- |
14 |
1940/41 |
481 |
478,1 |
335,1 |
15 |
128 |
- |
43 |
1950/51 |
516 |
796,7 |
502,6 |
17 |
277,1 |
- |
77 |
1960/61 |
430 |
1496,7 |
699,2 |
167,6 |
629,9 |
- |
124 |
1970/71 |
457 |
2671,7 |
1296,5 |
389,8 |
985,4 |
- |
204 |
1980/81 |
494 |
3045,7 |
1685,6 |
401 |
959,1 |
- |
219 |
1990/91 |
514 |
2824,5 |
1647,7 |
284,5 |
892,3 |
- |
190 |
1995/96 |
762 |
2790,7 |
1752,6 |
174,8 |
855,8 |
7,5 |
188 |
2000/01 |
965 |
4741,4 |
2625,2 |
302,2 |
1761,8 |
52,2 |
324 |
2002/03 |
1039 |
5947,5 |
3104 |
346 |
2399,9 |
97,6 |
410 |
2003/04 |
1044 |
6455,7 |
3276,6 |
351,3 |
2703,7 |
124,1 |
448 |
2004/05 |
1071 |
6884,2 |
3433,5 |
361,8 |
2942,5 |
146,4 |
480 |
2005/06 |
1068 |
7064,6 |
3508 |
371,2 |
3032 |
153,4 |
495 |
2006/07 |
1090 |
7309,8 |
3582,1 |
372,3 |
3195,9 |
159,6 |
514 |
2007/08 |
1108 |
7461,3 |
3571,3 |
352,9 |
3367,9 |
169,2 |
525 |
2008/09 |
1134 |
7513,1 |
3457,2 |
343,7 |
3540,7 |
171,5 |
529 |
2009/10 |
1114 |
7418,8 |
3280 |
323,6 |
3639,2 |
175,9 |
523 |
По данным таблицы 1 видно, что число образовательных учреждений стало возрастать, начиная с 2000 года, и в настоящее время данный показатель составляет 1114 учреждений. Вместе с тем начало увеличиваться и число студентов, и к 2010 году оно составляет 7418,8 тысяч человек. Если рассмотреть число обучающихся на отделениях, можно сделать вывод, что больше всего студентов обучаются на заочном отделении. Наименьший показатель на отделении экстернат.
Вычислим темп роста для числа студентов во всех образовательных учреждениях, начиная с 2000 года. Он рассчитывается двумя способами: базисным и цепным.
Для базисного способа формула выглядит следующим образом
Средний темп роста по базисному способу равен
Формула для темпа роста по цепному способу
Средний темп роста по цепному способу равен
Вычисленные данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 Темп роста численности студентов
Годы |
В них студентов-всего, тыс.чел. |
Темп роста |
|
базисный |
цепной |
||
2000/01 |
4741,4 |
- |
- |
2002/03 |
5947,5 |
1,25 |
1,25 |
2003/04 |
6455,7 |
1,36 |
1,09 |
2004/05 |
6884,2 |
1,45 |
1,07 |
2005/06 |
7064,6 |
1,49 |
1,03 |
2006/07 |
7309,8 |
1,54 |
1,03 |
2007/08 |
7461,3 |
1,57 |
1,02 |
2008/09 |
7513,1 |
1,58 |
1,01 |
2009/10 |
7418,8 |
1,56 |
0,99 |
В среднем |
6755,16 |
105,76 |
105,76 |
Как показали данные таблицы 2, с 2000 года по 2008 год происходил значительный рост численности студентов, но в 2009 году она сократилась на 2%. При этом средний рост составил 5,76%.