Главной характеристикой, определяющей отношение спроса и предложения в АПК, является рыночная цена на продукцию.
Цена является одним из основных факторов определения выручки от реализации продукции, а значит, непосредственно влияет на размер прибыли, получаемой предприятиями, и его финансово - экономического состояние.
Индекс цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию характеризует изменение цен на нее во времени при неизменной структуре реализации.
Он применятся для сравнительного анализа изменения цен на отдельные виды и группы сельскохозяйственной продукции, реализуемой сельскохозяйственными организациями различным потребителям, соотношения цен на продукцию, реализованную сельскохозяйственными организациями, и на приобретенные ими средства производства и услуги.
Индексы цен производителей по товарным группам продукции растениеводства, животноводства и сельскому хозяйству в целом последовательно формируются на основании информации об индексах цех на товаропроизводители и стоимости реализованной продукции в базисном периоде с использованием модифицированной формулы Ласпейраса с рекурсивной системой расчетов к декабрю предыдущего года.
It/d - сводный индекс по товарной группе (продукции растениеводства, животноводств сельскому хозяйству в целом) отчетного месяца к декабрю предыдущего года;
It-1/d - сводный индекс по товарной группе предыдущего месяца к декабрю предыдущего года.
It/t-1 - сводный индекс цен по товарной группе отчетного месяца к предыдущему месяцу;
Таблица 1 Индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Продукция сельского хозяйства продукция растениеводства зерновые культуры пшеница рожь гречиха овес подсолнечник картофель капуста морковь свекла столовая продукция животноводства скот и птица КРС свиньи птица молоко яйца |
112,2
97,9 97,2 99,1 92,8 93,0 102,4 102,5 99,6 72,2 110,1 119,6
124,0
136,6 140,0 135,2 125,7 113,8 117,8 |
90,2
80,7 74,2 76,1 62,3 99,7 90,1 121,8 137,5 244,3 126,6 132,3
97,2
100,7 101,5 101,1 97,3 89,9 106,0 |
119,3
132,7 140,7 142,9 142,1 122,9 129,3 95,3 119,0 50,2 94,9 94,5
112,2
104,8 103,7 99,6 115,9 120,9 118,2 |
122,1
136,3 138,6 125,1 183,3 106,4 136,8 139,3 65,4 150,3 132,2 108,6
113,4
119,5 120,6 127,9 95,4 107,8 106,3 |
110,2
98,4 92,0 88,6 86,8 101,5 112,0 89,6 128,3 86,2 91,6 113,6
117,6
129,3 136,3 130,8 105,7 116,6 87,5 |
104,4
100,2 96,8 102,9 94,3 96,0 91,2 81,1 99,1 106,1 81,4 62,1
106,7
110,1 110,2 111,7 106,9 100,2 110,9 |
137,6
151,5 142,1 141,7 147,4 121,6 133,9 246,4 164,9 206,0 147,3 133,8
129,3
106,4 106,4 99,2 121,4 154,1 139,6 |
103,0
101,2 107,1 104,1 116,4 92,9 116,3 69,0 130,5 86,4 133,2 136,7
104,2
118,1 113,9 135,8 133,3 91,5 106,2 |
96,6
90,4 89,6 91,6 79,2 96,7 103,0 118,9 67,7 65,3 52,4 54,9
100,3
103,0 109,1 96,1 99,8 106,2 79,6 |
По данным таблицы 1 хорошо виден рост цен на продукцию растениеводства в 2007 году. Этому способствуют ряд причин. Одна из них общемировая. Рост цен на продовольствие - это общемировая тенденция, остановить которую невозможно.
Особенности ценообразования в сельском хозяйстве обусловлены двумя факторами:
Эти факторы обуславливают необходимость государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию. Это призвано с одной стороны, защитить население от необоснованного завышения уровня реализационных цен на продукты первой необходимости (хлеб, молоко, мясо), а с другой - поддержать (посредствам выделения субвенций и дотаций) сельскохозяйственные предприятия, которые по природным условиям не могут нормально (рентабельно) функционировать в условии рыночных цен.