Современная промышленная политика России и «рост без развития» - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Современная промышленная политика России и «рост без развития»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Промышленность - это ведущая отрасль национальной экономики. Промышленная политика является одним из направлений государственной политики. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время  проблема разработки осмысленной  промышленной политики очень важна, так как именно от нее зависит дальнейшее развитие страны. Цель работы: рассмотреть современную промышленную политику России и  предложить возможные пути решения проблемы «роста без развития». Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
  1. Рассмотреть понятие промышленной политики, ее цели и основные направления.
  2. Выявить основные институты, контролирующие промышленную политику России.
  3. Проанализировать современное состояние промышленности России ( в период с 2009 по первое полугодие 2011 гг.)
  4. Предложить возможные пути развития промышленности России.

Промышленная политика: понятие, цели и основные направления.

Промышленная политика - это совокупность действий государства, направленных на деятельность хозяйствующих субъектов по приобретению ресурсов, организации производства, распределению и реализации  товаров.

Цель промышленной политики - обеспечение детального развития  страны, рост благосостояния граждан и конкурентности отечественных производителей. Одной из важнейших задач промышленной политики является  - эффективное производство промышленных товаров в нужном количестве, должного качества по приемлемым ценам.  Объектом промышленной политики являются - предприятия, корпорации... Субъектом - государство.

 Центральным вопросом промышленной политики является определение механизмов государственной поддержки  предприятий промышленности, например, таких как стимулирование инвестиций в форме субсидий, кредитов, налоговых льгот, системы государственных  заказов и закупок. Необходимые институциональные меры включают реструктуризацию предприятий, их приватизацию, механизмы банкротства, программы развития малого бизнеса и др. Важным инструментом промышленной политики служат меры по регулированию прямых иностранных инвестиций. Все это подчинено главной цели  реализации промышленной политики - обеспечения  подъема промышленности за счет  за счет повышения  эффективности и конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках.[1]  Можно выделить три основных направления промышленной политики:

  1. Инновационная политика, способствующая взаимодействию предпринимательских и научных структур, формированию инновационных предпосылок, установлению государственных целей инновационного развития государства.
  2. Структурная политика, стимулирующая межсекторный, межотраслевой и межрегиональный перелив капитала для финансового обеспечения перестройки отраслевой и территориальной структуры промышленности в соответствии с целями промышленной политики.
  3. Инвестиционная политика, обеспечивающая и стимулирующая капиталовложения в развитие производства и производственной инфраструктуры.

В большинстве своем промышленная политика принимает вид структурной, где бюджетные средства направляются в те отрасли хозяйства, которые смогут обеспечить достижение стратегически важных целей государства. Иногда это может происходить  за счет лидирующих отраслей, развитием которых можно пожертвовать в пользу отраслей  находящихся на начальной фазе развития.

Итак, промышленную политику можно представить и стратегией развития промышленности страны, а можно определить ее как механизм, направленный на развитие и повышение эффективности промышленного производства, конкурентоспособности предприятий и продукции, обеспечение занятости населения.

Институты российской промышленной политики.

Важнейшим условием промышленной политики является создание соответствующей  нормативно-правовой базы. Федеральный закон « О науке  государственной научно- технической политике»[2]  принят 23.08.1996,  регулирует отношения между субъектами научной и научно - технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности.  Президентом РФ и Правительством  РФ принят ряд документов, определяющих основные направления  промышленной и инновационной политики:  «Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015г.», ФЦП         « Исследования и разработки по приоритетным направлениям  развития научно-технологического  комплекса России на 2007-2012 годы», ФЦП «Национальная технологическая база  на 2007-2011 годы», ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 и дальнейшую перспективу», ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» и т.д.

К основным институтам, реализующим промышленную политику России, относятся:

Министерство промышленности и торговли ( Христенко В.Б.)- федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности. В ведении находится Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Элькин.Г.И.) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.[3]

Министерство энергетики РФ (министр энергетики Шматко С.И.) России-  является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов.  В его ведении находится Федеральное агентство по промышленности.[4]

Ростехнадзор (Кутьин Н.Г,)  находится в ведении Министерства Природных ресурсов России- орган исполнительной власти в сферах: государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, промышленной безопасности, экологической экспертизы и т.д. [5]

Министерство экономического развития (Э.С. Набиуллина) - федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке  государственной политике и нормативному регулированию в сфере экономического развития, внешнеэкономической деятельности, государственной статистики, тарифов субъектов естественных монополий, управления федеральным имуществом, несостоятельности организаций и управления государственным материальным резервом. [6]

Торгово-промышленные палаты РФ-  являются негосударственной некоммерческой организацией, основанной на членстве, созданной по инициативе торгово-промышленных палат, российских коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, объединяющей своих членов для реализации целей и задач, определенных Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и  Уставом ТПП РФ.

В ТПП РФ входят практически все промышленные отраслевые союзы и ассоциации. [7]

В сентябре 2008г. в Госдуму на рассмотрение был предоставлен очередной проект  закона « О национальной промышленной политике РФ»[8].  Он направлен на создание институциональных основ деятельности по выработке стратегических направлений развития отечественной промышленности для решения задач обеспечения конкурентоспособности  российской экономики. Законопроектом были введены новые понятия промышленной деятельности, промышленной политики, сформулированы цели и принципы промышленной политики. В целом он определяет только рамки, в  которых может осуществляться  государственная поддержка, не содержит правовых норм прямого воздействия.[9]

Одним из условий преодоления недостатков в сфере промышленного производства  требуется принятие новых законов, непосредственно относящихся  к новой политике, которая должна осуществляться исключительно на инновационной базе. А далее, практического осуществления идей  создания национальной инновационной промышленности.

Начало формы

Конец формы

«Рост без развития» промышленности России.

Термин « рост без развития» характерный для промышленной политики  с 2000 по 2008 гг. можно отнести и к нынешней ситуации в промышленности.

Восстановление после кризиса сопровождалось рядом проблем: неэффективная государственная политика, обострение проблемы производительности труда.

« В современных условиях не всякий рост экономики тождественен развитию...Рост росту рознь. Одно дело рост на базе отживающих электрифицированных технологий, и совсем другое - на базе  технологий технотронных, или цифровых. В первом случае  рост не выводит экономику из состояния отсталости, тогда как во втором он сопряжен с прогрессом и подъемом производительных сил. Иначе говоря, в первом случае имеет место рост без развития, а во втором напротив, обеспечивается интенсификация самого развития. Решающим  критерием практического различия одного и другого является состояние  производительных сил...»[10].  Под экономическим ростом здесь подразумевается простое увеличение объема производства национального дохода, что позволяет повысить размер душевого дохода. Экономическое же развитие означает такое совершенствование производства, инвестиции в которое ведут к повышению качественных социально-экономических показателей. Речь идет, например, о восстановлении экологического равновесия, оздоровлении условий труда...

Для того, чтобы показать подъем,  упор, как правило,  делается на рост ВВП  взятый сам  по себе, безотносительно к производительным силам.  Поэтому для определения развития страны, необходимо установить- насколько рост ВВП связан с развитием. Объем ВВП России в 2009 (по данным Росстата) составил 38 808 млрд. руб., в  2010 г. - 45 166 млрд.руб. Рост ВВП  в октябре 2011г. составил 5,6%. По росту ВВП Россия занимает лидирующие позиции среди стран большой восьмерки. Но количество далеко не качество.  

По данным Всемирного экономического форума мы можем проследить падение конкурентоспособности России в мировом рейтинге. Так  на 2011-2012 год Россия из 142 стран опустится на 66 место. С 2008 года страна постепенно теряет свои позиции, тогда она еще занимала 51-место. Среди ключевых проблем России эксперты ВЭФ называют: неэффективность правительственной бюрократии, высокие налоги, дефицит образованной рабочей силы, нестабильность государственной политики.  Рейтинг конкурентоспособности принято считать объективной оценкой, поскольку этот показатель рассчитывается,  по более, чем сотне индикаторов, среди которых есть данные национальной статистики, а также результаты опросов экспертов. Возможно, это обусловлено, долговым бременем России  и низким качеством экономического роста. Достаточно остро для России стоит вопрос  привлечения инвестиций в экономику. Проблема промышленного капитала. Данную проблему российское правительство пытается решить путем повышения цен и тарифов, как способ накопления. Но  это не решение проблемы. Это может привести только к инфляции.  Еще одной причиной «неразвития» промышленности  России является проблема обработки добываемого в России сырья, которое  в большинстве своем  обрабатывается за рубежом.  «Реальное развитие вряд ли возможно, пока  наша страна добывает сырье для того, чтобы его перерабатывали зарубежные ТНК, концентрирующие у себя   все выгоды производства конечной продукции с высокой добавленной стоимостью»[11]

Мировой кризис показал, что экономическая ситуация в нашей стране полностью зависит от динамики мировых сырьевых рынков. Единственным источником роста ВВП является  экспорт сырья.

Ситуация в отечественной экономике  достаточно тревожная. По итогам 2009г. ВВП сократился на 7,9 %, промышленное производство на 10,8%, объем добычи полезных ископаемых -1,2%, производства в обрабатывающих секторах на 16%. Не смотря на постепенное увеличение объемов ВВП с 2009г. , качественных изменений не происходит, что говорит о том, что модель роста без развития не теряет свои позиции.

С развитием наноиндустрии  все более актуальными становятся  проблемы экономической безопасности, особенно для России, вступившей в конкурентную борьбу  на мировом рынке нанотехнологий. Наноиндустриализация нашей страны, поддерживаемая огромными государственными капиталовложениями, сопровождается воспроизводством иллюзий, что ведет к недооценке угроз и рисков. Так, по мнению М. Ковальчук, программы развития наноиндустрии в РФ превосходит по масштабу целей значение космического и атомного проектов в СССР. Но у советских суперпроектов были конкретные цели, а ожидаемые результаты указанной программы к 2015 году являются пока преимущественно вероятностными.[12]

Одним из  примеров развития инноваций в России является политика Роснано, которая занимается развитием нанотехнологий в России  под главой корпорации Анатолия Чубайса.  Многие эксперты указывают на необоснованно широкий набор функций этой непроизводственной корпорации, которые не имеют отношения к наноиндустрии.

В ситуации нашей страны нужно не только уделять внимание модным сейчас направлениям нанотехнологий, но  развивать на основе высоких технологий  и традиционные виды индустрии.

В обществе нет ненужных производств -  есть ненужные, устарелые технологически способы индустриального производства[13] Внешняя конкурентоспособность России поддерживается в основном нефтью, газом, металлами и др.  Наша страна занимает первое место по экспорту нефти, природного газа, алюминия, никеля.... Российская экономика превратилась в поставщика сырья для мировых рынков. Поэтому необходимо более эффективно работать, чтобы повышать конкурентоспособность. Значит важно в первую очередь модернизировать, развивать, совершенствовать добывающую промышленность.

Промышленность России постепенно увядает. Увеличивается импорт. По данным Росстата,  численность безработных россиян доходит до 5 млн. чел (4,805). Эффективность и развитие экономики определяется, прежде всего,  уровнем ее технической оснащенности, которая в свою очередь зависит от инвестиций, вложенных в модернизацию. На настоящее время инвестиции уходят из России за границу. По прогнозам  Центробанка отток капитал за границу в 2011 может вырасти до 64 млрд.дол.

Между тем промышленность продолжает деградировать. Износ оборудования, находящегося в частных руках, подошёл к катастрофическому пределу. Ввод в действие основных фондов за 20 лет сократился на 80%, настолько же изношено технологическое оборудование. Всё, что сегодня производит Россия на своих изношенных мощностях, не идёт ни в какое сравнение с советским периодом.

 Промышленный комплекс России находится в достаточно сложной ситуации. Средний возраст работающих на российских предприятиях превышает 50 лет. Износ основных фондов достигает по ряду направлений от 50 до 74%. Проблема заключается в том, что на практике инвестиции вливаются в наиболее благополучные отрасли,  в то время как нуждающиеся отрасли испытывают инвестиционный кризис. Поэтому при разработке промышленной политике очень важно расставить приоритеты .

Так, например, ситуация в российском  авиастроении. В последние годы Россия почти не строит самолетов: в 2008 году было построено-9 гражданских самолетов; в 2009-14,  вместо запланированных 22; в 2010 -7. По разным причинам остановлено производство почти всех отечественных самолетов, а недавняя авария на самолете ТУ-134 дала повод президенту Д. Медведеву запретить их эксплуатацию, а значит и производство. Что ждет при такой политике российский авиапром? Не лучше ситуации и в российском машиностроении.

Промышленная политика должна  ориентироваться на решение стратегических задач страны, иметь исключительно инновационную направленность, опираться, прежде всего,  на интеллектуальные ресурсы, оказывать государственную поддержку подготовке специалистов и в целом системе образования.

Промышленная политика, как фундамент  экономической политики государства, должна быть связана, в первую очередь, с проведением инновационной, инвестиционной и структурной перестройки промышленного производства.

Таким образом, промышленная политика России должна решить несколько задач: задачу модернизации экономики, путем решения ее самых острых  проблем и стимулирования экономического роста. А также задачу определения долговременной стратегии экономического развития страны, обеспечивающей более быстрое развитие.

Чтобы экономический подъем возобновился  необходимо преумножение производственных сил нового качества. А пока продолжается рост без развития.

Главный вопрос сейчас не в том, каковы темпы сырьевого роста, а в том у кого в руках ключ к развитию России: у самой России или же у иностранного капитала.[14]

Для того, чтобы Россия вновь превратилась в передовую индустриальную державу необходимо :

  • создать такой государственный сектор, который будет располагать самыми передовыми техническими решениями, видами оборудования;
  • стимулировать развитие   кадровой базы промышленности напрямую в государственном секторе;
  • осуществить крупные государственные инвестиции на развитие инфраструктуры;
  • организовать поступления сырья и материалов на предприятия и комплексы отечественной обрабатывающей промышленности для дальнейшей переработки и изготовления конкурентоспособной продукции конечного спроса;
  • оказывать государственную поддержку отечественным производителям.

Список литературы:

  1. Горячева Т.В. Инновационная деятельность как главный фактор промышленного роста/ Т. В. Горячева// Инновационная деятельность.- М.,2010.-№3.
  2. Губанов С. С. Путь развития России: назревшее уточнение/С. С. Губанов// Экономист.-2010.- № 4.
  3. Губанов С. С. Рост без развития и его пределы/ С.С. Губанов// Экономист.-2006.- № 4
  4. Губанов С. С. Рост без развития/ С.С. Губанов // Экономист.-2003.- №9.
  5. Заключение Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям (текст документа) по проекту Федерального закона № 455471-5 от 12.01.2011 N 127 [Электронный ресурс]-режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_PRJ_90823/.
  6. Официальный сайт Торгово-промышленных палат РФ. [Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.tpprf.ru/.
  7. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ.[Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/
  8. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.economy.gov.ru/..
  9. Официальный сайт Министерства энергетики РФ. [Электронный ресурс]- режим доступа: http://minenergo.gov.ru/
  10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.[Электронный ресурс]-режим доступа http://www.gks.ru/.
  11. Официальный сайт Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.[Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.gosnadzor.ru/.
  12. Стратулат В. Фролов Д. Развитие наноиндустрии и экономическая безопасность/В. Стратулат, Д. Фролов // Экономист.- 2010.- № 12.
  13. Федеральный закон « О науке государственной научно-технической политике» . (основные положения) от 23.08.1996. № 127-ФЗ . [Электронный ресурс]- режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fz/nti/898/
  14. ФЦП «Национальная технологическая база на 2007-2011годы. распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1761-р [Электронный ресурс]-режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/fcp/employer/tech
  15.  Христенко, В.Б.Мировой кризис и промышленная политика.[Электронный ресурс]- режим доступа: ttp://www.slaviza.ru/v-pravitelstve-rf/13-mirovoy-krizis-i-promyshlennaya-politika-rossii.html.
  16. Цветков В. Об отправной точке неоиндустриальной модернизации/В. Цветков// Экономист.- 2010.- № 11.


[1] Горячева Т.В. Инновационная деятельность  как главный фактор промышленного роста. М., 2010., с.16.

[2] ФЗ «О науке  государственной научно- технической политике». Сайт Министерства науки и образования РФ.  URL:http://mon.gov.ru/dok/fz/nti/898/. (дата обращения: 25.11.2011)

[3]  Сайт Министерства промышленности и торговли РФ.URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/  (дата обращения:25.11.2011)

[4] Сайт Министерства энергетики РФ . URL:http://minenergo.gov.ru/ . (дата обращения: 25.11.2011)

[5] Сайт Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. URL:http://www.gosnadzor.ru/.( дата обращения: 25.11.2011)

[6] Сайт Министерства экономического развития РФ.URL: http://www.economy.gov.ru/. (дата обращения: 25.11.2011)

[7] Сайт Торгово-промышленных палат РФ. URL:http://www.tpprf.ru/. ( дата обращения: 25.11.2011)

[8]  Проект закона « О национальной промышленной политике РФ» URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=63308. ( дата обращения: 25.11.2011)

[9] Заключение. Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_PRJ_90823/. (дата обращения:25.11.2011)

[10] Губанов  С. Рост без развития // Экономист.-2003.- № 9.- С.26.

[11]  Губанов  С. Путь развития России: назревшее уточнение// Экономист.-2010.- № 4.- С.4.

[12] Стратулат В., Фролов Д. Развитие наноиндустрии и экономическая безопасность// Экономист.- 2010.- № 12.- С.22.

[13] Цветков В. Об отправной точке неоиндустриальной модернизации// Экономист.-2010.- № 11.- С.18.

[14] Губанов  С. Рост без развития и его пределы// Экономист.-2006.- № 4.- С.31.

Просмотров работы: 392