На современном этапе развития нашей страны общество претерпевает большие перемены, изменения, когда появляются огромные возможности для целеустремленных, инновационных, креативных, амбициозных молодых людей. Но с другой стороны это время, когда происходит подмена ценностей на фальшивые, происходит недооценка роли нравственности в становлении как отдельной личности, так и общества в целом.
Мировой опыт свидетельствует, что развитие общества в целом будет наиболее успешным и эффективными, если будут учтены, проанализированы проблемы молодого поколения, ориентации, культурные идеалы, жизненные позиции студенческой молодежи, так как её роль в обществе является общезначимой.
От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа [1].
Высоко значимая роль студенческой молодежи объясняется тем, что она является самой прогрессивной, информированной, мобильной частью социума - капиталом государства, и очень важно помочь студенческой молодежи сформировать нравственный императив. Здесь, несомненно, огромное значение имеют вузы, которые дают основу не только интеллектуальной, но и духовно-нравственной составляющей мировоззрения молодых людей.
Духовно - нравственная культура студента - это сложная система его личностных качеств, которая характеризует степень развития и саморазвития его нравственных ценностей: убеждений, мотивов, знаний, умений, чувств и способностей, которые он проявляет в различных ситуациях нравственного выбора и нравственной деятельности в сравнении с высокогуманными ценностями, принципами, правилами, которые в современной социокультурной среде принято считать нормативными [2].
Известный педагог, профессор кафедры педагогики Евразийского гуманитарного института Тесленко А.Н. считает, что самовоспитание в сфере нравственности - это прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности. Утверждению нравственности в сознании, деятельности каждого человека способствует многократная реализация положительных моральных норм каждой личностью, или, говоря иначе, опыт добрых дел. Если такая многократность отсутствует, то, как показывают исследования, «портится» и «ржавеет» механизм морального развития, подрывается столь необходимая для деятельности способность личности к самостоятельным нравственным решениям, ее способность полагаться на себя и отвечать за себя [3]
Становление современной молодежи происходит в сложных условиях преобразования многих старых ценностей, конкурентная среда изменила в корне ценностную составляющую человека, что, каждый молодой человек стал воспитывать в себе качества, которые помогают ему достичь успеха в жизни.
В формировании сознания, мировоззрения, нравственной культуры студента ведущая роль отводится средствам массовой информации и всемирной сети Интернет. Через эти ресурсы активно пропагандируется образ современного человека «Берущего от жизни всё» всеми доступными и недоступными способами.
Современной студенческой молодежи Казахстана свойственны активность и подвижность, авантюрный дух, общительность, предприимчивость и стремление к выгоде, юноши и девушки не терпят критики в свой адрес. Реалии жизни показывают, что у большинства представителей молодого поколения, такие ценности, как гуманизм, порядочность, трудолюбие, чувство долга перед родителями и преподавателями, активная гражданская позиция обесценились. А единственным критерием, определяющим отношение человека и окружающего мира, становится собственное удобство и выгода. По данным исследователей, на первое место в списке приоритетов молодежь ставит деньги и карьеру, а не семью и социальные обязательства [3].
В условиях глобализации и модернизации, активного проникновения в Казахстан западного образа жизни, западных ценностей, развитие рыночных отношений с их индивидуалистическими принципами привело к обесцениваю у молодежи традиционных ценностей.
"Что больше всего сейчас беспокоит - это морально-нравственные основы, которые пришли к нам сейчас с Запада в виде интеграции, особенно среди молодежи. Это не только наш кризис, это кризис всего мирового сообщества. Западное сообщество с этим живет 50 - 60 лет, мы только в него входим. Универсального способа борьбы с аморальностью нет. Но нужно всегда искать это на местах, работать с молодежью. Нужны ответственные институты, инструменты, препятствующие вот этому злу. Нужно разработать критерии нравственности и уважения людей", "религиозные деятели должны разговаривать с молодежью. Мы должны искать методы работы",- сказал Н. А. Назарбаев. При этом он отметил, что основная нагрузка в этом должна распределяться на систему образования. "Надо, чтобы это стало делом каждого из нас", - подчеркнул он [4].
Но будет несправедливо утверждать, что все эти проблемы связаны с самой молодежью, а с отставанием в социокультурном плане постсоветских стран. В политике государства существует некое противоречие образовательной системы в Казахстане. Такое противоречие вызвано, с одной стороны, желанием воспитать человека высокой духовности и нравственности, а с другой - сформировать молодого профессионала с деловой энергией, высокой предпринимательской культурой, и лидерскими качествами, что, однако ведет к формированию индивидуалиста, как раз лишенного духовности и нравственной культуры.
«Казахстанское общество сегодня маргинально в принципе: оно разрывается между ценностями аграрного, индустриального и постиндустриального общества, между социокультурными полюсами: евроцентризма и пан-тюркизма. Евроцентристский полюс культурного развития ориентируется на ценности индустриально-урбанистической цивилизации. Полюс пан-тюркизма основывается на традициях аграрно-кочевой цивилизации и господстве патриархального родоплеменного (жузового) патерналистского менталитета аульной среды» [3].
Молодые люди поставлены в условия самостоятельного выбора системы мировоззренческих ценностей, ориентиров, выбора жизненной стратегии, поэтому и совершают череду ошибок, не всегда выбранная жизненная стратегия является верной. Молодежь нуждается в поддержке государства, взрослого поколения, помощи преподавателей, если же мы заинтересованы в процветающей экономике, развитии социального, культурного общества, то необходимо помогать студенческой молодежи, поддерживать ее, помочь избежать ей ошибки [5].
Но в наше время необходимо учитывать тот факт, что современная молодежь очень свободолюбива и не всегда ждет реальной помощи от государства. Молодежь сама формирует свои представления, и, в соответствии с собственным пониманием или непониманием совершает поступки, строит свой стиль жизни. Отсутствие моральных ограничений воспринимается молодежью как подлинная свобода и демократия, и единственным критерием, определяющим отношение молодого человека и общества, становится собственное удобство, а любая попытка предложить ему какие - то меры по ограничению личного пространства или контролю над ним воспринимается как попытка покушения на его свободу. Но, как известно, любая система взаимоотношений определяет какие-либо сдерживающие нормы, которые являются условием нравственного роста не только каждого человека в отдельности, но и общества в целом.
Нравственный человек должен стараться не только сам стать лучше, но и создать атмосферу культуры, взаимопонимания и уважения везде, где он находится [2].
Сегодня, когда общество претерпевает социальные катаклизмы, когда связь времен и поколений становится незаметной, опыт и моральные ценности старших зачастую не востребованы молодежью, очень важно найти побудительные меры восстановления нравственности и духовности молодого поколения. В такие периоды остро стоит необходимость воспитательной работы со студенческой молодежью по формированию четкой жизненной стратегии и нравственного гуманистического императива.
В формировании жизненной позиции студенческой молодежи значительное место отводится тому, что усилились прагматические, личностные устремления студенческой молодежи. Жизненные цели современного студенчества направлены на прагматические и рационалистические ценностные ориентиры. Студенческая молодежь - ресурс профессиональной элиты Казахстана; стержнем нравственного императива студенчества является духовный, образовательный и культурный капитал. Поэтому перед вузами, профессорско-преподавательским составом учебных заведений стоит задача сформировать моральную ответственность у студента, подготовить интеллигентного, высокообразованного и всесторонне развитого культурного человека. А также воспитать у нынешнего поколения студентов чувство собственного достоинства и социально ответственное отношение к обществу, к себе, другим людям. Необходимо обратить внимание на формирование духовно-нравственных потребностей у студенческой молодежи. Действительно, без воспитания лучших духовно-нравственных качеств человека дальнейшее развитие общества оказывается невозможным. И на студенческую молодежь возлагается огромная моральная ответственность за будущее страны.
Список использованных источников.