ЖИЗНЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАЗАХСТАНА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЖИЗНЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАЗАХСТАНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Глобализационные процессы, происходящие  в  последние  два  десятилетия  в  Казахстане  оказали влияние  не только на экономику и политику государства, но и на обыденную жизнь каждого человека, на отношения между людьми,  на  понимание  того,  что  сегодня является  жизненным  успехом,  какие  цели  надо  перед  собой ставить и какими средствами можно пользоваться для достижения этих целей.

На современном этапе развития нашей страны общество претерпевает большие перемены, изменения, когда появляются  огромные возможности для целеустремленных, инновационных, креативных, амбициозных молодых людей. Но с другой стороны это время, когда происходит подмена ценностей на фальшивые, происходит недооценка роли нравственности в становлении как отдельной личности, так и общества в целом.

Мировой опыт свидетельствует, что развитие общества  в целом будет наиболее успешным и эффективными, если будут учтены, проанализированы проблемы молодого поколения, ориентации, культурные идеалы, жизненные позиции студенческой молодежи, так как её роль в обществе является общезначимой.

От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа [1].

Высоко значимая роль студенческой молодежи объясняется тем, что она является самой прогрессивной, информированной, мобильной частью социума - капиталом государства, и очень важно помочь студенческой молодежи сформировать нравственный императив. Здесь, несомненно, огромное значение имеют вузы, которые дают основу не только интеллектуальной, но и духовно-нравственной составляющей мировоззрения молодых людей. 

Духовно - нравственная культура студента - это сложная система его личностных качеств, которая характеризует степень развития и саморазвития его нравственных ценностей: убеждений, мотивов, знаний, умений, чувств и способностей, которые он проявляет в различных ситуациях нравственного выбора и нравственной деятельности в сравнении с высокогуманными ценностями, принципами, правилами, которые в современной социокультурной среде принято считать нормативными [2].

Известный педагог, профессор кафедры педагогики Евразийского гуманитарного института Тесленко А.Н. считает, что самовоспитание в сфере нравственности - это прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности. Утверждению нравственности в сознании, деятельности каждого человека способствует многократная реализация положительных моральных норм каждой личностью, или, говоря иначе, опыт добрых дел. Если такая многократность отсутствует, то, как показывают исследования, «портится» и «ржавеет» механизм морального развития, подрывается столь необходимая для деятельности способность личности к самостоятельным нравственным решениям, ее способность полагаться на себя и отвечать за себя [3]

Становление современной молодежи происходит в сложных условиях преобразования многих старых ценностей, конкурентная среда изменила в корне ценностную составляющую человека, что, каждый молодой человек стал воспитывать в себе качества, которые помогают ему достичь успеха в жизни.

В формировании сознания, мировоззрения, нравственной культуры студента ведущая роль отводится средствам массовой информации и всемирной сети Интернет. Через эти ресурсы активно пропагандируется образ современного человека «Берущего от жизни всё» всеми доступными и недоступными способами.

Современной студенческой молодежи Казахстана свойственны активность и подвижность, авантюрный дух, общительность, предприимчивость и стремление к выгоде, юноши и девушки не терпят критики в свой адрес. Реалии жизни показывают, что у большинства представителей молодого поколения, такие ценности, как гуманизм, порядочность, трудолюбие, чувство долга перед родителями и преподавателями, активная гражданская позиция обесценились. А единственным критерием, определяющим отношение человека и окружающего мира, становится собственное удобство и выгода. По данным исследователей, на первое место в списке приоритетов молодежь ставит деньги и карьеру, а не семью и социальные обязательства [3].

В условиях глобализации и модернизации, активного проникновения в Казахстан западного образа жизни, западных ценностей, развитие рыночных отношений с их индивидуалистическими принципами привело к обесцениваю  у молодежи традиционных ценностей.

"Что больше всего сейчас беспокоит - это морально-нравственные основы, которые пришли к нам сейчас с Запада в виде интеграции, особенно среди молодежи. Это не только наш кризис, это кризис всего мирового сообщества. Западное сообщество с этим живет 50 - 60 лет, мы только в него входим. Универсального способа борьбы с аморальностью нет. Но нужно всегда искать это на местах, работать с молодежью. Нужны ответственные институты, инструменты, препятствующие вот этому злу. Нужно разработать критерии нравственности и уважения людей", "религиозные деятели должны разговаривать с молодежью. Мы должны искать методы работы",- сказал Н. А. Назарбаев. При этом он отметил, что основная нагрузка в этом должна распределяться на систему образования. "Надо, чтобы это стало делом каждого из нас", - подчеркнул он [4].

Но будет несправедливо утверждать, что все эти проблемы связаны с самой молодежью, а с отставанием в социокультурном плане постсоветских стран.  В политике государства существует некое противоречие  образовательной системы в Казахстане. Такое противоречие вызвано, с одной стороны, желанием воспитать человека высокой духовности и нравственности, а с другой - сформировать молодого профессионала с  деловой энергией, высокой предпринимательской культурой, и лидерскими качествами, что, однако ведет к формированию индивидуалиста, как раз лишенного духовности и нравственной культуры.

«Казахстанское общество сегодня маргинально в принципе: оно разрывается между ценностями аграрного, индустриального и постиндустриального общества, между  социокультурными полюсами: евроцентризма и пан-тюркизма. Евроцентристский полюс культурного развития ориентируется на ценности индустриально-урбанистической цивилизации. Полюс пан-тюркизма основывается на традициях аграрно-кочевой цивилизации и господстве патриархального родоплеменного (жузового) патерналистского менталитета аульной среды» [3].

Молодые люди поставлены в условия самостоятельного выбора системы мировоззренческих ценностей, ориентиров, выбора жизненной стратегии, поэтому и совершают  череду ошибок, не всегда выбранная жизненная стратегия является верной. Молодежь нуждается в поддержке государства, взрослого поколения, помощи преподавателей, если же мы заинтересованы в процветающей  экономике,  развитии социального, культурного общества, то необходимо помогать студенческой молодежи, поддерживать ее, помочь избежать ей ошибки [5].

Но в наше время необходимо учитывать тот факт, что современная молодежь очень свободолюбива и не всегда ждет реальной помощи от государства. Молодежь сама формирует свои представления, и, в соответствии с собственным пониманием или непониманием совершает поступки, строит свой  стиль жизни. Отсутствие моральных ограничений воспринимается молодежью как подлинная свобода и демократия, и единственным критерием, определяющим отношение молодого человека и общества, становится собственное удобство, а любая попытка предложить ему какие - то меры по ограничению личного пространства или контролю над ним воспринимается как попытка покушения на его свободу. Но, как известно, любая система взаимоотношений определяет какие-либо сдерживающие нормы, которые являются условием нравственного роста не только каждого человека в отдельности, но и общества в целом.

Нравственный человек должен стараться не только сам стать лучше, но и создать атмосферу культуры, взаимопонимания и уважения везде, где он находится [2].

Сегодня, когда общество претерпевает социальные катаклизмы, когда связь времен и поколений становится незаметной, опыт и моральные ценности старших зачастую не востребованы молодежью, очень важно найти  побудительные меры восстановления нравственности и духовности молодого поколения. В такие периоды остро стоит необходимость  воспитательной работы со студенческой молодежью по формированию четкой жизненной стратегии и нравственного гуманистического императива.

В формировании жизненной позиции студенческой молодежи значительное место отводится тому, что усилились прагматические, личностные  устремления студенческой молодежи. Жизненные цели современного студенчества направлены на прагматические и рационалистические ценностные ориентиры. Студенческая молодежь - ресурс профессиональной элиты Казахстана; стержнем нравственного императива студенчества является духовный, образовательный и культурный капитал. Поэтому перед вузами, профессорско-преподавательским составом учебных заведений стоит задача сформировать моральную ответственность у студента, подготовить интеллигентного, высокообразованного и всесторонне развитого культурного человека. А также воспитать у нынешнего поколения студентов чувство собственного достоинства и социально ответственное отношение к обществу, к себе, другим людям. Необходимо обратить внимание на формирование духовно-нравственных потребностей у студенческой молодежи. Действительно, без воспитания лучших духовно-нравственных качеств человека дальнейшее развитие общества оказывается невозможным. И  на  студенческую молодежь возлагается огромная  моральная ответственность за будущее страны.

Список использованных источников.

  1. Щебетовская Г. Молодежь как объект и субъект смены поколений. Ломоносовские чтения 2006 г. Сборник статей студентов// http://lib.socio.msu.ru/l/library?a=p&p=home&l=ru&w=utf-8.
  2. Программа Молодежного крыла "Әділ жастар" Демократической партии "Әдiлет"// http://dp-adilet.kz/kz/96.html.
  3. Тесленко А.Н. Интервью - Молодежные субкультуры в Казахстане.// http://teslenko.kz/interview/ysub_rk.html.
  4. Информационный портал Kazakhstan Today. Астана. 12 марта, 2009. //http://www.kt.kz/.
  5. Канагатова А. М. Проблемы формирования духовно - нравственной культуры современной молодежи Казахстана: дис...док. филос. наук. - Алматы, 2010.
Просмотров работы: 73