Исходя из определения установки (психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации) сформулируем определение негативной психологической установки студента в нашем понимании.
Негативная психологическая установка студента - психологическое состояние студента направленное на отрицательную активность в определенной ситуации.
На основании выделенных в психологии установок, выделим психологические установки студентов негативной направленности:
В различных ситуациях разные личности могут придерживать одной или нескольких установок, это зависит от функции психологической установки личности. Выделим наиболее распространенные функции негативной психологической установки студента:
Причины, вызывающие возникновения негативных психологических установок у студента, разнообразны и охватывают множество различных ситуаций.
Так негативные психологические установки у студента могут возникать в следствие: личностного восприятия объекта изучения; межличностных отношений со сверстниками; социального положения; межличностных отношений с преподавателем.
В частности, негативные психологические установки могут быть вызваны: психологической перегрузкой студента, неразрешимыми конфликтными ситуациями, межличностными и внутриличностными конфликтами и т.п.
Однако негативные психологические установки оказывают как отрицательное, так и положительное воздействие на сознательную и подсознательную сущность студента.
Выделим некоторые наиболее яркие проявления негативных психологических установок студентов, оказывающие отрицательное воздействие на формирование интереса к учебной деятельности: агрессивное поведение, которое выражается в нежелании выполнять предназначенные действия и совершении противоположных действий; забывчивость; проявление беспокойства; нарушение сна; отсутствие интереса к выполнению деятельности или изучению предлагаемого материала.
Выделим некоторые наиболее яркие проявления негативных психологических установок студентов, оказывающие положительное воздействие на формирование интереса к учебной деятельности: поведение, возникшее вследствие неудовлетворенности в оказываемом отношении к своей персоне (девиз «Посмотрите на меня. Чем я хуже других?»); поведение, возникшее вследствие завести к другому студенту (девиз «Я тоже так могу, а то и лучше»); выполнение требуемых действий ради выгоды (девиз «Я сделаю, что требуют и меня наградят»)
Выделим некоторые действия, которые необходимо осуществлять преподавателю, чтобы предотвратить нежелательные последствия, способствующие возникновению различных негативных психических установок у студента при формировании интереса к учебной деятельности: