Эффективными педагогическими средствами развития познавательной активности в проектной деятельности являются: вопросы, направляющие проект; организация сотрудничества и общения студентов при самостоятельном поиске ответов на проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности; вовлечение студентов в рефлексивно-оценочную деятельность; использование различных технологических приемов активизации познавательной деятельности (использование средств визуализации, заданий на развитие мышления высокого уровня, интерактивных методов и др.).
Приемы визуализации помогают поддержать познавательную деятельность, увидеть ранее скрытый смысл, изменить перспективу видения и найти новую точку зрения, запомнить информацию, увидеть и установить новые связи между событиями и объектами. В учебной проектной деятельности средства визуализации могут использоваться на этапе планирования проекта, для выявления первоначального опыта и интересов студентов, для проведения «мозговых штурмов» на разных этапах проекта, при организации формирующего и итогового оценивания. Их использование помогает развивать мышление высокого уровня, решать задачи классификации, сравнения, анализа, синтеза, оценки, рефлексии.
В учебной проектной деятельности можно применять такие средства визуализации, как кластеры, ментальные карты, схему «Рыбий скелет», ленты времени, причинно-следственные карты, диаграммы Венна, Т-таблицы, списки приоритетов и т.п.
На сайте http://www.visual-literacy.org представлены различные электронные средства визуализации информации. Приводится таблица (http://www.visual-literacy.org/periodic_table/periodic_table.html#), в которой все средства визуализации разделены на средства визуализации данных, информации, концепций, метафор, стратегий.
Авторами проанализированы различные on-line средства визуализации. Результаты анализа представлены в таблице.
Инструмент визуализации |
Примеры on-line сервисов |
Использование в проекте |
Ментальные карты и кластеры |
https://bubbl.us/
http://www.mindmeister.com/ http://www.thebrain.com/ |
- Выявление первоначальных знаний по теме проекта - «Мозговые штурмы» - Планирование деятельности - Презентация результатов исследований -Система ключевых слов для поиска информации в Интернете - Мониторинг проектной деятельности - Рефлексия в проекте -Задания на развитие высокого уровня мышления |
Ленты времени |
http://www.dipity.com/ http://www.timerime.com/en/ http://www.classtools.net/education-games-php/timeline |
- Построение учащимися в ходе проектной деятельности исторических экскурсов - Календарь проекта с фото, видео, др. - Творческие задания |
Диаграммы Исикавы |
http://www.classtools.net/education-games-php/fishbone |
-- «Мозговые штурмы» при анализе проблемы - Структурирование информации в продуктах проектной деятельности учащихся - Рефлексия в проекте -Задания на развитие критического мышления |
Диаграммы Венна
|
http://www.classtools.net/education-games-php/venn_intro |
- Инструмент представления результатов проектной деятельности - Различные схемы, облегчающие понимание сути проекта |
SWOT-анализ |
http://www.gliffy.com/swot-analysis/ |
- «Мозговые штурмы» на разных этапах проекта -Исследование проблемы при взаимодействии в группе -Анализ результатов проекта |
Визуальное ранжирование |
http://educate.intel.com/en/thinkingtools /Visualranking |
«Мозговые штурмы» для установления перечня элементов, выбор критериев и проведение ранжирования, проведение сравнение результатов ранжирования при групповой работе |
Видение причины |
http://educate.intel.com/en/thinkingtools /seeingreason |
-Выявление первоначальных знаний по теме проекта -Результаты исследований -Анализ работы группы в проекте, самоанализ, взаимооценка
|
Кроме перечисленных в таблице on-line сервисов для совместного построения карт и схем можно использовать различные сервисы совместного рисования (например, https://docs.google.com/drawings), on-line интерактивные доски (http://dabbleboard.com/), совместную on-line стенгазету (http://wikiwall.ru/) и.др.
С целью подбора примеров эффективного применения сетевых средств визуализации авторами проанализировано большое количество учебных проектов, выполненных участниками программы Intel «Обучение для будущего». Источник: база образцов проектов на сайте программы (http://www.iteach.ru/exp/learn_projects.php), проекты - участники общероссийских конкурсов проектов 2010 и 20011 годов, проекты на сайте http://wiki.iteach.ru, и, конечно, проекты, выполненные студентами Нижегородского государственного педагогического университета.
Рассмотрим применение средств визуализации в учебных проектах по программе Intel «Обучение для будущего», разработанных авторами данного исследования.
В рамках дисциплины «Информационные технологии в образовании» для бакалавров второго курса специальности «Профессиональное обучение» Круподеровой К.Р. разработан проект «Учим и учимся с Веб 2.0». Проект может быть реализован со студентами других специальностей в рамках аналогичных дисциплин.
После завершения проекта студенты приобретут следующие умения:
Участие в проекте в качестве учеников позволит студентам - будущим педагогам в дальнейшем эффективнее разобраться в технологии программы Intel «Обучение для будущего», где они выступят уже в роли учителей.
Проект «Учим и учимся с Веб 2.0» размещен на вики-сайте по адресу: http://wiki.vgipu.ru/index.php/Учебный_проект_Учим_и_учимся_с_Веб_2.0. В ходе проекта студенты ищут ответ на основополагающий вопрос «Чему и как учиться и учить в 21 веке?».
Исследования студентов посвящены поиску ответов на проблемные вопросы: «Какие сервисы Веб 2.0 наиболее эффективны в обучении?», «Как повысить популярность университетского вики-сайта?», «При использовании каких образовательных технологий применение сервисов Веб 2.0 наиболее эффективно?», «Как использовать социальные сервисы в воспитательной работе?». Для поиска ответов на эти проблемные вопросы студенты делятся на группы: «Педагоги», «Исследователи», «Технологи» и «Воспитатели».
Использование средств визуализации в проекте помогает более наглядно представить его основные идеи, результаты исследований студентов. Так от имени группы «Педагоги» создана ментальная карта «Визуализация в учебной деятельности» (http://www.mindmeister.com/ru/107204464/_).
Группа «Исследователи» выполняет комплексный SWOT-анализ университетского вики-сайта (http://www.gliffy.com/publish/2937273/). Такой анализ позволил выявить его сильные и слабые стороны, определить возможности и риски, определить внутренние и внешние факторы, позволяющие повысить популярность вики-сайта.
Перед группой «Технологи» стоит цель проанализировать сущность различных педагогических технологий, выбрать технологии, где использование сервисов Веб 2.0 наиболее эффективно. Использование сервисов Веб 2.0 может быть полезным при использовании любых технологий, в том числе и при традиционном обучении. Но наиболее эффективно их применение при личностно-ориентированном обучении, при использовании таких педагогических технологий, где важным является сотрудничество, взаимодействие учащихся между собой. Именно поэтому построена ментальная карта «Веб 2.0 для организации проектной деятельности учащихся» (http://www.mindmeister.com/ru/117330033/2-0).
Группа «Воспитатели» анализирует эффективность использования социальных сервисов в воспитательной работе в школе и в вузе. С помощью схемы «рыбий скелет» спланировано проведение сетевой олимпиады по сервисам Веб 2.0, посвященной международному дню студентов
Средства визуализации в проекте использованы также и для представления графика оценивания, для создания ленты времени «Календарь работы над проектом».
В учебном проекте «Современные сетевые технологи» (авторы Жаркова Д.В., Голумина А.С.) ученики ищут ответ на основополагающий вопрос «Как нам понять друг друга?». В результате самостоятельных исследований, направленных на освоение работы в сервисах Веб 2.0; на анализ различных социальных сетей; обеспечение информационной безопасности личности в Интернете, ученики ответят на вопросы: « Как социальные сервисы можно использовать в процессе общения?», «Какая социальная сеть лучше?», «Зачем блог школьнику?», «Зачем соблюдать сетевую этику?», « Как обеспечить свою информационную безопасность в сети?», « Чем отличается виртуальное общение от реального?». Проект размещен на вики-сайте по адресу: http://wiki.vgipu.ru/index.php/Учебный_проект_Современные_сетевые_технологии. В данном проекте построен кластер «Вопросы, направляющие процесс обучения». С помощью схемы «Рыбий скелет» авторы проанализировали возможности образовательной социальной сети Кампус.
В настоящее время авторы работают над созданием Google-сайта «Средства визуализации», где будут представлены инструкции по работе с различными on-line средствами визуализации, примеры их использования.
Преимущества использования on-line инструментов визуализации для обучающихся заключаются в том, что у них развиваются мыслительные умения более высокого уровня, их применение стимулирует обсуждение и понимание сложных идей. Они позволяют осуществлять интерактивное и динамичное визуальное отображение процесса мышления.
Использование on-line инструментов визуализации побуждает педагогов переходить к обучению, направленному на ученика. Педагоги не столько передают знания, сколько направляют учащихся, стимулируют их участие в осмысленной работе над проектом. Наглядность и удобство работы педагогов с on-line инструментами повышает эффективность управления учебными проектами.