Сетевая проектная деятельность студентов на основе сервисов Веб 2.0 - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Сетевая проектная деятельность студентов на основе сервисов Веб 2.0

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С вводом федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения компетентностный подход к образованию прочно входит в сферу высшего профессионального образования. Важная роль отводится формированию социально-личностных компетенций выпускника вуза, что связано с развитием таких важных качеств как целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность. А еще сегодня крайне необходимы выпускнику мобильность, умение работать в команде, выполнять разные роли и обязанности, толерантность, направленность на саморазвитие.

Формированию таких качеств во многом способствует проектная учебная и внеучебная деятельность на  базе социальных сервисов Веб 2.0. Регулярные замеры, проводимые Фондом «Общественное Мнение», свидетельствуют о постоянном росте числа Интернет-пользователей в России. При сохранении текущих тенденций в развитии и распространении Интернета к концу 2014 года число пользователей вырастет приблизительно на 30 млн. человек. При этом к наиболее активной части Интернет - пользователей (суточной аудитории) можно будет отнести больше половины россиянин - 56%, или примерно 63 млн. человек. К такому выводу пришли аналитики проекта «Мир Интернета» Фонда «Общественное Мнение» [1]. 

Характерным для сегодняшнего этапа развития сети Интернет является не только постоянное стремительное увеличение числа пользователей, но значительное расширение возможностей, связанное с активным использованием пользователями сервисов Веб 2.0.

В противопоставление традиционному подходу (Веб 1.0) Веб 2.0 - это участие большего количества людей в создании и поддержке различных веб-ресурсов, то есть коллективный подход. Характерной особенностью развития сервисов Веб 2.0 является постоянное снижение требований к уровню специальных знаний, необходимых для участия в совместном наполнении сети Интернет контентом. На сегодня «Веб 2.0» рассматривается как главное направление развития Интернета на ближайшее десятилетие.

Вопрос о месте сетевых сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе волнует сегодня многих педагогов. Использование сервисов Веб 2.0. может быть полезным при использовании различных образовательных технологий, но особенно эффективно их применение при использовании проектного метода.

Большой потенциал для применения в образовании у среды ВикиВики. ВикиВики - система, поддерживающая простой и доступный способ создания коллективного гипертекста. ВикиВики рассматривается как альтернатива веб-сайтам [2].

Вики является эффективным средством организации педагогической деятельности. С 2006 года ученики, учителя, студенты из разных городов России принимают участие в наполнении гипертекстовой энциклопедии Летописи.ру (http://letopisi.ru/index.php).  Гипертекстовая энциклопедия Летописи.ру создается по инициативе корпорации Intel. Проект Летописи направлен на создание учебной энциклопедии и на продвижение в Российское образование новых технологий сетевых социальных сервисов [3].

Проект объединяет более 45 тысяч преподавателей, студентов и школьников.  В рамках Летописи.ру студенты университета принимали участие в проектах «Мы помним», «Мы -студенты», «Времена года», «Летописи.ру - 5 лет», в олимпиаде «Студент XXI века».

Четвертый год на страницах сайта letopisi.ru ведется сетевой проект «Мы помним». Интернет-проект «Мы помним» посвящен участникам Великой Отечественной войны 1941-45 гг., тем, кто с оружием в руках отстоял независимость нашей Родины, тем, кто самоотверженно трудился в тылу. Ежегодно проект «Мы помним» стартует в конце мая и завершается подведением итогов ко дню Победы в следующем году. За четыре года в проекте приняли участие  более 600 учащихся, студентов и педагогов. Создано более 500 вики-статей. В своих работах участники проекта используют программу Графвиз для изображения боевого пути ветерана, освоили фотосервисы, видеосервисы. Несколько статей о ветеранах университета, о своих родных подготовлено студентами НГПУ, в т.ч. авторами данной работы.

Среди других сетевых проектов, в которых студенты университета принимали активное участие, остановимся на проекте «Летописи.ру - 5 лет» (http://letopisi.ru/index.php/Проект-квест_Летописи.ру_-_5_лет). Проект состоял из пяти этапов. Все они были направлены на освоение новых сервисов Веб 2.0 и на улучшение вики-сайта letopisi.ru. В ходе работы участникам необходимо было продемонстрировать умения распределять роли в команде, умения осваивать новые технологии, выбирать наиболее эффективный способ для представления результатов работы. Команда университета заняла второе место, в чем заслуга и авторов проекта - участников команды.

Активное участие студентов университета в общенациональном образовательном проекте Летописи.ру, интерес к использованию современных сетевых технологий  позволил поставить задачу создания  собственного вики-сайта. Целью создания Вики ВГИПУ (http://wiki.vgipu.ru/) являлась организация совместной работы преподавателей и студентов  по разработке образовательных ресурсов, публикация учебных и методических материалов, организация обсуждения важных вопросов, коллективное создание различных статей, проведение сетевых проектов.

Работа по информационному наполнению университетского вики-сайта ведется в нескольких направлениях:

- создание виртуального музея истории университета;

- написание статей о традициях вуза, студенческом самоуправлении, студенческом научном обществе и многом другом, что волнует студентов;

- создание страниц о каждой группе университета;

- размещение различных учебных, методических материалов;

- представление учебных проектов студентов, разработанных в рамках обучения по программе Intel «Обучение для будущего».

Авторы работы - активные участники ВикиВГИПУ. Здесь размещен авторский учебный проект по информатике для студентов первого курса «Человек в мире информации».

(http://wiki.vgipu.ru/index.php/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA_%D0%B2_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8)

На сайте размещены материалы авторов о героях Великой Отечественной войны, подготовленные к 65-летию Победы. Авторы принимали участие в разработке обучающей дистанционной олимпиады по социальным сервисам Веб 2.0 для школьников «В Нижний Новгород - это значит домой». Адрес дистанционной олимпиады:

http://wiki.vgipu.ru/index.php/%D0%9E%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%BF%D0%BE_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BC_%D0%92%D0%B5%D0%B1_2.0_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BEв.

Участники олимпиады знакомились с технологией вики, учились совместно редактировать карты знаний и презентации, работали с Google-картами, фото и видео-сервисами. Кроме просветительской задачи в олимпиаде была решена и задача привлечения будущих абитуриентов университета. В олимпиаде приняло участие 16 команд из школ и колледжей Нижегородской области.

Проект состоял из пяти этапов и был посвящен Нижнему Новгороду. В задании 1 «Пройдись по тихим школьным этажам» участникам необходимо было создать вики-страницы с визитками команд. Всем участникам команды необходимо было зарегистрироваться на вики-сайте университета и создать личные визитки. На странице команды сделать ссылки на визитки всех участников. На страницу команды нужно было вставить фотографию, сделать ссылки на сайт школы, привести название команды, девиз,  5 характерных особенностей школы.

Задание 2 «Вот эта улица, вот этот дом» было посвящено геосервисам. В этом задании участникам было необходимо вставить на страницу команды карту Google. На карте должна быть метка школы с фотографией, а также необходимо было отметить 2-3 значимых для жителей микрорайона объекта. Желательно вставить на карточки меток фотографии, также можно вставлять видео. За каждый объект команда получала соответствующее количество баллов.

Третий этап олимпиады «Славься Отечество наше свободное!» - знакомство с on-line средствами визуализации. Нижний Новгород - это Родина таких выдающихся людей, как преподобный Макарий Желтоводский и Унженский, организатор Нижегородского ополчения 1612 года Козьма Минин, изобретатель И.П. Кулибин, ученый-медик И.М. Сеченов, ученый-математик Н.И. Лобачевский, писатель М. Горький, литературный критик Н.А. Добролюбов, композитор М.А. Балакирев, военный летчик П.Н. Нестеров, математик и физик Н.Н. Боголюбов, актер театра и кино Е.А. Евстигнеев, актриса и дрессировщица М.П. Назарова, многократный чемпион мира по хоккею В.С. Коноваленко. На протяжении истории Нижнего Новгорода было много событий, ставших знаменательными для всей России. Задание 3 этапа заключалось в визуализации тех или иных событий, а также деятельности выдающихся нижегородцев с помощью таких инструментов, как кластеры, ментальные карты, ленты времени, схемы «Рыбий скелет» и др.

Четвертый этап «На Волге широкой, на стрелке далекой ...» посвящен фото и видео сервисам. Участникам предлагалось разместить с помощью сервисов хранения фото и видео материалов свои авторские фотографии и фильмы, посвященные Нижнему Новгороду. К каждой фотографии было необходимо сделать комментарии, добавить теги.

Заключительный этап олимпиады «Давай пожмем друг другу руки» был посвящен использованию on-line средств презентации. С помощью этих средств участники должны были объединить все созданные ранее материалы для их on-line презентации.

Развитие ИКТ-компетентности, создание реальных условий для реализации критического и творческого мышления, формирование личностных и профессиональных качеств студента - возможности, открываемые использованием сервисов Веб 2.0 в проектной деятельности.

Литература

  1. Опросы «Интернет в России». Основные результаты [Электронный ресурс] / Сайт: Фонд «Общественное мнение» - Режим доступа: http://www.fom.ru/.
  2. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. - М: Интуит.ру, 2007. - 63 с.
  3. Патаракин Е.Д., Быховский Я.С., Ястребцева Е.Н. Создание учебной гипертекстовой энциклопедии в среде ВикиВики: Общероссийский проект Летописи.ру. - М.: Институт развития образовательных технологий, 2006. - 30 с.
Просмотров работы: 4