ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Возрастающее внимание к физическому воспитанию студентов в настоящее время обусловлено тем, что поток научно-технической информации требует от них  напряжённого умственного труда и большого расхода нервной энергии.

Способность человека выполнить конкретную умственную деятельность в заданных параметрах эффективности определяется как работоспособность, основу которой составляют определенные психологические свойства, психологические качества индивида и специальные знания, умения, навыки. Наиболее типичные изменения работоспособности студентов связаны с учебной нагрузкой, расписанием занятий, занятостью научно-исследовательской, профессиональной деятельностью как дополнительными факторами. К ним следует отнести и особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. 

При умственной работе в коре головного мозга образуются циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью и инертностью. Отсюда плохой сон, апатия, раздражительность, напряжение мышц, судороги, недовосстановление нервных и физических сил в течение суток.

Системы, органы и мышцы человека при длительной умственной работе перестают служить источником импульсов к мозгу, являющихся механизмом саморегуляции нервной системы. Они становятся источником монотонных сенсорных импульсов. Чтобы ограничить образование монотонного напряжения нервной системы, необходима смена трудовой деятельности. Для работы мозга в нормальном режиме необходимы импульсы, поступающие от различных систем организма, при этом более 50 % от всех импульсов принадлежит мышцам. При сокращении они создают большое число нервных импульсов, которые обогащают потоком ощущений мозг, поддерживают его тонус и работоспособность. Одним словом, с помощью импульсов от мышц происходит активная саморегуляция мозга. Отсюда понятно, почему умственная работоспособность неотделима от общего состояния здоровья, и какую огромную роль в этом процессе  играет физическая культура [2].

После прекращения физической работы человек сразу отключается от неё, а после умственной деятельности интенсивная работа мозга продолжается. Экспериментально доказано, что если человек после физической работы не получил полного отдыха, его тоническое напряжение мускулов увеличивается: переутомлённый мозг мобилизует свои возможности для борьбы с переутомлением... мускулатуры. Для умственной деятельности необходимы не только тренированный мозг, но тренированное тело [1].  

Студентам ВПИ была предоставлена возможность самооценки уровня физической подготовленности, физической и умственной работоспособности методом анкетного опроса.

Самооценка уровня физической подготовленности и работоспособности

Оценка

Студенты-спортсмены (%)

Студенты, не занимающиеся спортом (%)

Отлично

37,5

2,27

Хорошо

50

45,47

Удовлетворительно

7,14

40,9

Неудовлетворительно

3,36

11,36

  

Самооценка умственной работоспособности

Наступает умственное утомление

Студенты-спортсмены (%)

Студенты, не занимающиеся спортом (%)

Через 2 часа занятий

3,85

6,83

Через 3 часа занятий

11,54

20,5

Через 4 часа занятий

34,62

36,37

Через 5 часов занятий

23,08

15,9

Через 6 часов занятий

26,92

20,45

 В связи с тем, что неизбежно происходит увеличение эмоциональных нагрузок, поток информации постоянно растет, а физические нагрузки постоянно сокращаются, для создания условий поддержания на высоком уровне здоровья студентов необходима регулярная физическая нагрузка. Каждый человек должен сам вырабатывать в себе постоянную привычку заниматься физическими упражнениями, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками.

Литература:

  1. Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 378с.
  2. Черных, А.Т. Оценка места физической культуры в активизации учебного процесса / А.Т. Черных, Г.А. Ушанов, А.В. Горбунов // Новые образоват. системы и технологии обучения в вузе межвуз. сб. науч. трудов  / ВолгГТУ. - Волгоград, 2008. - Вып.8. - Стр. 122-125.
Просмотров работы: 58