Создание Таможенного Союза обусловило появление нового нормативно-правового регулирования экономических отношений на межгосударственном пространстве, введение новых механизмов взаимодействия систем стран - участниц ТС в значительной мере таможенных и налоговых. Разработка и реализация нормативных документов создали особые благоприятные условия при перемещении товаров между этими государствами, создана также система обеспечивающая функционирование единого законодательства ТС. Таким образом, появилась еще одна сфера таможенно-налоговых правовых отношений, регулирующая отношения между странами-участницами ТС и создающая основу формирования Единого экономического пространства (ЕЭП) с 2012 года.
Системы взимания косвенных налогов (в том числе НДС) подлежат гармонизации в большей степени, так как они оказывают наибольшее влияние на ценообразование и составляют наибольший удельный вес в объеме налоговых поступлений всех государств - участников ТС. Основным направлением гармонизации является исключение двойного налогообложения. Именно поэтому контроль за соблюдением правил исчисления и уплаты НДС так важен.
Выявление и анализ особенностей взимания НДС, возникающие в случае экспорта в страны-участницы ТС, является приоритетным в данной работе.
Данная тема актуальна в связи с тем, что развитие ТС как Единого экономического пространства набирает большие обороты, и поэтому контроль таможенно-налоговых отношений очень важен. Настоящая работа рассматривает следующие аспекты:
1. Особенности НДС по экспортным операциям в страны-участницы Таможенного Союза
Для стран-участниц ТС существует ряд особенностей применения НДС по экспортным операциям. Именно на эти особенности и должен обратить внимание аудитор, проводя налоговый аудит операций по экспорту в страны ТС.
При проведение аудиторской проверки аудитор должен проследить соответствие исчисления и уплаты НДС правилам, отраженным в специальных нормативны актах.
Порядок начисления НДС при экспорте товаров из России в страны - участницы Таможенного союза регулируется Соглашением от 25 января 2008 г., которое введено в действие решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. № 36.
Международные договоры, иные нормативные акты, информационные материалы и образцы документов, относящихся к деятельности Таможенного союза, ФНС России размещает на своем официальном сайте в разделе «Таможенный союз» (письмо ФНС России от 9 июля 2010 г. № ШС-37-3/6330).
Действие Соглашения от 25 января 2008 г. распространяется как на экспорт товаров, происходящих с территорий стран - участниц Таможенного союза, так и на экспорт товаров, происходящих из других стран и выпущенных в свободное обращение на территории Таможенного союза. Это следует из положений статьи 1 Соглашения от 25 января 2008 г. и подтверждено письмом Минфина России от 13 августа 2010 г. № 03-07-08/230.
Порядок начисления НДС при экспорте товаров в страны - участницы Таможенного союза установлен протоколом, ратифицированным Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ (ст. 4 Соглашения от 25 января 2008 г.).
Также не стоит упускать из вида национальное законодательство - в частности, Налоговый Кодекс РФ. В некоторых спорных ситуациях руководствоваться в отношении НДС следует именно им.
Для целей расчета НДС у российских организаций к экспорту товаров приравнивается:
- изготовление товаров, предназначенных для экспорта в страны - участницы Таможенного союза (п. 7 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ);
- переработка товаров (давальческого сырья), ввезенных из стран - участниц Таможенного союза для переработки, с их последующим вывозом в другие страны (п. 1 ст. 4 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ);
- передача товаров по договору лизинга, который предусматривает переход права собственности к лизингополучателю, а также по договорам товарного кредита или товарного займа (п. 9 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ).
Аудитор должен проверить - соответствует ли этим критериям экспортируемый объект.
Также аудитором должна быть проверена исчисляемая ставка налога и правильность ее применения.
При реализации товаров из России в страны - участницы Таможенного союза НДС можно начислять по ставке 0 процентов. Однако право применять нулевую налоговую ставку организация-экспортер должна подтвердить. Об этом сказано в абзаце 1 пункта 1 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-07-08/113. Такой порядок применяется независимо от того, облагается ли НДС ввоз экспортируемого товара на территорию страны - участницы Таможенного союза или нет (п. 1 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ).
Начислять НДС с предоплаты, полученной в счет предстоящих экспортных поставок в страны-участницы Таможенного союза не нужно. Поскольку протокол, ратифицированный Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, не регламентирует порядок начисления НДС при получении аванса (частичной оплаты) в счет предстоящих экспортных поставок, при решении этого вопроса нужно руководствоваться национальным законодательством (ст. 7 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2009 г. № 9918/09).
В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ предоплата (в т. ч. частичная), полученная в счет предстоящих экспортных поставок, освобождена от обложения НДС. Предоплата, поступившая в счет предстоящих поставок в страны - участницы Таможенного союза, исключением из этого правила не является. Таким образом, при поступлении аванса (частичной оплаты) в счет предстоящих экспортных поставок в страны - участницы Таможенного союза российские организации не должны начислять НДС с этих сумм.
Но НДС начисляется при экспорте в страны - участницы Таможенного союза товаров, реализация которых в России не облагается НДС (например, при экспорте медицинской техники). Экспорт товаров из России в страны - участницы Таможенного союза регулируется Соглашением от 25 января 2008 г., которое введено в действие решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. № 36. Этот документ не освобождает от НДС экспорт товаров, перечисленных в статье 149 Налогового кодекса РФ (в т. ч. медицинской техники). Поэтому при подтвержденном экспорте таких товаров в страны - участницы Таможенного союза организация обязана начислить НДС по ставке 0 процентов (ст. 2 Соглашения от 25 января 2008 г.).
Рассмотрим ситуацию обложения услуг ОАО «РЖД» по перевозке экспортируемых товаров из России в страны - участницы Таможенного союза НДС.
Эти услуги облагаются НДС по ставке 18 процентов. Правомерность такого подхода обусловлена следующим.
Порядок взимания НДС при оказании услуг в Таможенном союзе установлен протоколом, ратифицированным Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ (ст. 5 Соглашения от 25 января 2008 г.). Согласно этому документу налоговую базу, ставки косвенных налогов и порядок их взимания нужно определять по законодательству страны, территория которой признается местом реализации услуг (ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ).
Россия признается местом оказания услуг по перевозке товаров, если услуги оказывает российский налогоплательщик (п. 5 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ). ОАО «Российские железные дороги» является российским налогоплательщиком. Поэтому при начислении НДС со стоимости услуг по перевозке экспортируемых товаров из России в страны - участницы Таможенного союза следует руководствоваться главой 21 Налогового кодекса РФ.
По общему правилу услуги по перевозке экспортируемых товаров, оказываемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте (в т. ч. ОАО «РЖД»), облагаются НДС по ставке 0 процентов. Однако право на применение нулевой налоговой ставки такие перевозчики получают только в том случае, если в налоговую инспекцию представлены документы, перечисленные в пункте 5 статьи 165 Налогового кодекса РФ, в том числе перевозочные документы, на которых проставлены таможенные отметки. Это следует из положений подпункта 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
С 1 июля 2010 года на границах между странами - участницами Таможенного союза таможенный контроль отменен, а таможенное оформление не производится. Грузы, перевозимые по территории Таможенного союза, не подлежат помещению под какие-либо таможенные процедуры, поэтому таможенные отметки на перевозочных документах не проставляются. Однако изменения, внесенные в таможенное законодательство, не нашли отражения в Налоговом кодексе РФ. В частности, никаких изменений, связанных с налогообложением услуг по перевозке экспортируемых товаров между странами - участницами Таможенного союза для российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, в главу 21 Налогового кодекса РФ не внесено. Учитывая, что при перевозке экспортируемых товаров из России в республики Казахстан и Беларусь подразделения ОАО «РЖД» не могут представить документы с соответствующими таможенными отметками, при оказании таких услуг они должны начислять НДС по ставке 18 процентов. Аналогичные разъяснения содержатся в телеграмме ОАО «РЖД» от 30 июля 2010 г. № 13484.
Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны - участницы Таможенного союза, российская организация должна:
Это следует из положений абзаца 1 пункта 2 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
Аудитор обязан проверить все документы, подлежащие представлению для обоснования нулевой ставки.
Итак, аудитор должен обратить внимание на пакет документов, подтверждающих факт экспорта в страны - участницы Таможенного союза, в который входят:
Такие правила предусмотрены пунктом 2 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
Из этих правил есть исключения - аудитор должен проверить не попадает ли проверяемая организация под них. Если российская организация перерабатывает товары (давальческое сырье), ввезенные из страны - участницы Таможенного союза, и после переработки вывозит их в другую страну, то для подтверждения права на применение нулевой налоговой ставки НДС по выполненным работам ей придется приложить к декларации особый пакет документов. В него входят:
Об этом говорится в пункте 2 статьи 4 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ, и письме ФНС России от 22 октября 2010 г. № ШС-37-3/13942.
Некоторые особенности имеет порядок подтверждения экспорта в Республику Казахстан по сделкам, таможенное оформление которых не было завершено к 1 июля 2010 года (дата образования Таможенного союза). До этой даты между Россией и Республикой Казахстан существовала таможенная граница. Поэтому если товары, предназначенные для экспорта в Республику Казахстан, были задекларированы до 1 июля 2010 года, а отгружены после этой даты, то в состав документов, подтверждающих факт экспорта, вместо заявления покупателя о ввозе экспортированного товара и уплате косвенных налогов нужно включить таможенную декларацию, оформленную при выпуске товаров в свободное обращение. Аналогичный порядок действует в отношении товаров нероссийского происхождения, экспортируемых в Республику Беларусь. В отношении товаров российского происхождения - таможенные декларации не применялись и ранее. Это следует из положений пункта 4 решения комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 293.
Перечисленные документы организация может представить в виде копий, заверенных подписью руководителя (главного бухгалтера) и печатью организации (п. 2 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, п. 2 ст. 4 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ).
Аудитору следует обратить внимание на соблюдение сроков представления всех необходимых документов. На сбор всех документов для подтверждения экспорта организации отводится 180 календарных дней со дня отгрузки (передачи) экспортируемых товаров (абз. 1 п. 3 ст. 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ).
Представленный экспортером пакет документов вместе с налоговой декларацией проходит камеральную проверку на предмет обоснованности применения нулевой ставки НДС. По результатам такой проверки налоговая инспекция должна принять одно из следующих решений:
Решение об отказе, в частности, может быть принято, если организация представит сведения, которые не соответствуют данным, имеющимся у инспекции. Речь идет о данных, которые российская инспекция получает в рамках информационного обмена от инспекции другой страны, в которую были экспортированы товары. В этом случае нулевая налоговая ставка не применяется, а со стоимости реализованных товаров нужно начислить НДС в общем порядке по ставке 18 или 10 процентов. Такой порядок предусмотрен пунктом 6 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
Если организация выполнила все необходимые условия, то при расчете НДС по товарам, реализованным в страны - участницы Таможенного союза, она вправе применить нулевую налоговую ставку.
Аудитор должен отследить, какое решение вынесла налоговая инспекция, и последовала ли проверяемая организация ему.
Суммы «входного» НДС по товарам (работам, услугам), использованным для реализации товаров на экспорт, можно принять к вычету (возместить из бюджета). Это следует из положений абзаца 2 пункта 1 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
2. Аудит правильности исчисления налоговой базы по НДС
Аудитор должен проверить правильно ли взята база для расчета налога. По общему правилу налоговой базой для расчета НДС является договорная стоимость экспортированных товаров (п. 2 ст. 153 НК РФ).
Если организация перерабатывала товары (давальческое сырье), ввезенные из страны - участницы Таможенного союза, с их последующим вывозом в другую страну, то налоговой базой по НДС является стоимость выполненных работ по переработке давальческого сырья (п. 1 ст. 4 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ).
Если организация экспортирует товары по договору товарного кредита (товарного займа), то налоговой базой по НДС является стоимость передаваемых товаров, предусмотренная в договоре. Если в договоре стоимость отсутствует, в качестве налоговой базы принимается стоимость, которая указана в сопроводительных документах. При отсутствии стоимости и в договоре, и в товаросопроводительных документах налоговой базой признается стоимость товаров, отраженная в бухгалтерском учете. Об этом говорится в абзаце 4 пункта 9 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
Если организация экспортирует товары по договору лизинга, налоговая база по НДС определяется на дату получения каждого лизингового платежа в размере части первоначальной стоимости предмета лизинга, предусмотренной в договоре, но не более суммы фактически полученного платежа. При этом суммы «входного» НДС по экспортированному предмету лизинга организация сможет принять к вычету в части фактически полученного платежа. Об этом говорится в абзацах 2 и 3 пункта 9 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
При продаже товаров в страны - участницы Таможенного союза за организацией-экспортером сохраняется обязанность по оформлению счетов-фактур. Счет-фактуру составляются и регистрируются в книге продаж в общем порядке (так же, как и при экспорте товаров в страны, которые не являются участницами Таможенного союза) (п. 3 ст. 169 НК РФ, п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914). Никаких исключений документами, которые регулируют порядок начисления НДС при экспорте товаров в страны - участницы Таможенного союза, не предусмотрено.
До 1 июля 2010 года (дата начала деятельности Таможенного союза) при экспорте товаров в Республику Беларусь российские экспортеры должны были регистрировать такие счета-фактуры в налоговых инспекциях по месту своего учета (п. 1, 2 Порядка, утвержденного пунктом 1 приказа Минфина России от 20 января 2005 г. № 3н). Действующее законодательство, регулирующее порядок уплаты налогов при экспорте-импорте в рамках Таможенного союза, подобных требований не содержит. Поэтому организациям не нужно представлять счета-фактуры в инспекции для проставления на них специальных отметок. Однако если организация все же обратится в инспекцию с такой просьбой, инспекция вправе поставить соответствующую отметку на счетах-фактурах, оформленных в отношении товаров, которые экспортируются в страны - участницы Таможенного союза. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 13 августа 2010 г. № ШС-37-2/9030.
3. Аудит правильности исчисления НДС по экспорту и отражение расчетов с бюджетом по НДС в бухгалтерском учете
Аудитор при проведении проверки в соответствии с ФПСАД 2 «Документирование аудита» должен составить рабочие документы и отразить факт проверки операций и исчисление налогов. Предлагается использовать следующие формы рабочих документов.
Ситуация 1. В июле 2010 года ЗАО «Альфа» приобрело партию древесины за 590 000 руб. (в т. ч. НДС - 90 000 руб.) и оплатило приобретенный товар. В этом же месяце «Альфа» заключила контракт на поставку древесины на экспорт в Республику Беларусь. Цена экспортного контракта - 810 000 руб.
Древесина была отгружена покупателю 23 августа 2010 года. Оплата от белорусского покупателя поступила 26 августа 2010 года. Расходы на продажу составили 3000 руб.
Документы, подтверждающие экспорт, собраны в течение 180 календарных дней со дня отгрузки товаров. Оплата экспортного контракта произведена в рублях.
Таблица - Рабочий документы «Аудит правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета»
Первичный документ/операция/дата |
Корреспонденция счетов |
Сумма, руб. |
Отклонение |
||
Дт |
Кт |
По данным бух. учета |
По данным аудита |
||
Оприходована древесина на склад, июль 2010 г. |
41 |
60 |
500 000 |
500 000 |
0 |
Учтен «входной» НДС по приобретенной древесине (на основании счета-фактуры поставщика), июль 2010 г. |
19 |
60 |
90 000 |
90 000 |
0 |
Оплата поставщику |
60 |
51 |
590 000 |
590 000 |
0 |
отражена выручка от продажи товаров на экспорт, 23.08.2010 г. |
62 |
90-1 |
810 000 |
810 000 |
0 |
Списана себестоимость проданных товаров, 23.08.2010 г. |
90-2 |
41 |
500 000 |
500 000 |
0 |
Списаны расходы на продажу, 23.08.2010 г. |
90-2 |
44 |
3000 |
3000 |
0 |
Поступила оплата по экспортному контракту, 26.08.2010 г. |
51 |
62 |
810 000 |
810 000 |
0 |
Принят к вычету «входной» НДС, уплаченный поставщику экспортированных товаров, ноябрь 2010 г. |
68-НДС |
19 |
90 000 |
90 000 |
0 |
Поступила на расчетный счет сумма возмещенного налога |
51 |
68-НДС |
90 000 |
90 000 |
0 |
В ноябре 2010 года (до окончания 180-дневного срока) «Альфа» собрала все документы, которые подтверждают экспорт, и сдала их в налоговую инспекцию вместе с декларацией по НДС за IV квартал.
После проведенной камеральной проверки налоговая инспекция приняла решение подтвердить факт реального экспорта и возместить организации «входной» НДС, уплаченный поставщику экспортированных товаров.
Если оплата экспортного контракта предусмотрена в иностранной валюте, то при подтвержденном экспорте для определения налоговой базы по НДС выручку нужно пересчитать в рубли на дату оплаты отгруженных товаров. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 153, подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 26 августа 2010 г. № 03-07-08/247.
Ситуация 2. В июле 2010 года ЗАО «Альфа» приобрело партию древесины за 590 000 руб. (в т. ч. НДС - 90 000 руб.) и оплатило приобретенный товар. В этом же месяце «Альфа» заключила контракт на поставку древесины на экспорт в Республику Беларусь. Цена экспортного контракта - 22 000 долл. США.
Древесина была отгружена покупателю 23 августа 2010 года. Оплата от белорусского покупателя поступила 26 августа 2009 года. Расходы на продажу составили 3000 руб.
Документы, подтверждающие экспорт, собраны в течение 180 календарных дней со дня отгрузки товаров. Оплата экспортного контракта произведена в иностранной валюте.
Официальный курс доллара США составил:
- на 23 августа 2010 года - 30,5099 руб./USD;
- на 26 августа 2010 года - 30,8958 руб./USD.
Таблица - Рабочий документы «Аудит правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета»
Первичный документ/операция/дата |
Корреспонденция счетов |
Сумма, USD |
Сумма, руб. |
Отклонение |
|||
Дт |
Кт |
По данным бух. учета |
По данным аудита |
По данным бух. учета |
По данным аудита |
||
оприходована древесина на склад, июль 2010 |
41 |
60 |
- |
- |
500 000 |
|
0 |
учтен «входной» НДС по приобретенной древесине (на основании счета-фактуры поставщика) |
19 |
60 |
- |
- |
90 000 |
|
0 |
поступила оплата на расчетный счет |
60 |
51 |
- |
- |
590 000 |
590 000 |
|
отражена выручка от продажи товаров на экспорт, 23.08.10 |
62 |
90-1 |
22 000 USD 31 руб./USD |
22 000 USD 30,5099 руб./USD |
682 000 |
671 218 |
10 782 |
списана себестоимость проданных товаров |
90-2 |
41 |
- |
- |
500 000 |
500 000 |
0 |
списаны расходы на продажу |
90-2 |
44 |
- |
- |
3000 |
3000 |
0 |
получены деньги по экспортному контракту, 26.08.10 |
52 -Транзитный валютный счет |
62 |
22 000 USD 30,8958 руб./USD |
22 000 USD 30,8958 руб./USD |
679 708 |
679 708 |
0 |
отражена положительная курсовая разница |
62 |
91-1 |
- |
- |
8490 (679 708 руб. - 671 218 руб.) |
8490 (679 708 руб. - 671 218 руб.) |
0 |
принят к вычету «входной» НДС, уплаченный поставщику экспортированных товаров |
68-НДС |
19 |
- |
- |
90 000 |
90 000 |
0 |
поступила на расчетный счет сумма возмещенного налога |
51 |
68-НДС |
- |
- |
90 000 |
90 000 |
0 |
В ходе аудиторской проверки также было установлена правильность подтверждения НДС по ставке 0 %. В ноябре 2010 года (до окончания 180-дневного срока) «Альфа» собрала все документы, которые подтверждают экспорт, и сдала их в налоговую инспекцию вместе с декларацией по НДС за IV квартал.
В налоговой декларации сумма валютной выручки отражена в пересчете на дату оплаты экспортного контракта:
22 000 USD × 30,8958 руб./USD = 679 708 руб.
После проведенной камеральной проверки налоговая инспекция приняла решение подтвердить факт реального экспорта и возместить организации «входной» НДС, уплаченный поставщику экспортированных товаров.
Итак, для стран-участниц ТС существует ряд особенностей применения НДС по экспортным операциям. Аудитор должен знать эти особенности и отслеживать их проявление в проверяемой организации. Аудитор обязан проверить соблюдение требований законодательства - в данном случае, не только внутригосударственного, но и внешнего (требования законодательства Таможенного Союза). Особое внимание при проверке должно уделяться документам, подтверждающим обоснованность применения нулевой ставки НДС и срокам их представления.
Нарушение вышеперечисленных параметров могут повлечь за собой ответственность, не ограничивающуюся лишь штрафными санкциями, предусмотренными налоговым и административным законодательством, но и уголовную ответственность.
Библиографический список