АУДИТ НДС ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ ИЗ СТРАН, НЕ ОТНОСЯЩИМСЯ К СТРАНАМ ТС - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

АУДИТ НДС ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ ИЗ СТРАН, НЕ ОТНОСЯЩИМСЯ К СТРАНАМ ТС

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Организация, решившая купить оборудование за рубежом, должна знать особенности данного действия, а также особенности исчисления НДС при этом. В последнее время, с принятием в  июле 2010 г.  Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), в литературе все большее внимание уделяется проблемам, связанным с внешнеэкономической торговлей из стран членов ТС (Россия, Казахстан и Республика Беларусь) находящихся в особых отношениях. Вызывая этим дефицит методического обеспечения, по вопросам аудита внешнеэкономической деятельности стран, не являющихся членами ТС.

Согласно Налоговому кодексу РФ объектом обложения НДС признается ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ порядок исчисления и уплаты НДС определяется организацией в соответствии с гл. 21 Налогового кодекса РФ и российским таможенным законодательством.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ ввоз товаров на таможенную территорию России является одним из объектов обложения НДС. В силу пп. 3 п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ НДС при импорте товаров является таможенным платежом, порядок уплаты которого зависит от таможенного режима, под который помещаются товары. При одних режимах НДС уплачивается (полностью или частично), при других - не уплачивается. Правила налогообложения в зависимости от таможенного режима, под который помещен товар, указаны в п. 1 ст. 151 ТК РФ.

Согласно п. 5 ст.164 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ применяются налоговые ставки 18% и 10% в соответствии с общеустановленными требованиями, указанными в п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ.

Основными задачами аудита НДС при импорте товара являются:

  • оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по НДС импортируемого товара;
  • проверка формирования налоговой базы, применения налоговых льгот и налоговых вычетов;
  • контроль за отражением текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • проверка соблюдения организацией налогового законодательства при формировании налоговой базы по НДС, полноты и своевременности уплаты налога в бюджет.

При проведении проверки импортных операций аудитору следует обратить внимание на порядок формирования фактической себестоимости импортируемых материальных ценностей, полноту формирования затрат, своевременность отражения в учете и отчетности объектов имущества, приобретаемого в результате осуществления импортных операций.

Специфическими факторами, оказывающими влияние на данный род операций, являются:

  1. статус иностранного юридического лица.
  2. место оказания услуг. Аудиторские услуги включают в себя рассмотрение порядка расчета и удержания НДС с нерезидента. В статье 148 гл. 21 Налогового кодекса РФ раскрыто понятие «место реализации работ (услуг)» для определения налогооблагаемой базы для НДС. Если, согласно ст.148 НК РФ, контрактами, договорами или иными документами подтверждается, что местом реализации работ и услуг является территория иностранного государства, то импортная операция не является объектом для исчисления НДС.
  3. наличие международных конвенций, соглашений, договоров об избежании двойного налогообложения. [4]

В ходе аудита аудитор составляет программу аудита НДС при импорте товара. Примерный  перечень вопросов включаемее в программу аудита, представлен в таблице:

Вопросы, включаемые в программу

Источник информации

Виды процедур

I. Проверка правильности начисления НДС

1.

Проверка правильности отражения в регистрах бухгалтерского учета (выручки от реализации товаров (работ, услуг), авансов полученных)

Приказ по учетной политике. Форма бухгалтерской отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках». Главная книга, сч. 90,62.

Оборотно-сальдовая и аналитическая ведомость сч. 90, 62. Бухгалтерские справки. Первичные документы.

Пересчет, запрос, подтверждение, инспектирование

2.

Проверка правильности выделения НДС с сумм полученных авансов

Контракт, банковские документы

Инспектирование

3.

Правильность определения налоговой базы по НДС по импорту.

Гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ

Проверка на соответствие

4.

Порядок и сроки уплаты НДС в бюджет.

Платежные поручения, налоговый календарь, налоговая декларация

Сверка дат и сумм

5.

Проверка правильности применения ставок по НДС

Гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ

Проверка соответствия

6.

Проверка  оформления счетов-фактур

Счета-фактуры, накладные, контракты, акты, банковские документы

Пересчет, подтверждение, инспектирование

II. Проверка НДС, предъявленного к вычету

1.

Проверка правильности отражения НДС в регистрах бухгалтерского учета

Налоговая декларация. Главная книга, первичные документы, счета-фактуры, гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ

Пересчет, подтверждение, проверка документов, инспектирование, проверка соответствия

2.

Проверка правильности предъявления сумм НДС к вычету по приобретенным товарам (работам, услугам)

Книга покупок, налоговая декларация

Пересчет, сравнение

3.

Проверка расчетов по НДС и соответствия данных деклараций данным бухгалтерского учета

Налоговая декларация, главная книга, журнал хозяйственных операций, банковские документы, первичные документы, ГТД с товаросопроводительными документами

 

Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации.

Одной из особенностей налога на добавленную стоимость является то, что данный налог взимается в качестве обычного налога и в качестве таможенного платежа. [3]

Вся учетная информация формируется на основе данных контракта и ГТД, которая является основным первичным учетным документом, в котором содержится информация о товаре, его таможенном оформлении. В основу ведения учета импортируемых товаров, положена учетная партия, содержание которой зависит от вида товара и способа доставки.

В соответствии со ст. 123 ТК РФ при перемещении товаров через таможенную границу они подлежат декларированию таможенным органам. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства РФ.

Помимо таможенной декларации в таможенные органы  представляются также и документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения, по перечню, установленному в статье 131 ТК РФ, а именно: договоры международной купли-продажи; коммерческие документы; транспортные документы; разрешения, лицензии, сертификаты; документы, подтверждающие происхождение товаров; платежные и расчетные документы; документы, подтверждающие сведения о декларанте; документы, подтверждающие право декларанта на получение льгот по уплате таможенных платежей, на неприменение к товарам запретов и ограничений.

Покупка импортных товаров может осуществляться предприятием за счет имеющейся у него иностранной валюты на текущем валютном счете, за счет заемных средств в иностранной валюте или за счет приобретаемой на внутреннем валютном рынке за рубли иностранной валюты.

В зависимости от назначения товара формирование его покупной стоимости может осуществляться на разных счетах: 07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", 41 "Товары". Учетной политикой предприятия должен быть определен порядок учета приобретения импортируемых товарно-материальных ценностей.

Состав накладных расходов импортера по приобретению ТМЦ определяется согласно условиям базиса поставки "Инкотермс", указанного в контракте. Оправдательными документами по расходам на хранение, перевозку, перевалку, страхование могут служить: сохранная расписка поставщика, акт на хранение, варрант, транспортные документы, страховой полис, счет-фактура и т.д.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации является самостоятельным объектом налогообложения по НДС. Аудитор должен обратить внимание на таможенный режим, так как  особенности налогообложения ввозимых товаров НДС зависят от избранного таможенного режима, согласно п. 1 ст.151 НК РФ:

  • при выпуске для свободного обращения НДС уплачивается в полном объеме;
  • при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с Налоговым кодексом РФ, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;
  • при помещении товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства, перемещения припасов НДС не уплачивается;
  • при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории НДС не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определенный срок;
  • при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;
  • при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;
  • при помещении товаров под таможенный режим переработки для внутреннего потребления НДС уплачивается в полном объеме.

Налоговая база по НДС определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию РФ. При этом в случае, если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию РФ товаров присутствуют как подакцизные товары, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров.

В соответствии с п. 1 ст. 174 и ст. 177 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством, а именно - согласно п. 1 ст.329 ТК РФ - не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. В ходе аудита аудитор должен  проверить соблюдается данные сроки или нет.

Также следует в ходе аудита обратить внимание на порядок формирование налоговой базы. Порядок формирования налоговой базы по НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ определяется ст. 160 НК РФ. В общем случае налоговая база определяется как сумма:

  • таможенной стоимости ввозимых товаров;
  • подлежащей уплате таможенной пошлины;
  • подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

Таким образом, если ввозимые ценности не являются подакцизными товарами, налоговая база по НДС получается путем суммирования таможенной стоимости ввозимых ценностей и таможенной пошлины. Аудитор

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ в случае, если ввозимые товары будут использованы при осуществлении операций, облагаемых НДС, или если они ввозятся для перепродажи (при перепродаже будет начисляться НДС), суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ без таможенного контроля и таможенного оформления, подлежат вычету.

Порядок применения данного налогового вычета определен п. 1 ст. 172 НК РФ.

Также аудитору следует  проверить  документы, подтверждающими право организации на вычет НДС, а именно:

  • внешнеэкономический договор (контракт);
  • инвойс (счет) иностранного контрагента;
  • таможенная декларация, где записана сумма НДС, уплаченная импортером на таможне.

Если же ввезенные ценности используются в деятельности, не облагаемой НДС, сумму НДС, начисленную и уплаченную при их ввозе, нужно включить в их стоимость на основании пункта 2 статьи 170 НК РФ. [2]

Список использованной литературы:

  1. Семенихин В. И снова об НДС / В. Семенихин // Аудит и налогообложение. - 2009. - №4
  2. Мамаевская Н. Методические рекомендации по уплате НДС при импорте и экспорте товаров // http://www/. auditog.ru/information/article/ article4. 15.01.2012
  3. НДС при осуществлении операций по импорту // http://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a34/42738.%2015.01.12
  4. Аудит импортных операций// http://www.commersant-pravo.ru/article25
Просмотров работы: 2