Исходя из того, что любая предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли, можно сделать вывод о целесообразности ведения различного рода преобразований во внутренней структуре фирмы. В данном случае речь пойдет о процессе передачи неосновных функций компании третьему лицу, являющемуся специалистом в данной области. Это явление получило название аутсорсинга.
Существует ряд преимуществ, благодаря которым аутсорсинг может быть интересен для руководителей. Перечень преимуществ приведен на официальном сайте института аутсорсинга (Outsourcing Institute, США). Он включает следующие положения:
Эти преимущества базируются на идеи вынесения за пределы компании каких-либо функций и целых производств. Однако проблема эффективного управления такой компанией остается, поскольку упразднение некоторых внутренних функций не освобождает тем не менее от ответственности перед потребителем за качество поставляемых продуктов и услуг. Преимущества аутсорсинга нельзя рассматривать в качестве целей аутсорсинг-проектов. Целью аутсорсинга является создание высокоэффективной конкурентоспособной организации, способной оперативно реагировать на происходящие на рынке изменения. Только благодаря планомерной реализации аутсорсинг - проекта в рамках компании удастся добиться желаемых результатов. [1]
Рынок аутсорсинговых услуг на протяжении последних лет демонстрирует стабильный рост. По оценкам IDC (International Data Corporation), в 2004г. объем аутсорсингового рынка составил 382,5 млрд. долларов, в 2009 году - 641,2 млрд. [4] Дальнейший ожидаемый рост рынка аутсорсинга в течение пяти лет по оценке экспертов составит 10-12% в год. Эта динамика отражает, прежде всего, результат деятельности фирм, используемых аутсорсинг в своей сфере. По данным на 2007-2008 года более половины зарубежных фирм пользовались услугами аутсорсинга. Такая высокая цифра объясняется наличием целого ряда причин, одной из которых является мировой кризис. В этот сложный для компаний период важно прийти к общему решению по отношению к вопросу «производить или покупать».
На примере ИТ аутсорсинга можно рассмотреть экономическую целесообразность данного рода услуги. Прямая экономическая эффективность от применения аутсорсинга выражается в виде экономии средств, которые тратятся непосредственно на обслуживание компьютерной техники. Для малых предприятий (с парком компьютерной техники до 15 штук) это не так явно и составляет 2-3 тыс. руб. в месяц, что в пересчете на процентное отношение составляет 20-30% от сумм затрат. Однако для средних предприятий прямая экономическая эффективность может достигать больших сумм - до 20-30 тыс. руб. и составлять до 50% от суммы затрат.
Косвенная экономическая эффективность выражается в виде эффекта экономии рабочего времени сотрудников фирмы, которое освобождается у них от решения различных проблем, связанных с использованием информационных технологий на предприятии. Достигается это за счет того, что фирма - аутсорсер все предприятия (и малые и средние) обслуживает по единым стандартам, решая в первую очередь задачи по предотвращение проблемных ситуаций. В результате такого серьезного целевого подхода снижается процент поломок оборудования и, соответственно, потери рабочего времени сотрудниками. [3]
Анализ экономической целесообразности аутсорсинга следует рассматривать как данные, полученные в ходе сравнения количества затрат на производство продукции или услуг собственными силами с затратами на приобретение. При этом для оценки собственных затрат оптимальнее использовать метод расчета затрат по процессам. Это дает возможность определить точное количество затрат на каждый отдельный процесс.
В расчете затрат по процессам следует учитывать исключительно те составляющие затрат, которые можно снизить в ходе аусорсинга:
Далее необходимо сравнить затраты на приобретение результатов выполнения этих функций аутсорсером и затраты на собственное производство. [1]
Если дробь, в числителе которой затраты на собственное производство, а в знаменателе затраты на приобретение, больше единицы, то в этом случае следует обратиться к услугам аутсорсера. Если данная дробь менее единицы, то реализация бизнес-процесса собственными силами гораздо лучше, поскольку передача его экономически нецелесообразна. На практике эти расчеты, а также ряд решений о переводе определенных подразделений фирмы внешнему поставщику услуг, принимаются руководящим составом предприятия.
Эффективность аутсорсинга можно рассчитать по следующей формуле.
Эа - эффективность аутсорсинга, относительный показатель;
m - количество наименований затрат на собственное производство;
Зс - затраты на собственное производство данного вида работ, услуг;
n - количество наименований затрат на приобретение данного вида работ, услуг у аутсорсера;
За - затраты на приобретение работ услуг у аутсорсера.
По словам первого заместителя начальника Департамента планирования и бюджетирования ОАО «РЖД» Полянского Ю. А., аутсорсинг применительно к ОАО «РЖД» - это способ оптимизации деятельности филиалов компании за счет концентрации усилий на основной деятельности и передачи непрофильных, вспомогательных функций внешним специализированным организациям (аутсорсерам) на договорной основе с соответствующим сокращением персонала предприятия, занятого выполнением непрофильной, вспомогательной функции.
В 2004 г. экономический эффект от применения аутсорсинга в ОАО «РЖД» составил 6,5% , а в 2005 г. уже 9% затрат компании при выполнении работ собственными силами. Помимо экономического эффекта и обеспечения безопасности функционирования железнодорожного транспорта дополнительным критерием, при оценке возможности применения аутсорсинга будет выбор сторонних организаций, не первый год работающих с филиалами ОАО «РЖД». Возможно будет расширена сфера применения технического сервиса, который требует больших инвестиционных затрат, а следовательно, и более качественной экономической оценки. [2]
Таким образом экономическую целесообразность аутсорсинга можно рассматривать с различных аспектов, но конечное решение принимает непосредственно сам руководитель.
Список литературы