Время как  присвоенная  ценность - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Время как  присвоенная  ценность

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Представления о времени пронизывают человеческую жизнь и культуру на протяжении многих веков. Начиная с самых древних эпох, многие философские мыслители выдвигали всевозможные концепции времени. Их разнообразие не может не удивлять, однако  в основном речь идет о самом понятии времени и о восприятии этого понятия. Я приведу пример одного из таких понятий времени:

«Время (в философии)- это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении - из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами»

Такое, достаточно,  общее понятие дает одна из распространенных энциклопедий интернета, из которого следует сделать вывод, что каждое живое существо за свою жизнь проходит необратимый определенный процесс сменяющих друг друга событий. Если разобраться в проблеме времени более глубоко, то естественно, в первую очередь нужно обратиться к понятиям о времени, которые давали ещё античные философы. Например, Аристотель:

"Так как время, скорее всего, представляется каким-то движением и изменением, то это и следует рассмотреть. Изменение и движение каждого [тела] происходит только в нем самом или там, где случается быть самому движущемуся и изменяющемуся; время же равномерно везде и при всем. Однако время не есть движение [само по себе], но [является им постольку], поскольку движение заключает в себе число. Доказательством этому служит то, что большее или меньшее мы оцениваем числом, движение же, большее или меньшее, - временем, следовательно, время есть некоторое число. А так как число имеет двоякое значение: мы называем числом, с одной стороны, то, что сосчитано и может быть сосчитано, а с другой - то, посредством чего мы считаем, то время есть именно число считаемое, а не посредством которого мы считаем. Ибо то, посредством чего мы считаем, и то, что мы считаем, - вещи разные".

Из этого получается, что время является непосредственно производным человека, т.к счет и измеримость непосредственно произведены им же для обобщения и компоновки некоторых свойств окружающих предметов. Все действия, которые совершает человек, находятся под определенными «рамками» времени, под определённой его концепцией.

Прочитывая определённую литературу, я заметила множественные упоминания о том, что время не является величиной  постоянной в процессе его протекания. Для меня стал интересен тот факт, что время - мера одинаковая, но для каждого отдельного человека протекающая по-разному. Я поставила перед собой задачу: понять эти концепции.

У каждого человека восприятие времени своё. Это неоднократно подтверждалось опытами различных ученых, например опыт Хогланда о восприятии времени его больной женой, для которой оно шло медленнее, чем обычно. Но не только благодаря каким- то внутренним переживаниям время начинает менять свой объем, также с возрастом меняется восприятие времени. Как известно, в детстве время кажется медленнее, а уже в более сознательном возрасте оно начинает «бежать» быстрее. Многие ученые пытаются связать этот факт с самим понятием возраста: чем больше возраст - тем больше соотношение этого возраста к уже прожитой жизни(60-ти летнему человеку год кажется уже незначительной частью его жизни ,60/1). Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек сам для себя выбирает «рамки» времени, то количество, которое ему удобно. И он использует в процессе познания и понимания окружающего только своё, внутренне время. Но тогда это значит, что то календарное время, которое мы используем, является лишь обычным шаблоном  и не может полностью раскрывать проблемы понимания человеческой сущности. Время для человека является не просто количественной величиной, оно представляет для него определённую значимость, ценность. Тогда почему нельзя как-то сопоставить его с ценностями?  Я попыталась связать понятие времени с понятием ценностей и попытаться доказать, что время является для человека определённой привитой ценностью, которую он получает из социума, т.е.  в  процессе  воспитания...

И  начинать здесь  необходимо  с самого понятия ценностей:

По М. Рокичу «Ценностью является все то, что для человека имеет определенную значимость, личностный или общественный смысл»                                                              

Или, другими словами, ценность - это то, в чем субъект выражает свои предпочтения. Ценность и сущность человека - понятия однопорядковые. Осознанность ценностей, воплощённость ценности в человеческой жизни в той или иной форме, противопоставленность ценности как должного, идеала реальности ("сущему"), включённость ценности в целеполагающую и оценочную деятельность человека. Ценности присваиваются или навязываются субъекту ещё в глубоком детстве, возникают в результате конфликта, через переживания, путем воспитания или запугивания, как один из вариантов предложенной теории.

Время тоже является для каждого отдельного человека своеобразной ценностью, которую он видит и ощущает индивидуально. Оно тоже прививается в детстве. Сначала, по моему мнению, как определенная мера поступков и поведения. И уже далее время становится неотъемлемым «ограничителем» человеческой деятельности. Также, времени изначально у материи нет, оно является лишь формой бытия материи. Прививается самим человеком ему же самому по надобности устройства и упорядоченности определённых жизненных ситуаций. Проще говоря, куда - то успеть, что-либо сделать во время. Но, когда человек отходит от своей жизненной бытийности, он теряет счет в этом самом времени, то есть  перестает следить за изменениями в днях недели или часах. Примером таким может послужить школьник, вышедший на каникулы. Очень часто дети, теряясь в пространстве, переспрашивают: а какой сегодня день или который час? Следовательно, время-это величина незаданная и незаложенная природой. Человек не может отследить её постоянно. Значит, можно сделать вывод о том, что времени изначально в человеческой жизни нет и  быть не может, а значит  его не существует и в детстве до того момента, как начинают заниматься прививанием ценностей, а следовательно, и прививанием времени.

Ещё одним из доказательств является тот факт, что ценности прививаются через конфликт, на основе переживания прошлых поступков, пережитых когда-то или переживаемых сейчас. Однако изначально, в детстве, человеку нечего переживать, т.к. в детстве не существует прошлого. И до определенного момента совершения поступков человек не усваивает ценности как следствия прошлого. На эту тематику также было написано множество литературных произведений, одним из которых являются стихи  Л. Дербенева:     «Забыть не можем мы ту пору светлую, Куда, увы, вернуться не дано, А у детства нет прошлого,  А у детства нет прошлого. И, быть может, поэтому,  Так безгранично счастливо оно».

Подводя итог, хотелось бы обобщить всё выше сказанное:

Я попыталась доказать свою гипотезу о том, что время является присвоенной ценностью и изначально его вообще не существует, на основе двух аргументов:

  1. Время не является установленной величиной человеческих поступков, оно прививается (присваивается) через оценивание (ценность).
  2. В детстве (до возникновения времени) не существует прошлого, ибо маленькому человеку не из чего построить свои ценности, следовательно, они вообще могут не возникать, а значит и не может возникать и время. В детстве его нет.

Это, по моему мнению, одни из доказывающих факторов моей гипотезы.

Список литературы:

  1. Анисов А.М. Феномен  времени. - http:// www.i-u.ru./biblio/
  2. Василюк Ф.Е. Психология  переживания (анализ  преодоления  критических ситуаций). - М.: Изд - во Моск. ун-та, 1984. - 200 с
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Время
  4. http://ru.wikisource.org/wiki/Физика_(Аристотель)/Книга_4/Глава_10
Просмотров работы: 0