В многочисленных обсуждениях данного вопроса одни ведущие экономисты, ученые, практики приходят к выводу о своевременности введения в РФ данного налога. Их мнение сводится к тому, что рыночный налог на недвижимость будет играть роль «налога на роскошь», сделав тем самым налоговую систему нашего общества более справедливой. Однако, бурное обсуждение данного вопроса, сформировало в обществе и другую (противоположенную) позицию - противников введения данного налога. Основными причинами несвоевременности введения данного налога они называют отсутствие необходимой нормативно-правовой, материальной базы и невозможностью его администрирования на данном этапе развития налогообложения (существенной является неполнота формирования государственного кадастра недвижимости).
На наш взгляд данное противоречие между сторонниками и противниками введения так называемого «налога на роскошь» можно разрешить в рамках уже существующего налогового законодательства, внеся поправки и изменения в основные элементы действующего на территории РФ налога на имущество физических лиц.
В настоящее время плательщиком налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества: жилых домов, квартир, комнат, дач, гаражей и т.д. Существующие налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Ставки налога на имущество физических лиц.
Суммарная инвентаризационная |
Ставка налога |
До 300 000 рублей (включительно) |
До 0,1 процента (включительно) |
Свыше 300 000 рублей до 500 000 |
Свыше 0,1 до 0,3 процента |
Свыше 500 000 рублей |
Свыше 0,3 до 2,0 процента |
Как видно из табл.1 объектом налогообложения является инвентаризационная стоимость имущества, которая не отвечает сложившейся рыночной стоимости недвижимости в РФ. Устарели и ставки данного налога.
Налог на имущество относится к категории местных налогов. Законодательно субъекты РФ имеют право не вводить на своей территории данный налог, и в ряде регионов он не действует, следовательно, налогоплательщики, проживающие в регионах, где введён данный налог, уплачивают его со своего имущества, а в ряде регионов налогоплательщики освобождены от его уплаты. По сути дела налогоплательщики оказываются в не равных положениях перед налоговым законодательством. Данную проблему можно разрешить, переведя «налог на имущество физических лиц» в разряд федеральных налогов.
Из выше указанного можно сделать вывод, что ныне существующий налог на имущество физических лиц уже устарел и требует серьезных доработок и изменений. Основные из них, перечисленные выше - объект налогообложения, ставки налога и его «статус» по принадлежности к уровню власти. Изменив данные элементы налога можно, не вводя нового «налога на роскошь», привести существующую систему налогообложения физических лиц в Российской Федерации к более справедливому принципу её построения.