Принятая в 2006 г новая редакция Лесного Кодекса РФ не принесла существенных изменении в лесное законодательство, так как не затронула концептуальную основу кодекса и не предложила механизмы лесной концессии.
Так, согласно ЛК, ответственность за ведение лесного хозяйства возложена на арендатора лесных участков. Кроме уплаты налогов, арендной платы за участки лесного фонда, арендаторы обязаны нести затраты на выполнения лесохозяйственных работ [1].
Однако данные арендаторы не являются собственниками данных участков, но должны, согласно законодательству, выращивать и восстанавливать лес, создавая не собственное имущество, а государственное. Следовательно, государство должно выступить партнёром этих отношений и выработать чёткий механизм своего участия в воспроизводстве, охране, защите лесов на арендуемой территории.
Лесной сектор при арендных отношениях не стал привлекательным объектом для осуществления инвестиций (зарубежных и отечественных) не только в модернизацию или создание новых производств, но и в развитие социальной и транспортной инфраструктуры при освоении лесных массивов.
За последние 15 лет строительство лесных дорог почти не осуществлялось, велась вырубка насаждений, расположенных в зонах транспортных путей. Именно осознание органами государственной власти того факта, что арендные отношения в том виде, в котором они существовали до принятия в 2006 году Лесного кодекса, не способны создать благоприятный инвестиционный климат в лесном секторе, привело к появлению новой формы организации арендных отношений на базе приоритетных инвестиционных проектов.
Условия применения названной формы арендных отношений установлены ст. 22 Лесного кодекса и Постановлением Правительства РФ № 419 от 30.06.2007 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» [1,2]. Этим постановлением:
Таким образом, данное постановление, по сути, продемонстрировало отказ государства от создания конкурентной среды в сфере использования лесов, основанного исключительно на аукционных процедурах, предложив другой подход к отбору эффективных лесопользователей через их конкурсный подбор.
Но и здесь, на наш взгляд, существует серьёзная проблема -отсутствия нормативного законодательства для арендаторов, предлагающих инвестиционные проекты в области освоения лесов.
Отсутствие регламентации в проведении конкурсных процедур с их обязательной открытостью (публичностью) создает высокие коррупционные риски при передаче лесов в аренду, преференции для крупного бизнеса, позволяющие занять монопольное положение на лесных рынках, барьеры на пути становления и развития малого и среднего предпринимательства в лесном секторе.
Подводя итоги сказанному выше, можно сделать вывод, что лесному сектору в РФ необходимы новые формы и механизмы взаимоотношений с государством для успешного развития лесной отрасли. Данный механизм должен включать в себя взаимодействие между органами власти и бизнесом через партнёрство. Государственно-частное партнёрство, широко используемое за рубежом, на наш взгляд способно содействовать реализации программ экономической модернизации лесного сектора с наименьшими издержками и потерями.
Библиографический список