ПРОБЛЕМЫ ЛЕСНОГО СЕКТОРА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМЫ ЛЕСНОГО СЕКТОРА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Лесной сектор РФ более остро, чем другие  промышленные отрасли ощущает влияние финансово-экономического кризиса. Необходимость в реализации комплексных мер по устранению создавшихся на протяжении последних лет негативных явлений и не решённых на законодательном уровне проблем  лесного сектора, которые сдерживают его динамическое развитие, принося существенный экономический ущерб государству.

Принятая в 2006 г новая редакция Лесного Кодекса РФ не принесла существенных изменении в лесное законодательство, так как не затронула концептуальную основу кодекса и не предложила механизмы лесной концессии.

Так, согласно ЛК, ответственность за ведение лесного хозяйства возложена на арендатора лесных участков. Кроме уплаты налогов, арендной платы за участки лесного фонда, арендаторы обязаны нести затраты на выполнения лесохозяйственных работ [1].

Однако данные арендаторы не являются  собственниками данных участков, но должны, согласно законодательству, выращивать и восстанавливать лес, создавая не собственное имущество, а государственное. Следовательно, государство должно выступить партнёром  этих отношений и выработать чёткий механизм своего участия в воспроизводстве, охране, защите лесов на арендуемой территории.

Лесной сектор при арендных отношениях не стал привлекательным объектом для осуществления инвестиций (зарубежных и отечественных) не только в модернизацию или создание новых производств, но и в развитие социальной и транспортной инфраструктуры при освоении лесных массивов.

За последние 15 лет строительство лесных дорог почти не осуществлялось, велась вырубка насаждений, расположенных в зонах транспортных путей. Именно осознание органами государственной власти того факта, что арендные отношения в том виде, в котором они существовали до принятия в 2006 году Лесного кодекса, не способны создать благоприятный инвестиционный климат в лесном секторе, привело к появлению новой формы организации арендных отношений на базе приоритетных инвестиционных проектов.

Условия применения названной формы арендных отношений установлены ст. 22 Лесного кодекса и Постановлением Правительства РФ № 419 от 30.06.2007 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» [1,2]. Этим постановлением:

  • а) утверждено положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
  • б) при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, на период окупаемости проекта установлен понижающий коэффициент 0,5 к ставкам платы за единицу площади лесного участка, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 310 от 22.05.2007;
  • в) аукционный доступ частного бизнеса к использованию лесов заменен конкурсным отбором арендаторов лесных участков.

Таким образом, данное постановление, по сути, продемонстрировало отказ государства от создания конкурентной среды в сфере использования лесов, основанного исключительно на аукционных процедурах, предложив другой подход к отбору эффективных лесопользователей через их конкурсный подбор.

Но и здесь, на наш взгляд, существует серьёзная проблема -отсутствия нормативного законодательства для арендаторов, предлагающих инвестиционные проекты в области освоения лесов.

Отсутствие регламентации в проведении конкурсных процедур с их обязательной открытостью (публичностью) создает высокие коррупционные риски при передаче лесов в аренду, преференции для крупного бизнеса, позволяющие занять монопольное положение на лесных рынках, барьеры на пути становления и развития малого и среднего предпринимательства в лесном секторе.

Подводя итоги сказанному выше, можно сделать вывод, что лесному сектору в РФ необходимы новые формы и механизмы взаимоотношений с государством для успешного развития лесной отрасли. Данный механизм должен включать в себя взаимодействие между органами власти и бизнесом через партнёрство. Государственно-частное партнёрство, широко используемое за рубежом, на наш взгляд способно содействовать реализации программ экономической модернизации лесного сектора с наименьшими издержками и потерями.

Библиографический список

  1. Лесной кодекс Российской Федерации [Текст] : [принят ГД РФ 08.11.2006, (ред. от 18.07.2011)]- М.: Издательство «Омега-Л»,2011. - 56 с.
  2. Постановлением Правительства РФ № 419 от 30.06.2007 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов»
Просмотров работы: 2