Понятие дебиторской задолженности является исключительно важным для определения финансового состояния организации, состояния источников финансирования текущих и капитальных затрат, а также для оценки правильности и обоснованности принимаемых управленческих решений. В процессе своей деятельности хозяйствующие субъекты отгружают продукцию или оказывают работы, услуги, не получая, как правило, оплату немедленно, и тем самым кредитуют покупателей. Дебиторская задолженность образуется с момента отгрузки или оказания услуги до момента поступления платежа. В свою очередь, сумма долга с момента получения продукции или услуги до момента ее оплаты является для покупателя кредиторской задолженностью [1].
Исследования процесса управления дебиторской задолженностью выполнены на предприятии - производителе мебельной продукции ОАО «Графское». Это предприятие является типичным представителем мебельного бизнеса, имеет обширную сбытовую сеть и клиентскую базу.
Средства, поступающие от дебиторов, являются одним из основных источников доходов производственного предприятия.
Для обеспечения эффективного процесса управления дебиторской задолженностью предложено ранжировать всех покупателей продукции ОАО «Графское» в соответствии с ABC-анализом с учетом степени их надежности. В процессе выполненного ранжирования клиентов и по результатам оценки ранжирования дебиторов предприятия с позиции возврата денежных средств по предоставляемой отсрочке, установили что для анализируемого предприятия не все из существующих покупателей и заказчиков являются надежными клиентами. Рейтинг некоторых из них существенно ниже установленного минимального порога надежности дебиторов. Предложено пересмотреть политику управления дебиторской задолженностью предприятия.
Для ОАО «Графское» предложен алгоритм управления дебиторской задолженностью можно представить в виде следующих равнозначных блоков:
Нами обосновано, что отсрочка платежа должна сочетаться со стимулированием предоплаты системой скидок. Модель оптимизации дебиторской задолженности обеспечивает снижение ее уровня путем регулирования размера скидки с цены товара. Применение разработанной системы стимулирования предоплаты экономически оправдано как для дебиторов, так и предприятия. Реализация алгоритма приведет к укреплению финансового положения ОАО «Графское», повысит его конкурентоспособность и рентабельность, обеспечит более динамичное развитие.