АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕБЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕБЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Рубеж XX-XXI в.в. ознаменован значительным возрастанием темпа и масштаба изменений, происходящих в экономической, социальной, экологической сферах. Одновременно развиваются два взаимосвязанных глобальных процесса. Первый связан с усилением зависимости экономического развития от экологических ограничений: истощения ресурсов и достижения пределов в ассимилирующих возможностях природной среды. Суть второго выражает стремительное расширение сектора новой экономики (информационной экономики, экономики знаний), образующей базис постиндустриальной эпохи. Становление новой экономики знаменует собой третью по счёту экономическую революцию в истории человечества вслед за аграрной и промышленной.

В новой экономике особую значимость приобретают информация, коммуникации; стратегическое видение и организационная культура обуславливают конкурентное преимущество; возникают и активно действуют организации, занимающиеся исследованиями или научной деятельностью.

Глобализация и ужесточение конкуренции способствовали изменению традиционных стратегических парадигм. Поскольку не только конкурентоспособность, но и само выживание компании в изменчивом мире зависит от ее способности к постоянному обновлению, особое значение приобретает инновационная стратегия. Становясь критически важным элементом общей организационной стратегии, она призвана связать приоритеты перспективного развития компании с уровнем ее потенциальной инновационности, сделать новое качество производства и управления главным инструментом достижения цели компании.

Слово "стратегия" произошло от греческого strategos, "искусство генерала". Она представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Актуальность исследования по организации инновационной деятельности обусловлена необходимостью:

  •  уточнения понятий инноваций и инновационной стратегии предприятия;
  •  обобщения теоретических основ организации инновационной деятельности и анализа внедрения инноваций на предприятие;
  •  анализа факторов, влияющих на инновационную деятельность предприятия;
  •  предложения мер по совершенствованию управления производством на основе инновационной деятельности

Объектом исследования является степень внедрения инноваций в технологический процесс. В качестве предмета исследования выступает методология оценки и пути совершенствования управления и внедрения новых технологий на предприятии в рыночной среде на основе инновационной деятельности.

Целью данного доклада  является разработка предложений, направленных на совершенствование управления благодаря внедрению на предприятие инновационных проектов.

Для реализации поставленной цели потребуется решить следующие задачи:

  • определить роль инноваций в хозяйственной деятельности предприятия;
  • сформулировать комплексное понятие инноваций;
  • исследовать организацию инновационной деятельности на предприятии;
  • проанализировать методологические подходы к оценке инновационного потенциала предприятия;
  • разработать мероприятия по совершенствованию управления исследуемого предприятием на основе инновационной деятельности.

Стратегическое управление является основой управления инновационной организацией и призвано ответить на следующие важные вопросы:

  • в каком положении предприятие находится в данное время;
  • в каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет;
  • каким способом можно достичь желаемого положения;
  • что для этого необходимо предпринять?

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах. Он придает предприятию определенность, индивидуальность. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Важнейшая характеристика новой экономики - интенсификация инновационных процессов, превращение их в фактор экономического роста. Его параметры в значительной мере определяются кардинально новыми технологиями, продукцией и бизнес моделями.

Сегодня только те предприятия, которые ориентированны на постоянное технологическое, организационное и кадровое усовершенствование, могут рассчитывать на успех в долгосрочной конкуренции.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Содержание понятия «инновация». Инновационная стратегия предприятия

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне организации. Целью менеджмента является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации: разработка и внедрение новой продукции и технологии (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции и технологии, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии организации, так как определяет остальные направления ее развития.

Инновационный менеджмент - это особая организационно-управленческая деятельность, направленная на получение высоких экономических, социальных и экологических результатов путем использования инноваций в производственно-коммерческой деятельности.

В мировой экономическом литературе понятие «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся, в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований научно-технического прогресса (НТП).

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п. Для уточнения понятия «инновации» познакомимся с различными взглядами на ее сущность.

В литературе насчитываются сотни определений «инновации». Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах (Руководство Фраскати). В соответствии с этими стандартами, инновация - это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация является следствием инновационной деятельности.

Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

  1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);
  2. Внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. Использование нового сырья;
  4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  5. Появление новых рынков сбыта.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Таким образом, научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Инновацию-результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Научно-технические инновации должны обладать новизной, удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.

Создание нововведений происходит в ходе деятельности, которая может быть названа инновационной. Условно совокупность процессов инновационной деятельности в разных отраслях может быть названа инновационной сферой.

Инновационная сфера не является единой организационной системой, ее составляющие присутствуют как в производственном, так и в непроизводственном секторах экономики. В состав инновационной сферы входят подразделения, разрабатывающие и внедряющие инновации на предприятиях, в организациях и учреждениях, самостоятельные научно-технические организации, ВУЗы, система образования, отдельные ученые и изобретатели.

Стратегия развития инновационной сферы как часть социально-экономической стратегии может быть определена как инновационная стратегия.

Инновационная стратегия - система концептуальных установок, вытекающих из долгосрочных целей, определяющих характер распределения ресурсов между траекториями инновационного развития системы, а также их перераспределения при изменении внутренних и внешних условий ее функционирования.

Инновационная стратегия на уровне предприятия или на микроуровне очень сильно зависит от инновационных стратегий более высоких уровней. Макроуровень создает условия функционирования предприятия в научно-технических направлениях, соответствующих мировым тенденциям развития. Инновационная деятельность предприятия посредством прямого и косвенного воздействия направляется в русло этих тенденций. Региональные инновационные стратегии нацелены на привязку деятельности предприятия к достижению целей региона, в том числе инновационных. В зависимости от того, что представляет из себя регион, каковы его цели, определяется тип региональной стратегии. Поскольку предприятие территориально привязано к региону, оно не может напрямую противоречить его политике и должно учитывать при формировании своей стратегии региональные интересы.

1.2 Классификация инноваций. Функции инноваций

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения - цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на:

  1. Продуктовые инновации. Они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
  2. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Они связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации делятся на:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

  • инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

В Научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:

  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;
  • в области управления.

Инновация есть реализованный на рынке результат, полученный от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги-инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем (продуцентом, инвестором-продавцом) в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

Исходя из этого можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:

  1. воспроизводственную;
  2. инвестиционную;
  3. стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса. Прибыль может направляться на расширение объемов производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности. Эти направления использования прибыли отражаются в «Плане денежных потоков хозяйствующего субъекта».

Таким образом, получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов составляет содержание воспроизводственной функции инновации.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Капитал представляет собой деньги, предназначенные для извлечения прибыли. Этот капитал может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом к новым инновациям; побуждает постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, бренд-стратегия, бенчмаркинг и др.). Все вышеперечисленное составляет содержание стимулирующей функции инновации.

1.3 Формы и источники финансирования инновационной деятельности

Инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций.       Основными видами инновационной деятельности являются:

  • научно-исследовательские опытно-конструкторские работы (НИОКР);
  • технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний;
  • приобретение патентов, лицензий и ноу-хау;
  • инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов;
  • сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления;
  • маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции;
  • подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.

Инновационная деятельность, как правило, характеризуется достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами системы финансирования инноваций являются множественность источников, гибкость и адаптивность к быстро меняющейся, турбулентной среде инновационных процессов.

Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.

В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.

К сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.

По видам собственности источники финансирования делятся на:

  • государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);
  • инвестиционные, вт.ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, атакже общественных организаций, физических лиц ит.д. Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, втом числе страховых компаний, инвестиционных фондов икомпаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюдаже относятся собственные средства предприятий, атакже кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций испециально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:

  • собственные средства бюджетов ивнебюджетных фондов,
  • привлеченные средства государственной кредитно-банковской истраховой систем,
  • заемные средства ввиде внешнего (международных заимствований) ивнутреннего долга государства (государственных облигационных ипрочих займов).

Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства.

Бюджетное финансирование - наиболее желаемый метод финансирования, предполагающий получение средств из бюджетов различного уровня. Привлекательность этой формы финансирования состоит в том, что за годы советской власти руководители предприятий привыкли к тому, что этот источник средств практически бесплатен, нередко полученные средства не возвращаются, а их расходование слабо контролируется. В силу ряда объективных причин доступ к этому источнику постоянно сужается.

Средства, выделяемые из федерального бюджета, направляются на финансирование:

  • государственных инновационных фондов (РФФИ - Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций);
  • федеральных целевых инновационных программ и высокоэффективных инновационных проектов;
  • программ государственной поддержки инновационной деятельности.

Субъекты инновационной деятельности самостоятельно определяют источники, структуру и способы привлечения внебюджетных средств. Бюджетные ассигнования являются важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.

На уровне предприятия источниками финансирования являются:

  • собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные иоборотные средства);
  • привлеченные средства, полученные отпродажи акций, атакже взносы, целевые поступления ипр.;
  • заемные средства ввиде бюджетных, банковских икоммерческих кредитов.

Инновационную деятельность организация может вести как за счет финансовых средств, привлекаемых со стороны, так и за счет собственных средств. Важными внутренними источниками финансирования инновационной деятельности организаций являются:

  • фонд амортизационных отчислений
  • фонд развития производства.

В процессе производства стоимость основных фондов переносится по частям на производимую продукцию. При этом сами основные фонды обесцениваются в результате материального и морального износа. Стоимость этого износа в виде амортизационных отчислений аккумулируется в амортизационном фонде. Размеры амортизационных отчислений устанавливаются государственными органами в  процентах к балансовой стоимости основных средств и называются нормами амортизационных отчислений.

Фонд амортизационных отчислений часто является основным внутренним источником предприятия при приобретении нового оборудования, техники и т.п., необходимых для осуществления инновационной деятельности.

С одной стороны, государственные органы жестко следят за тем, чтобы предприятия соблюдали нормы амортизационных отчислений, не завышали эту существенную компоненту себестоимости, т.е. не уменьшали налогооблагаемую прибыль предприятия. С другой стороны, для улучшения инновационного климата в различных отраслях и сферах многие государства разрабатывают и вводят схемы ускоренной амортизации. Это позволяет предприятиям быстрее формировать амортизационный фонд, и, как следствие, быстрее обновлять, модернизировать свои основные фонды, что, как правило, необходимо в ходе инновационных процессов.

Фонд развития производства, как другие фонды специального назначения, образуется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Порядок формирования этого фонда, нормы отчисления самостоятельно устанавливаются предприятием.

Цели и направления использования фонда развития производства непосредственно определяются инновационной политикой организации, пакетом инновационных проектов, осуществляемой инновационной деятельностью. Во многих организациях проведение НИОКР, приобретение нового оборудования и приборов, финансирование затрат по техническому перевооружению, реконструкции действующего производства и строительству новых объектов осуществляется за счет средств фонда развития.

Финансирование инновационной деятельности за счет средств инвесторов реализуется в форме:

  • кредитных инвестиций,
  • инвестиций в ценные бумаги (акций, облигаций, векселей), эмитируемые субъектами инновационной деятельности;
  • прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности;
  • путем использования лизинга и иных способов привлечения инвестиций [9, с.95].

Инвесторы могут финансировать инновационную деятельность, вкладывая средства в ценные бумаги (акции, облигации, векселя), эмитируемые субъектами инновационной деятельности. Инновационные предприятия часто прибегают к дополнительной эмиссии ценных бумаг в случае недостатка собственных средств для финансирования перспективных инновационных проектов, развития материально-технической базы, проведения необходимых НИОКР.

2 Краткая характеристика мебельного предприятия ООО  «Мебель для офиса»

Общество с ограниченной ответственностью - «Мебель для офиса», (далее- "общество") признается учрежденное несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Полное фирменное наименование общества: Общество с ограниченной ответственностью «Мебель для офиса». Сокращенное фирменное наименование общества - ООО «Мебель для офиса».

Место нахождения Общества: РФ, почтовый адрес: 394030,г. Воронеж, ул. К. Маркса, д. 67.

 Учредителями ООО «Мебель для офиса» являются: Кусков Алексей Геннадьевич (80% уставного капитала), Рязанов Павел Николаевич(10%) и Стефании Светлана Павловна(10%). Общество  действует на основании устава и законодательства Российской Федерации; создано без ограничения срока его деятельности. Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Целью деятельности общества является удовлетворение общественных потребностей в его продукции, работах и услугах, и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов его участников.

ООО «Мебель для офиса» осуществляет следующие основные виды деятельности:

  • оптовая и розничная торговля, а также оказание посреднических услуг;
  • оказание ремонтных и других бытовых услуг;
  • другие виды деятельности, не противоречащие законодательству РФ.

Общество с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческая фирма «Мебель для офиса» было зарегистрировано в 1999 году. ООО  «Мебель для офиса» создано в целях получения прибыли.

Основным видом деятельности предприятия является производство офисной мебели и мебели по индивидуальным проектам, реализация произведенной продукции и оказание услуг по оформлению интерьеров.

ООО «Мебель для офиса» специализируется на производстве и реализации корпусной мебели, а именно, кабинеты руководителей, столы и приставки к ним, шкафы различной конфигурации. На осуществление данной деятельности предприятие имеет сертификаты соответствия качества и необходимые санитарно - эпидимиологические заключения. В 2006 г. ООО «Мебель для офиса» получило сертификат ИСО 9000.

На сегодняшний день ООО «Мебель для офиса» - это процветающее предприятие. Составляющие его успеха - молодой, энергичный коллектив,   5тысяч кв. м производственных площадей с современным оборудованием, коллекция собственных моделей корпусной мебели под торговой маркой «Стиль-В», обязывающие держать высокую планку качества. Ассортимент изделий на сегодняшний день составляет более  100 наименований и постоянно растет и обновляется.

3 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ   ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Анализ эффективности внедрения современных методов  разработки конструкторской документации на ООО «Мебель для офиса»

Проектирование - процесс создания описаний нового или модернизируемого технического процесса (изделия, объекта), достаточных для изготовления или реализации этого процесса в заданных условиях.

Проектирование представляет собой разработку конструкторской и технологической документации в виде чертежей, пояснительных записок, спецификаций, программ для технологических автоматов и т.п. Процесс заключается в выполнении комплекса работ исследовательского, расчетного, конструкторского характера, имеющих целью преобразование исходного описания в окончательные описания. Исходное описание при этом есть техническое задание, отражающее назначение и основные требования к проектируемому объекту.

Хотелось бы порекомендовать для проектирования программу Altium Designer. Она функциональная и для нее требуются мало ресурсов.

Altium Designer представляет собой систему сквозного автоматизированного проектирования. Принцип сквозного проектирования подразумевает передачу результатов одного этапа проектирования на следующий этап в единой проектной среде . При этом изменения, вносимые на любом этапе, отображаются во всех частях проекта. Такой принцип позволяет разработчику контролировать целостность проекта, отслеживать изменения и синхронизировать их.

Если существуют различные версии проекта, Altium Designer предоставляет пользователю возможность графического сравнения различий и быстрого определения изменения конструкции и их влияние на общий продукт на стадии разработки.

Правила проектирования - важная система защиты и инструмент управления при прокладке сложных конструкций. Они обеспечивают последовательность и технологичность проекта. Предотвращение ошибок во время проектирования сохранит деньги на этапе производственных затрат. Правила проектирования в Altium Designer не только обширны, но также  точны и гибки.

Altium Designer поддерживает несколько мониторов и позволяет производить поперечное исследование между двумя документами одного проекта. Также возможно работать на одном мониторе и использовать второй для любого количества интеллектуальных и информативных панелей, которые содержат соответствующие проектные данные.

Экономический эффект от внедрения программы может быть достигнут за счет снижения трудоемкости подготовки данных, обработки информации, анализа результатов, уменьшение расходов машинного времени.

Общие капитальные вложения (Ко) предприятия, связанные с приобретением, внедрением и использованием данного программного обеспечения рассчитываются по формуле

Ко = Кпр + Кос+ Кр,   (3.1)

где Кпр - затраты на приобретение лицензии Altium Designer;

Кос - затраты на обучения персонала;

Кр - затраты на сопровождение системы Altium Designer.

Ко = 28405000+88·90000+28405000·20%=42006000 р.

В процессе использования нового проекта прибыль в конечном итоге возмещает капитальные затраты. Однако, полученные при этом суммы результатов (прибыли) и затрат (капитальных вложений) по годам приводят к единому времени - расчетному году (за расчетный год принят 2012 г) путем умножения результатов и затрат за каждый год на коэффициент привидения (at), который рассчитывается по формуле

at= (1+Eн) tp-t,  (3.2)

где Ен - норматив привидения разновременных затрат и результатов;

tp - расчетный год, tp = 1;

t - номер года, результаты и затраты которого приводятся к расчетному (2012-1, 2013-2, 2014-3, 2015-4).

Норматив приведения разновременных затрат и результатов (Ен) для программного обеспечения - 0,13. При нормативе 0,13 коэффициентам приведения (at) по годам будут соответствовать следующие значения:

a1= (1+0,13) 1-1=1 - расчетный год;

a2= (1+0,13) 1-2=0,8850 - 2013 г.;

a3= (1+0,13) 1-3=0,7831 - 2014 г.;

a4= (1+0,13) 1-4=0,6931 - 2015 г.;

Результаты расчета показателей эффективности приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Расчет экономического эффекта от использования Altium Designer, тыс. руб.

Показатели

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Результат:

 

 

 

 

Прирост прибыли за счет экономии затрат (Пч)

0

42 000

42 000

42 000

То же с учетом фактора времени

0

37 168

32 892

29 108

Затраты:

 

 

 

 

На приобретение лицензии Altium Designer (Кпр)

28405

-

-

-

На обучения персонала (Кос)

7920

-

-

-

На сопровождение системы Altium Designer (Кр)

5681

5681

5681

5681

Всего затрат

42006

5681

5681

5681

То же с учетом фактора времени

42006

5027,4

4449,0

3937,22

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) по годам (п.2 - п.7)

-42006

37 168

32 892

29 108

ЧДД нарастающим итогом

-42006

-4 838

28 054

57 162

Рентабельность инвестиций в приобретение программного продукта (Ри) рассчитывается по формуле

Ричср/З * 100%,   (3.3)

где Пчср - среднегодовая величина чистой прибыли за расчетный период, тыс. руб., которая определяется по формуле

Пчср= Пчt/n,   (3.4)

где Пчt - чистая прибыль, полученная в году t, тыс. р.

Пчср = (0+42000+42000+42000) /4=31500 тыс. р.

Ри = (31500 /42006) * 100%=75%

Срок окупаемости проекта рассчитывается по формуле

N= З/Пч, (3.5)

N= 42006/42000= 1,0001 г.

В результате технико-экономического обоснования применения проекта были получены следующие значения показателей их эффективности:

  1. чистый дисконтированный доход (ЧДД) за четыре года составит 57162 тыс. р.;
  2. все инвестиции окупаются за год, если считать статистическим (бухгалтерский) методом, при подсчете динамическим методом (дисконтный) внедрение программы окупиться на третий год.
  3. рентабельность инвестиций составляет 75%.

Таким образом, разработка и внедрение нового является эффективным.

Весь проект внедрения Altium Designer в целом является эффективным. Он принесет как финансовые так и другие выгоды, инвестиции в данный проект будут эффективны и проект скоро окупится и будет приносить прибыль. Таким образом, реализация проекта внедрения Altium Designer является обоснованной.

Количественно оценить экономическую эффективность от внедрения Altium Designer сложно, так как приходится учитывать большое количество факторов, которые не могут быть выражены в цифрах. Внедрение программы позволит повысить производительность на 10%, разрабатывать новые изделия и внедрять новые технологии производства в рекордно короткие сроки, повысить качество готовой продукции, что приведет к повышению конкурентоспособности предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях рыночной экономики функционирование и развитие промышленных предприятий во многом обусловлены эффективной работой их инновационного механизма, а также эффективностью реализуемых им нововведений. Анализ хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности для промышленных предприятий в современных условиях постоянно возрастает.

Мировой финансово-экономический кризис и новые внешнеполитические реалии, возникшие в конце 2008 г., обострили проблему обеспечения экономической устойчивости и повышения конкурентоспособности промышленных предприятий. Инновации постепенно становятся закономерной реакцией компаний, повышающих свой уровень конкурентоспособности в ответ на изменения внешней конкурентной среды. Во-первых, изменения в уровне технологий, политике, образовании ведут к появлению новых потребностей. Во-вторых, трансформации внешней среды предопределяют рождение новых решений, удовлетворяющих текущие и вновь появляющиеся потребности.

Под воздействием инновационной деятельности изменяются практически все подсистемы промышленного предприятия, выходя на качественно новый уровень. Вместе с тем современные условия экономического развития требуют от промышленных предприятий не только активизации инновационной деятельности, но и совершенствования методов ее организации, в частности, за счет выявления и использования резервов, направленных на повышение эффективности ее проведения.

Процесс организации инновационной деятельности на предприятии состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

  • определение цели управления инновацией;
  • выбор стратегии менеджмента инновации;
  • определение приемов управления инновацией;
  • разработка программы управления инновацией;
  • организация работ по выполнению программы;
  • контроль за выполнением намеченной программы;
  • анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией.

Целью инновационной деятельности на предприятии может быть прибыль, расширение сегмента рынка, выход на новый рынок. Важными этапами организации инновационной деятельности на исследуемом предприятии являются разработка программы управления инновацией и организация работы по выполнению намеченной работы. Программа управления инновацией представляет собой согласованный по срокам, результатам и финансовому обеспечению комплекс действий для достижения поставленной цели.

В данном докладе был предложено мероприятие, способствующее совершенствованию управления предприятия на основе инновационной деятельности- внедрение системы сквозного автоматизированного проектирования Altium Designer, что позволить значительно увеличить эффективность работы структурных подразделений предприятия, отвечающих за научно-исследовательскую работу. Данное внедрение является экономически эффективным и актуальным в настоящее время;

Таким образом, применение на практике предложенного мероприятия позволит предприятию увеличить масштабы и эффективность своей инновационной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аньшин, В. М. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития [Текст]: учебное пособие / под ред. В.М. Аньшина. - М.: Дело, 2007. - 462 с.
  2. Аньшина, А.А. Инновационный менеджмент [Текст]: учебное пособие / под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. - М.: Дело, 2007. - 528 с.
  3. Афонин, И.В. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. пособие / Aфонин И. В.- М.: Гардарики, 2007. - 224 с.
  4. Базилевич, А. И. Инновационный менеджмент предприятия [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / А.И. Базилевич; под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 231 с.
  5. Безрукова, Т. Л. Производственный менеджмент на предприятиях лесного комплекса [Текст]: учеб. пособие/ Т. Л. Безрукова, С. С. Морковина, В. Ф. Воронина; Фед. агенство по образованию, ГОУ ВПО <<ВГЛТА>>.- Воронеж, 2007.-231 с.
  6. Безрукова Т. Л. Инновационные решения на мебельных предприятиях: организационное, математическое и инструментальное обеспечение [Текст]: монография/ Т. Л. Безрукова, А. Н. Борисов, Т. Л. Свиридов; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО <<ВГЛТА>>.- Воронеж, 2010.-190с.
  7. Т.Л.Безрукова, В.М.Бугаков, А.Н. Кочетова Экономическая оценка инвестиций на предприятиях лесного хозяйства и лесной промышленности [Текст]: Учебное пособие с грифом УМО / Безрукова Т.Л., Бугаков В.М., Кочетова А.Н. - Воронеж: ГОУ ВПО «ВГЛТА», 2007. - 228 с.
Просмотров работы: 84