КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Республика Саха (Якутия) расположена в северо-восточной части Евразийского материка и является самым большим регионом Российской Федерации. Регион с общей площадью континентальной и островной территории составляет 3,1 млн. кв. км. с численностью населения на 1 января 2010 г. около 958  тыс. человек и плотностью населения в среднем  - 0,31 человека на 1 кв. км. занимает немаловажное положение на карте мира. Прежде всего, это связано с богатейшими природными ресурсами. Сегодня Республика Саха (Якутия) является одним из наиболее инвестиционно привлекательных российских регионов. Ресурсы, таящиеся в глубине недр республики  явно до последнего времени были недооценены. Особенно значительным потенциалом в этом отношении обладает Южная Якутия.

Несмотря на это существует ряд проблем не позволяющих использовать ресурсный потенциал и развивать территорию в полном объёме. Современное состояние региона можно охарактеризовать следующим образом:

  • Моноспециализация на золото- и угледобыче;
  • Низкий уровень развития перерабатывающих отраслей;
  • Низкие темпы роста инвестиций;
  • Отток населения;
  • Дефицит инфраструктуры, прежде всего энергетической и транспортной.

Также можно отметить низкий уровень плотности и жизни населения; что в совокупности ведёт к снижению численности населения региона. То есть Южная Якутия остаётся регионом с узкой специализацией экономики, но с высоким природно-ресурсным и промышленным потенциалом, развитию которого препятствует дефицит транспортной и энергетической инфраструктуры.

Однако существуют реальные перспективы и потенциал создания нового многоотраслевого промышленного района в силу следующих факторов:

  • Крупнейший на Дальнем Востоке инфраструктурный узел (нефте- и газопроводы, железные и автодороги, электросети);
  • Создание кластера предприятий по глубокой переработке минерального сырья и ресурсов:
  • Гидроэнергетика;
  • Производство урана;
  • Газохимия (полиэфиры, моторные топлива и др.);
  • Минеральные удобрения;
  • Коксовый концентрат.

Для решения данных и многих других проблем региона проводится государственная поддержка территории посредством реализации федеральных целевых программ. Согласно «Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Якутии до 2020 года» на Дальнем Востоке России планируется создание многоотраслевого промышленного района, основанного на природно-ресурсном потенциале Южной Якутии, а также на развитии транспортной и электросетевой инфраструктуры этого региона. Воплощение этих планов в жизнь реально лишь при участии, как государства, так и крупных инвесторов. Этому требованию как раз и соответствует инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии». Согласно данному документу 25 % от общей стоимости работ возьмёт на себя государство, а большую часть в размере   75 % - инвесторы.

Сметная стоимость проекта (в ценах на 01.01.2007 г. с учётом НДС) составляет 422,47 млрд. руб., в том числе проектирование - 10,42 млрд. руб., из них:

  • средства инвестора 307,99 млрд. руб.;
  • финансирование из Инвестиционного фонда РФ 114,48 млрд. руб., в том числе на этап проектирования (2009-2010 гг.) - 7,8 млрд. руб.

Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов инвестиционным проектом не предусмотрены. Средства Инвестиционного фонда РФ предполагается привлечь на со финансирование на договорных условиях в рамках проектирования объектов инфраструктуры (железные и автомобильные дороги, схема выдачи мощности ГЭС) и отдельных объектов промышленности (Канкунская ГЭС, Эльконский ГМК) с оформлением прав собственности РФ на проектную документацию. Следует отметить, что впервые на один проект в течение 10 лет выделяется сумма в размере более 422 млрд. руб. В том числе из Инвестфонда на его реализацию планируется направить 107 млрд. руб. Стоимость строительства инфраструктурных объектов - автомобильных и железных дорог, плотины ГЭС - 104 млрд. руб. 317 млрд. руб. потребуется для создания новых промышленных предприятий. Таким образом, данный проект направлен на создание и формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвести
ционного климата для развития приоритетных отраслей экономики Республики Саха (Якутия).

Основная цель проекта заключается в создании на основе принципов государственно-частного партнёрства условий для формирования на Дальнем Востоке России, в целом, и в Республике Саха (Якутия), в частности, нового крупного промышленного района на базе объектов гидроэнергетики и кластера промышленных производств, преимущественно связанных с глубокой переработкой имеющихся на территории полезных ископаемых.

В рамках реализации проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» приоритетными направлениями являются проектирование и строительство ряда крупных объектов: Канкунской ГЭС, Эльконского горно-металлургического комбината, Селигдарского горно-химического комплекса, Инаглинского угольного комплекса, а также Якутского центра газодобычи. Кроме того планируется прокладка автомобильных и железных дорог, а также модернизация и расширение электросетевой инфраструктуры.

К основным задачам, решаемым в рамках проекта, относятся:

  • снятие инфраструктурных ограничений для социально-экономического развития региона;
  • сохранение высоких темпов экономического роста в стране;
  • увеличение экономически активного населения в Якутии - одном из самых малонаселённых регионов Российской Федерации;
  • рост доходов населения и повышение уровня жизни;
  • увеличение доходной базы бюджетов всех уровней;
  • развитие производства стратегически важных товаров;
  • развитие новых производств по глубокой переработке добываемого сырья;
  • диверсификация российского экспорта (как расширение его географии, так и увеличение номенклатуры производимых товаров);
  • усиление позиций России в Юго-Восточной Азии, в том числе за счёт увеличения экспортных поставок российской продукции.

Инвестиционный проект "Комплексное развитие Южной Якутии" предполагается реализовывать в два организационных этапа.

На первом этапе, в период с 2009 по 2011 годы планируется:

Разработка проектной документации по Канкунской ГЭС;

Разработка схемы выдачи мощности Канкунской ГЭС:

Разработка проектной документации объектов внешнего электроснабжения промышленных предприятий:

Разработка проектной документации строительства автодорог:

  • М. Нимныр - створ Канкунской ГЭС;
  • Томмот - Эльконский ГМК.

Разработка проектной документации железных дорог:

  • Томмот - Эльконский ГМК;
  • Косаревский - Селигдарский ГХК;
  • Таежная - Таёжный ГОК;
  • Чульбасс - Инаглинская ОФ;
  • Икабьекан - Тарыннахский ГОК.

Разработка проектной документации:

  • Таёжного и Тарыннахского железорудных ГОКов;
  • Эльконского горно-металлургического комбината;
  • Селигдарского горно-химического комплекса;
  • Якутского газоперерабатывающего и газохимического комплекса;
  • Алданского завода моторных топлив.
  • Строительство Инаглинского угольного комплекса.

В конце 2011 г. уточнённый проект будет вновь внесён на рассмотрение инвестиционной комиссии для получения дальнейшей государственной поддержки.

На втором этапе, в период с 2012 по 2020 годы планируется:

  • Строительство Канкунской ГЭС;
  • Строительство промышленных предприятий;
  • Строительство схемы выдачи мощности Канкунской ГЭС;
  • Строительство объектов внешнего электроснабжения промышленных предприятий;
  • Строительство автодорожной инфраструктуры;
  • Строительство железнодорожной инфраструктуры.

В течение 2012-2014 гг. предполагается завершить создание инфраструктуры. На 2015-2020 гг. запланирован ввод основных промышленных объектов.

Освоение целого ряда природных ресурсов Южной Якутии имеет общероссийское стратегическое значение. Прежде всего, Южная Якутия является важнейшей сырьевой базой атомной энергетики. Так, реализация федеральной целевой программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года", утверждённой постановлением Правительства РФ от 6 октября 2006 года и предусматривающей увеличение выработки электроэнергии на атомных электростанциях в 1,5 раза к 2016 году, увеличит с учётом экспортных поставок ежегодные потребности России в уране до 36 тыс. тонн к 2020 году при текущем собственном производстве в 3,3 тыс. тонн в год.

В этом смысле Южная Якутия, на территории которой расположен Эльконский ураново-рудный район, является единственным регионом России, который имеет перспективы развития крупномасштабного производства уранового сырья. Проект строительства горно-металлургического комбината, являющийся одним из ключевых проектов ведомственной целевой программы Росатома "Развитие минерально-сырьевой базы урана на 2007-2010 гг." ("Уран России") и инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии", позволит в перспективе уменьшить зависимость атомной энергетики России от роста мировых цен на ядерное топливо за счёт увеличения собственного производства природного урана.

Учитывая крупномасштабность предлагаемых к реализации на территории Южной Якутии инвестиционных проектов, развитие этого региона в масштабах всей Федерации будет способствовать сохранению высоких темпов развития в стране, увеличению налоговых поступлений в бюджетную систему России, росту доходов и занятости населения.

Комплексное и планомерное развитие региона обосновано в "Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года", рассмотренной и одобренной Правительством Российской Федерации в феврале 2007 года (протокол заседания Правительства Российской Федерации №5 от 8 февраля 2007 года).

Более того в настоящее время опубликован отчёт о состоянии дел по Инвестиционному проекту "Комплексное развитие Южной Якутии" на 31 декабря 2011 года.

Всеми Ответственными исполнителями по Проекту получено 100% средств, предназначенных для проектирования объектов инфраструктуры, а также Канкунской ГЭС и Эльконского ГМК на общую сумму 7 млрд. 358 млн. руб. Общий объем финансирования из средств частных инвесторов с начала реализации Проекта с учётом расходов на предпроектном этапе составил 17,1 млрд. руб. при объёме обязательств по Паспорту проекта - 2,6 млрд. руб.

В настоящее время проект вступает в наиболее ответственную стадию. Необходимо начать опережающее строительство автомобильных и железных дорог, ЛЭП и подстанций, что позволит в полной мере развернуть подготовительные работы и строительство промышленных объектов.

В связи с дефицитом бюджетных средств ключевой задачей является привлечение альтернативных схем и источников финансирования для строительства объектов инфраструктуры. Правительство Республики Саха (Якутия) при активном участии Южно-Якутской корпорации прорабатываются различные механизмы и схемы финансирования. Осуществляется взаимодействие в этом направлении с федеральными органами исполнительной власти, институтами развития, включая ГК «Внешэкономбанк», иными заинтересованными организациями и экспертами.

Железнодорожная  инфраструктура. Генеральный проектировщик (ООО "Омсктранспроект") ведёт проектирование объектов железнодорожной инфраструктуры согласно заключённым государственным контрактам.

Получено положительное заключение Главгосэкспретизы на проектную документацию по железнодорожной линии ст. Чульбас - Инаглинский угольный комплекс. Имеется заключение госэкспертизы по технической части на проектную документацию ж/д линий ст. Томмот - Эльконский ГМК и  ст. Таёжная - Таёжный ГОК. Находится на государственной экспертизе проектная документация по железнодорожной линии ст. Икабьекан - Тарыннахский ГОК. Ожидается снятие отлагательных условий Инвестиционного соглашения относительно проектирования железнодорожной линии разрез Косаревский - Селигдарский ГХК.

Автодорожная инфраструктура. Генеральный проектировщик (ОАО «Иркутскгипродорнии») ведёт проектирование объектов автодорожной инфраструктуры согласно заключённым государственным контрактам.  Получено положительное заключение Главгосэкспертизы на проектную документацию автодороги Томмот - Эльконский ГМК. Подготовлена к передаче на государственную экспертизу проектная документация на автодорогу М. Нимныр - створ Канкунской ГЭС.

Электросетевая инфраструктура. Генеральным проектировщиком (ОАО "ВНИПИПТ") проводятся проектные работы согласно заключённому с заказчиком (ОАО "ЭГМК-Проект") договору от 15.12.2009 г. № 0190.

В рамках договора №0190 от 15.12.2009, заключённого между ОАО "ЭГМК-Проект" и ОАО "ВНИПИпромтехнологии", на разработку проектной документации проведены все запланированные на 2010 год изыскания и работы по проектированию, в том числе:

  • проведены горно-геологические и горно-геодезические изыскания на промплощадках рудников и рудоперерабтывающего комплекса (РПК);
  • разработаны основные технические решения по горнодобывающему и рудоперерабатывающему комплексам, а также по ряду инфраструктурных объектов;
  • разработаны основные технологические решения рудоперерабатывающего и горнодобывающего комплексов и сернокислотного завода.

К настоящему времени по большинству месторождений Эльконского ураново-рудного района предусмотренные лицензионными соглашениями объёмы геологоразведочных  работ существенно перевыполнены, обеспечен значительный прирост запасов.

В 2010 году пробурено 94,669 тыс. погонных метров геологоразведочных скважин. Также в рамках разработки ТЭО кондиций и Pre-Feasibility Study проведена оценка сырьевой базы пяти месторождений Зоны Южная Эльконского ураново-рудного района в соответствии с международным кодексом JORC.

Урановый холдинг "АРМЗ" после защиты в 2011 в ГКЗ РФ ТЭО кондиций проекта намерен привести условия лицензионных соглашений в соответствие с проектными документами.

Завершение проектирования Эльконского ГМК и прохождение государственной экспертизы проекта ожидается в 2012 году.

Канкунская ГЭС. В 2010 году проведены работы по этапу «Выбор площадки строительства Канкунского гидроузла» (в сентябре 2010 года комиссия по выбору площадок для строительства Канкунской ГЭС окончательно определила границы и местоположение строительного створа).

Выполнена сопоставительная оценка для площадок размещения основных сооружений гидроузла, производственной, перевалочной баз, поселков строителей и эксплуатационного персонала.

На проектируемом створе на р. Тимптон ведутся проектно-изыскательские работы по основным объектам гидроузла (основные сооружения, карьеры). Проведены подготовительные работы по сбору, обработке и анализу материалов изысканий за последние 30 лет. Сделана оценка фонового состояния окружающей среды по всем компонентам, а также в динамике изменения ее параметров.

Выполнены рекогносцировочные работы на перспективных участках, расположенных в границах затопления ложа проектируемого водохранилища и строительства объектов ГЭС на площади 1600 га, а также исследования социальных условий проживания и здоровья населения, выявление особо охраняемых природных территорий и территорий сельскохозяйственного и охотничье-промыслового использования на участках строительства и зоны затопления объекта строительства.

Таёжный ГОК и Тарыннахский ГОК в составе Южно-Якутского горно-металлургического объединения.

В июне 2010 года состоялось переоформление лицензий на железорудные месторождения «Таёжное», «Десовское», «Тарыннахское» и «Горкитское»  от ОАО «Инвестиционная группа «АЛРОСА» на ОАО ГМК «ТиМир».

В 2010 году Горно-металлургической компанией «Тимир» в рамках действующих лицензионных соглашений и разработанных программ первоочередных мероприятий по освоению железорудных месторождений Южной Якутии сделано следующее:

  • выполнена оценка историко-археологического состояния на территории лицензионных участков;
  • проведена аэрофотосъёмка и картография;
  • выполнены исследования руды со всех месторождений на обогатимость;
  • Разработано ТЭО инвестиций в целом по проекту;
  • Проведены маркетинговые исследования рынка железорудного сырья (ЖРС);
  • Выполнена разработка геологической модели и аудита запасов железорудных месторождений по международным стандартам JORK.
  • Велись инженерно-изыскательские и проектные работы.

В декабре 2010 года ОАО ГМК "Тимир" приняло Программу  мероприятий по освоению железорудных месторождений "Таежное", "Десовское", "Тарыннахское" и "Горкитское" в Южной Якутии на 2011-2012гг. Суммарная стоимость реализации данной программы - около 2 млрд. руб.

Инаглинский угольный комплекс. В 2009 году завершена разработка проектной документации, получены положительные заключения Главгосэкспретизы и разрешение на строительство. Объект находится на стадии осуществления подготовительных работ.

Получено положительное заключение наблюдательного совета ВЭБ о выделении кредита в объёме 6,414 млрд. руб. на строительство. Получено положительное решение Совета директоров ОАО "Республиканская инвестиционная компания" о приобретении пакета акций ЗАО "Якутские угли - Новые технологии" (дочернее общество ООО "Колмар", реализующее проект строительства УК "Инаглинский"). В ноябре 2011 года началось строительство Инаглинского УК.

Якутский центр газодобычи. В отношении данного промышленного объекта действует отлагательное условие Инвестиционного соглашения (п.15.2), для снятия которого необходимо:

  • Согласование в протокольной форме с Правительством Республики Саха (Якутия) основных технико-экономических показателей Генеральной схемы газоснабжения и газификации Республики Саха (Якутия).
  • Принятие ОАО «Газпром» инвестиционного решения на основании результатов «Обоснования инвестиций (ОБИН) в обустройство Чаяндинского месторождения и транспорт газа», прошедшего предусмотренные законодательством Российской Федерации согласования.
  • 12 марта 2010 года Правительством Республики Саха (Якутия) и ОАО «Газпром» согласованы основные технико-экономические показатели Генеральной схемы газоснабжения и газификации Республики Саха (Якутия);
  • 9 июля 2010 года утверждена технологическая схема разработки Чаяндинского НГКМ (протокол №43-К/2010 Комиссии газовой промышленности по разработке и использованию недр).

На совещании у Президента Республики Саха (Якутия) Е. А. Борисова от 21.12.2010 г. в целом одобрена Декларация о намерениях строительства объектов магистрального транспорта газа Чаяндинского НГКМ в границах Республики Саха (Якутия).

ОАО «Газпром» (ООО «Газпромдобыча Ноябрьск», ООО "Газпром инвест Восток", ООО "Газпром ВНИИГАЗ" и др.) ведёт предпроектные, геологоразведочные, изыскательские работы для создания Якутского центра газодобычи, в том числе в рамках  "Обоснования инвестиций в обустройство Чаяндинского месторождения и транспорт газа".

Селигдарский ГХК. В отношении данного промышленного объекта действует отлагательное условие Инвестиционного соглашения (п. 16.2). Начало проектных работ по Селигдарскому ГХК отложено до определения недропользователя по Селигдарскому апатитовому месторождению.

В целях подготовки к участию в конкурсе на право пользования недрами  по Селигдарскому апатитовому месторождению, руда которого содержит радиоактивный торий, АК "АЛРОСА" получила лицензию для работы с радиоактивными материалами. В настоящее время на территории РФ аналогичной лицензией обладает только ОАО "Атомредметзолото", которое также является участником Проекта.

На состоявшемся в Москве 16 июля 2010 года заседании Координационного совета Проекта была подтверждена высокая важность разработки Селигдарского месторождения.  Так, в   составе вскрышных пород месторождения содержится сырье для изготовления высококачественного строительного щебня, необходимого для строительства автодорожной и железнодорожной инфраструктуры.

Таким образом, как мы можем видеть, работа по реализации проекта идёт полным ходом, более того следует отметить опережающие темпы строительства по некоторым направлениям. Тем не менее, в процессе реализации возникает ряд проблем, которые в свою очередь оперативно решаются, в том числе выделяются дополнительные резервные денежные средства, что способствует общему выполнению заложенного проекта в назначенные сроки.

Итак, реализация проекта:

  • Приведёт к строительству целого ряда других предприятий и осуществлению других инвестиционных проектов, что, в свою очередь, положительно скажется на увеличении и темпах экономического роста, денежных доходах населения, налоговых поступлениях в бюджеты всех уровней;
  • Будет способствовать становлению строительной отрасли, дорожного строительства, промышленности строительных материалов;
  • Потребует производства оборудования для строящихся объектов.

Таким образом, реализация проекта вызовет ускорение темпов экономического роста Востока России. В настоящее время Восточная часть страны в целом явно отстаёт от Европейской части по темпам экономического развития и реализуемым масштабным инвестиционным проектам, испытывает миграционный отток населения. Это в долгосрочной перспективе чревато разнообразными негативными последствиями, вплоть до угрозы экономическому суверенитету и территориальной целостности на востоке России. В этой связи поиск и поддержка "точек роста" восточнее Урала, в том числе на Дальнем Востоке, является задачей крайне актуальной, прежде всего в силу возможности укрепления позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Морозова, Т.Г. Региональная экономика России / Т.Г. Морозова. М. : Юнити, 2010. - 479 с.
  2. Макар, С.В. Федеральные округа России. Региональная экономика / С.В.Макар, А.А. Винокуров, В.Г. Глушкова. М. : КноРус, 2009. - 352 с.
  3. Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика / В. П. Желтиков. М. : Дашков и К, 2010.- 384 с.
  4. Министерство регионального развития Российской Федерации. - [сайт] URL: http://www.minregion.ru/ministerstvo/ (дата обращения 19.01.12).
  5. Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор). - [сайт] URL: http://www.roszeldor.ru (дата обращения 15.01.12).
  6. Корпорация развития Южной Якутии. - [сайт] URL: http://www.sy-corp.ru/ (дата обращения 15.01.12).
Просмотров работы: 24