Коммерческие структуры могут конкурировать на внешнем и внутреннем рынке только в случае их инновационного развития. Использование традиционных (устаревших) технологий исключает возможность создания конкурентоспособного продукта.
Инновационное развитие предпринимательских структур и территорий требует инновационного развития не только технической, но и организационно-экономической стороны их деятельности, т.к. в жесткой конкурентной среде важными факторами является готовность покупателя воспринять инновацию, а предприятию в кратчайший срок произвести оценку эффективности инновации, привлечь инвестиции, разработать и реализовать инновацию, продлить период её высокорентабельного жизненного цикла.
В связи с высокой динамикой изменения внешней окружающей среды возникает проблема обеспечения сокращения длительности этапов инновационного процесса выхода товара на рынок и увеличения продолжительности периода высокорентабельного жизненного цикла продуктовой инновации.
Безусловно, конечной целью любого коммерческого предприятия является максимизация его доходов и повышение эффективности его функционирования. Достижение этой цели может происходить тремя путями, схематично представленными на рисунке 1: путем реализации стратегии уменьшения затрат, стратегии роста доходов и совмещения этих стратегий.
Первый путь является традиционным для российских предприятий. Во всех отраслях экономики имеется значительный опыт его использования. Сокращение затрат - важнейший резерв роста прибыли, снижения цены на продукцию, и, следовательно, повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости компании.
Направленность инновационных проектов развития бизнеса весьма разнообразна, в частности, это:
Классификация видов и процессов инновационного преобразования бизнеса приведена на рисунке 2.
Инструментом интенсификации инновационной деятельности может служить философия ценообразования с использованием таргет-костинга [1]. Использование данной технологии позволяет целенаправленно сегментировать рынок покупателей, увеличивать период более устойчивого и длительного конкурентного преимущества, а так же снизить субъективную составляющую при принятии решений.
Подход к управлению ценообразованием инновационной продукции на основе концепции таргет-костинг предполагает постоянную борьбу за снижение затрат и оптимизацию соотношений Цена - Функции - Качество - Затраты. Ценообразование, основанное на данном подходе, включает в себя процессы, в ходе которых определяются все функциональные характеристики продукции, и происходит их балансировка с требованиями и ценами рынка. Конструкция нового изделия и технология его производства разрабатываются в заранее определенных рамках - это ограничивает возможные альтернативы и повышает скорость разработки продукции. На рисунке 3 приведены основные этапы процесса ценообразования инновационного продукта на основе концепции таргет-костинг.
Особенности ценообразования на стадии принятия решения по производству инновационного продукта на основе концепции таргет-костинг и маржинальном анализе заключаются в следующем:
Использование данного инструмента интенсификации инновационной деятельности предпринимательских структур позволяет им планировать и осуществлять своевременные преобразования, адекватные изменениям бизнес-среды.
ЛИТЕРАТУРА