ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТОРГОВОЙ ЭКСПАНСИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТОРГОВОЙ ЭКСПАНСИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля. 
Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции [5].

Наиболее перспективным и быстро развивающимся форматом современной торговли является сетевой формат. Крупнейшие торговые компании мира  - это сети. В РФ, на сегодняшний день, так же преобладает развитие сетевой формы торговли.

Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития торговых сетей. Региональные экспансии (выход в российские регионы крупных международных сетей, а так же крупнейших Федеральных) меняют облики регионов, изменяют конкурентные преимущества в торговле и зачастую сильно влияют на развитие местной торговли. 

Цель работы: охарактеризовать одну из местных торговых сетей и исследовать возможности региональной экспансии.

Объектам исследования являются крупная торговая сеть г. Комсомольска-на-Амуре - «Десяточка»

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: проанализировать деятельность торговых сетей на территории Хабаровского края, определить возможный соседний регион для освоения сети «Десяточка», разработать стратегию выхода в выбранный регион.

1.1  Анализ развития сетевого формата торговли на территории Хабаровского края

Сетевой формат торговли появился в Хабаровском крае в конце 90-х годов. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю на 2009 год в Хабаровском крае действовало 114 сетевых структур, общее количество магазинов которых составляло 508 штук, общая торговая площадь сетей равнялась 96,6 тыс.м.2 Следует отметить тот факт, что дислокация сетей включает только десять районов Хабаровского края из семнадцати существующих. Динамика присутствия торговых сетей в районах края (по годам) представлена в таблице 1. Под количеством субъектов в таблице подразумевается количество сетей, а под количеством объектов - количество магазинов входящих в сеть.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что за два года количество сетей в крае увеличилось на 44 штуки, а количество магазинов в сетях на 192, так же увеличилась площадь, занимаемая сетевыми форматами на 53,5 тыс. м.2. Практически ни по одному району края не наблюдается тенденций снижения. Такие данные могут свидетельствовать о том, что сетевой формат в Хабаровском крае находиться на втором этапе своего развития, который характеризуется развитием каждой отдельно взятой сети путем открытия новых предприятий [11].

Из анализа исключены те районы края, в которых отсутствует сетевой формат: Николаевский, Ульчский, Охотский и другие районы.

На основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что наибольшими темпами идет увеличение количества магазинов в сетях, менее всего прирастает торговая площадь. Такие же тенденции характерны для большинства регионов Российской Федерации. Если проводить параллель развития сетевого формата в стране по сравнению с развитием того же формата в крае. То можно сказать. Что развитие краевого сетевого формата несколько замедленно, но в целом идёт так же как в стране (подробнее об этом в заключение анализа).

 

Таблица 1 - Изменение количества торговых сетей в Хабаровском крае.

 

 

 

 

Район края

на 01.01.07

на 01.01.09

Абсолютное изменение

Кол-во субъектов

Кол-во объектов

Площадь, тыс. м.2

Кол-во субъектов

Кол-во объектов

Площадь, тыс. м.2

Кол-во субъектов

Кол-во объектов

Площадь, тыс. м.2

1 Хабаровский

38

187

31,9

41

223

77,7

+3

+36

+45,8

2 Комсомольский

3

20

3,7

5

25

2,5

+2

+5

-1,2

3 Амурский

21

73

6

28

95

6,8

+7

+22

+0,8

4 Бикинский

3

12

0,51

3

13

0,53

+10

+1

+0,02

5 им. Лазо

-

-

-

9

53

3,2

+9

+53

+3,2

6 Вяземский

-

-

-

5

17

1,7

+5

+17

+1,7

7 Тугуро-Чумиканский

4

13

0,3

6

16

0,5

+2

+3

+0,2

8 Ванинский

1

8

0,5

3

13

1,3

+2

+5

+0,8

9 Солнечный

 

3

0,5

7

32

1,7

 

+29

+1,2

10 Аяно-Майский

-

-

-

7

21

1

+7

+21

+1

ВСЕГО

70

316

43,4

114

508

96,6

+44

+192

+53,5

По данным отдела статистики самой распространенной формой регистрации сетевого формата в Хабаровском крае является общество с ограниченной ответственностью (ООО), однако присутствуют так же такие организационно-правовые формы как ЗАО и ОАО. Доля предпринимателей в образовании сетевого формата очень мала. Специализация сетей Хабаровского края представлена на рисунке 1.

На диаграмме видно, что большинство сетей специализируются на смешанном ассортименте товаров, в общей структуре специализации так же велика доля сетей специализирующихся на продаже обуви и продуктов питания, наименьшая доля принадлежит сетям, специализирующимся на парфюмерии и косметике.

Основываясь на характере изменений сетевого формата Хабаровского края, можно предположить, что он будет развиваться в соответствии с тенденциями развития соответствующего формата в Российской Федерации. За увеличением количества сетей, и магазинов внутри них, последует процесс укрупнения, более мелкие игроки будут либо уходить с рынка, либо объединяться с более крупными игроками под воздействием конкуренции региональных сетей с одной стороны и экспансией в регион Федеральных сетей с другой [11].

В связи с региональной экспансией Федеральных сетей возможны так же изменения в структуре крупных игроков (региональных лидеров), т.к. одним из наиболее легких способов выхода на региональный рынок для Федеральной сети является покупка регионального лидера или совместная работа с ним. Такая стратегия получила наибольшее распространение потому, что новые игроки на рынке, как правило, не заинтересованы в длительной конкуренции с уже имеющимися предприятиями, а так же стремятся получить уже готовую инфраструктуру с отлаженными хозяйственными связями.

Региональная экспансия может негативно отразиться на развитии торговли в крае вообще, и на сетевом формате торговли в частности. Крупные Федеральные сети, как правило, обладают большими возможностями по сравнению с возможностями внутри региональных сетей и даже региональных лидеров.  Несостоятельность многих игроков на рынке и в частности неспособность взаимодействия и сотрудничества при массовой экспансии приведет к уходу с рынка местных торговых предприятий. Это в свою очередь может негативно сказаться на развитии мелкотоварного местного производства и предпринимательства, т.к. крупные Федеральные сети используют собственные распределительные центры [11].

Учитывая данные проведенного анализа можно сделать вывод о том, что сетевой формат торговли в Хабаровском крае, отстает в своем развитии от развития соответствующего формата в Российской Федерации. В большинстве регионов РФ, уже идут процессы укрупнения основных игроков на товарных рынках. Сетей имеющих выход в другие регионы страны (за исключением Дальневосточного) в крае нет. Отсутствие специализации и мультиформатность в рамках одной сети негативно сказывается на функциях управления торговой сетью. В своем развитии большинство краевых сетей используют только внутренние ресурсы, которые у каждого отдельного игрока ограничены. Недальновидная политика основных региональных игроков на товарных рынках, а так же неспособность, а нередко и нежелание межсетевого сотрудничества может негативно сказаться в будущем, особенно в случае выхода в регион крупных Федеральных и Международных торговых сетей [11].

1.2 Характеристика торговой сети «Десяточка»

Торговая сеть «Десяточка» (компания ООО ПФК «ДиС») - начала свою деятельность на территории г. Комсомольска на Амуре в 2000 году. С точки зрения применяемой в данной работе терминологии, эта обычная торговая сеть, включающая в себя ряд компаний занимающихся поставкой и реализацией бытовой химии, строительных материалов, парфюмерии и косметики. Самым брэндовым элементом сети является сеть магазинов «Десяточка», которые на сегодняшний день работают в Комсомольске-на-Амуре, Амурске и  Солнечном.

Период становления сети и развития сети стандартен. Т.е. «Десяточка» на сегодняшний день прошла обычный путь развития от магазина местного значения до региональной сети. В период становления сеть появилась в Комсомольске и начала работать на локальный рынок, открывая в год по два - три магазина. Далее появляются более амбициозные планы, сеть перестаёт позиционировать себя как городская торговая точка и пытается выйти на уровень района (Комсомольского) и за его пределы. Удовлетворить появившиеся амбиции удалось только с помощью накопления собственных ресурсов, сеть открыла новые магазины в Солнечном и в Амурске. Остался последний рубеж, сеть пытается выйти на региональный уровень.

Данная работа посвящена оценке и выбору предполагаемого региона для выхода и дальнейшего развития сети «Десяточка».

Для выхода в другие регионы торговые компании изначально сравнивают и оценивают регион предполагаемого базирования. Для того, что бы определиться с регионом для выхода сети, используется несколько методов оценки предпринимательского климата регионов, за тем на основе полученных оценок принимается решение о регионе базирования. Основные методики оценки предпринимательского климата рассмотрены в следующем параграфе.

1.3 Методы исследования

Успех деятельности любого предприятия зависит от множества факторов, в том числе и от регионов, в котором расположено предприятие. Для того чтобы оценить уровень развития региона, существует большое количество методик, наиболее используемые из них следующие:

1) Методика Московского государственного университета (МГУ)

Эта методика основана на применении факторного подхода, то есть выявлении набора факторов, влияющих на уровень социально-экономического развития региона. При таком подходе сводным показателем выступает сумма множества средневзвешенных оценок по анализируемым факторам:

где Q - суммарная взвешенная оценка предпринимательского (инвестиционного) климата региона;

Xj - средняя балльная оценка j-го фактора для региона;

Рj - вес j-го фактора;     

n - число факторов, которые сведены в следующие 10 групп:

  • природно-ресурсный потенциал;
  • демографическая ситуация;
  • экономический потенциал;
  • уровень экономического развития;
  • экономическая активность;
  • уровень жизни населения;
  • состояние региональных финансов;
  • ход экономических реформ;
  • политическая ориентация электората;
  • устойчивость и влиятельность региональных структур.

После расчета интегральных индексов получают ранжированный ряд регионов с точки зрения уровня их социально-экономического развития.

         К достоинствам данной методики можно отнести следующее:

  • четкая систематизация факторов, определяющих уровень социально-экономического развития;
  • ранжирование регионов осуществляется на основе сравнения конкретных числовых значений, наглядно отражающих различия между регионами;
  • возможность составлять собственные рейтинги, основываясь на собственных представлениях эксперта о значимости тех или иных факторов и придавая им определенные веса.

Недостатками данной методики являются условный характер оценки предпринимательского климата регионов, игнорирование нормативно-правовой базы в области инвестирования и предпринимательства; большая доля субъективизма при расчете интегральных индексов, а также отсутствие увязки предпринимательского климата и успешности (результативности) деятельности экономических агентов [3].

2) Методика Банка Австрии

Анализ показателей корреляционной связи используемых в этой методике дает основание утверждать, что данный метод обладает большей степенью достоверности, нежели другие.

Данная методика привлекательна и приемлема, исходя из тех позиций, что в качестве инвестиционного потенциала рассматривается совокупность характеристик, учитывающих основные макроэкономические параметры, насыщенность территории факторами производства (рабочей силой, основными фондами, природными ресурсами), социальной сферы (наличие объектов социальной инфраструктуры, обеспеченность населения услугами социального характера, демографической ситуации), блока финансовых показателей.

Предложена совокупность характеристик, учитывающих основные макроэкономические параметры предпринимательского климата и инвестиционной привлекательности региона.

В соответствии с методикой показатель общего социально-экономического потенциала региона (рейтинг региона) складывается из 11-ти частных позиций. По каждой позиции рассматриваются конкретные показатели.

К числу таких показателей относятся показатели, характеризующие следующие 11 позиций: политический рейтинг, экономический рейтинг, финансовый и банковский рейтинг, приватизационный рейтинг, состояние рынка труда, развитие транспорта и связи, демографический рейтинг, социальный рейтинг, поведение населения, этнополитический рейтинг, экологический рейтинг [3].

С учетом баллов по всем 11 позициям выводится интегрированная оценка в баллах для каждого региона, на основании чего субъекты Федерации расставляются по занимаемому ими месту в России и распределяются по следующим 6 классам, характеризующим степень благоприятствования инвестициям:

         1-й класс - особо благоприятная ситуация для вложения;

         2-й класс - благоприятная ситуация;

         3-й класс - относительно благоприятная ситуация;

         4-й класс - противоречивая ситуация;

         5-й класс - неблагоприятная ситуация;

         6-й класс - опасная для вложения капиталов ситуация.

3) Методика комплексной оценки Шахназаровой, Гришиной и др.

Расчёт значения итогового интегрального показателя в данной методике проводиться по следующей формуле:

где rs - весовой коэффициент показателя S;

      Psi - числовое значение показателя S;

      Ps - среднее числовое значение показателя S по стране.

4) Методика «Качалов и Коллеги»

Данная методика построена на закономерности роста товарооборота от роста доходов населения. Для доказательства данной методики необходимо произвести расчёты, которые представлены в таблице 2 [4, 14]:

Таблица 2 - Данные для проверки гипотезы агентства «Качалов и коллеги»

Основные оценочные показатели

2009 г.

2010 г.

1 Оборот розничной торговли, млрд. р. [8]

15743,1

16435,8

2 Денежные доходы (в среднем на душу населения), р. [12]

11544

13579

3 Индекс потребительских цен, % [4]

108,7

1) Представим данные за 2010 г. в сопоставимых ценах, для этого:

16435,8 * 100 / 108,7 = 15120,3 млрд.р.

13579 * 100 / 108,7 = 12492 р.

2) Рассчитаем темпы роста товарооборота и денежных доходов населения за указанный период:

15120,3 / 15743,1 = 0,9604 млрд.р.

12492 / 11544 = 1,0821 р.

По полученным результатам, можно сделать вывод о том, что гипотеза агентства «Качалов и коллеги» не выполняется, т.к. с увеличением денежных доходов населения (на 8,21 %) в 2010 г. по сравнению с 2009 г. произошло снижение товарооборота розничной торговли (на 3,96 %).

Практическое применение самой простой из рассмотренных методик (агентства Качалов и Ко) показало недостаточность её практического значения. В целом все рассмотренные методики обладают рядом преимуществ и недостатков. Так, например, считается, что самый точный результат можно получить по методике банка Австрии, однако, применение данной методике на практике очень сильно затрудненно в связи с большим массивом необходимых исходных данных, некоторые из них являются крайне специфичными и не публикуются в открытом доступе.

В данной курсовой работе будем  использовать методику МГУ как наиболее предпочтительную и обладающую достаточным уровнем точности для оценки средне российского уровня предпринимательского климата, а так же для определения предполагаемого региона освоения для торговой сети «Десяточка».

2.1 Определение среднероссийского уровня предпринимательского климата

Определим предпринимательский климат регионов с помощью формулы (1) и данных таблицы 3. Полученные значения оформим в виде таблицы 4.

Средне российский уровень предпринимательского климата ( ) по России находим с использованием данных таблицы 3 и по формуле средней арифметической:

где Qi - уровень предпринимательского климата в i-том регионе;

n - число регионов.

Все данные для заполнения таблицы 3 получены из официально публикуемой статистической отчетности Комитетом Государственной статистики Российской Федерации [7, 8].

На основании статистических данных таблицы 3 и ранее приведенных методов оценки предпринимательского климата регионов оценим предпринимательский климат в регионах РФ, и найдём среднее значение данного показателя. Оценка приведена в таблице 4.

По данным таблицы 4 можно сделать вывод о том, что в Дальневосточном Федеральном округе самый низкий предпринимательский климат, он значительно ниже средне российского уровня предпринимательского климата - это отрицательно характеризует развитие Дальневосточного Федерального округа.

Таблица 3 - Некоторые показатели деятельности регионов

Определяющие факторы

Данные по регионам

Центральный ФО

Северо-Западный ФО

Южный ФО

Приволжский ФО

Уральский ФО

Сибирский ФО

Дальневосточ-ный ФО

Вес фак-тора

Сред-ний балл

Вес фак-тора

Сред-ний балл

Вес фак-тора

Сред-ний балл

Вес фак-тора

Сред-ний балл

Вес фак-тора

Сред-ний балл

Вес фак-тора

Сред-ний балл

Вес фак-тора

Сред-ний балл

Природно-ресурсный потенциал

0,1

15

0,17

38

0,15

20

0,1

17

0,13

19

0,15

48

0,13

40

Демографическая ситуация

0,14

30

0,05

10

0,15

19

0,2

23

0,11

25

0,2

14

0,15

10

Уровень жизни населения

0,1

10

0,1

15

0,1

11

0,1

36

0,11

27

0,13

17

0,15

11

Состояние региональных финансов

0,05

45

0,08

25

0,07

30

0,08

35

0,09

20

0,09

26

0,07

23

Ход экономических реформ

0,04

10

0,05

15

0,07

36

0,02

29

0,07

30

0,09

24

0,03

29

Политическая ориентация электората

0,03

50

0,07

30

0,03

36

0,06

15

0,01

30

0,07

26

0,05

29

Устойчивость региональных структур

0,1

15

0,07

30

0,1

45

0,1

23

0,15

29

0,07

23

0,1

31

Экономический потенциал

0,15

48

0,1

40

0,15

36

0,1

40

0,1

48

0,09

47

0,13

45

Уровень экономического развития

0,17

30

0,2

27

0,05

21

0,15

37

0,15

29

0,05

23

0,09

17

Экономическая активность

0,12

50

0,11

31

0,13

10

0,09

41

0,08

27

0,06

21

0,1

15

Таблица 4 - Средний предпринимательский климат по России

Определяющие факторы

Данные по регионам

Центральный ФО

Северо-Западный ФО

Южный ФО

Приволжский ФО

Уральский ФО

Сибирский ФО

Дальневосточный ФО

Взвешенная оценка фактора

Взвешенная оценка фактора

Взвешенная оценка фактора

Взвешенная оценка фактора

Взвешенная оценка фактора

Взвешенная оценка фактора

Взвешенная оценка фактора

Природно-ресурсный потенциал

1,5

6,46

3

1,7

2,47

7,2

5,2

Демографическая ситуация

4,2

0,5

2,85

4,6

2,75

2,8

1,5

Уровень жизни населения

1

1,5

1,1

3,6

2,97

2,21

1,65

Состояние региональных финансов

2,25

2

2,1

2,8

1,8

2,34

1,61

Ход экономических реформ

0,4

0,75

2,52

0,58

2,1

2,16

0,87

Политическая ориентация электората

1,5

2,1

1,08

0,9

0,3

1,82

1,45

Устойчивость региональных структур

1,5

2,1

4,5

2,3

4,35

1,61

3,1

Экономический потенциал

7,2

4

5,4

4

4,8

4,23

5,85

Уровень экономического развития

5,1

5,4

1,05

5,55

4,35

1,15

1,53

Экономическая активность

6

3,41

1,3

3,69

2,16

1,26

1,5

Сумма всех факторов

30,65

28,22

24,90

29,72

28,05

26,78

24,26

Средний предпринимательский климат в России

27,51

Таблица 5 - Оценка предпринимательского климата в регионах Дальневосточного Федерального округа

Определяющие факторы

Данные по Дальневосточному Федеральному округу

Республика Саха (Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Амурская область

Магаданская область

Еврейский автономный округ

Хабаровский край

Сахалинская область

Чукотский автономный округ

Взвешенная оценка фактора

Взвешенная оценка фактора

Взвешенная оценка фактора

Взвешенная оценка фактора

Взвешенная оценка фактора

Взвешенная оценка фактора

Взвешенная оценка фактора

Взвешенная оценка фактора

Взвешенная оценка фактора

Природно-ресурсный потенциал

4,3

 

2,8

2,5

 

2,7

 

 

 

Демографическая ситуация

1,2

 

1,3

1,1

 

1,3

 

 

 

Уровень жизни населения

1

 

1,4

1,2

 

1,9

 

 

 

Состояние региональных финансов

2,4

 

2,1

2

 

2,3

 

 

 

Ход экономических реформ

0,6

 

3,58

1,4

 

1,85

 

 

 

Политическая ориентация электората

1

 

1,8

0,9

 

1,5

 

 

 

Устойчивость региональных структур

3

 

1,7

1

 

2

 

 

 

Экономический потенциал

6,3

 

5,4

4

 

3,9

 

 

 

Уровень экономического развития

3,1

 

2,3

1,9

 

2

 

 

 

Экономическая активность

2,2

 

3,6

2,1

 

2,7

 

 

 

Сумма всех факторов

25,1

 

26,25

18,1

 

22,15

 

 

 

Средний предпринимательский климат в оцененных регионах

22,9

2.2 Выбор региона освоения для сети «Десяточка».

Для определения предполагаемого региона освоения сетью «Десяточка» в составе Дальневосточного Федерального округа, будем использовать те же методы. Результаты оценки показаны в таблице 5.

Относительно заполнения таблицы 5 можно дать следующие комментарии:

- ряд регионов Дальневосточного Федерального округа не оценивалось в связи с отдалённостью их нахождения и региона базирования рассматриваемой сети. Так, например, для Комсомольской сети «Десяточка» представляется абсолютно невозможным освоение  камчатки, Сахалина. Чукотки. Для данных регионов существует такое понятие как Северный завоз, строительство распределительных центров там будет равно не обосновано и дорого, кроме того, абсолютно не посильно по средствам сети такого масштаба, как «Десяточка». По данным Госкомстата РФ Чукотский автономный округ на сегодняшний день - это один из трех регионов России, где вообще нет сетевого формата торговли. Целесообразность развития такового там видится необходимым, но осваивать такой регион должны крупнейшие Федеральные сети, с более мощным финансовым потенциалом, чем местные региональные сети класса «Десяточка»;

- Хабаровский край не попал в число обследуемых регионов Дальневосточного Федерального округа, т.к. он является родным регионом для исследуемой сети.

По результатам проведенных расчётов можно сделать следующие вывод о том, что в числе возможных регионов освоения, предпринимательский климат выше среднего только в двух: в Приморском крае и в Республике Саха (Якутия). Поскольку наибольшее значение получено для Приморского края, а так же с учётом того, что приморский край территориально ближе к Хабаровскому, то наиболее вероятным регионом для освоения выбираем Приморский край.

2.3 Выбор и обоснование стратегии выхода на региональный рынок

Существует две основные стратегии выхода на региональный рынок: освоение региона собственными силами и слияние (либо покупка) с региональным лидером. Для выбора той или иной стратегии необходимо рассчитать чистый приведенный доход (NPV) для обоих вариантов, по которому можно судить о целесообразности использования той или иной стратегии выхода.

Чаще всего при освоении новых регионов кампании прибегают в покупке регионального лидера, т.к. это обеспечивает ряд конкурентных преимуществ: во-первых, компания получает уже существующую инфраструктуру, а во-вторых, избавляется от самого сильно конкурента в регионе.

В случае непосредственного освоения Приморского края, «Десяточке» потребуется 210 000 000 р. Данные средства компания может получить в кредит в Сбербанке под 13 % на год. С учетом этих расходов рассчитаем NPV для первой стратегии, расчёт представлен в таблице 6. По данным приведённых расчётов следует оговориться, что реальные масштабы деятельности компании таковы, что возможность получения многомиллионных прибылей в месяц не возможны. Расчёты по обеим стратегиям представляются здесь только в качестве примера для обоснования выгодности применения той или иной стратегии.

Что касается второй стратегии, то в качестве регионального лидера необходимо выбрать такую компанию, масштабы деятельности которой приближены к масштабам торговой сети «Десяточка».

Большинство компаний действующих на территории приморского края являются акционерными обществами. При слиянии (поглощении) акционерного общества существуют некоторые особенности связанные с обращением акций компаний. Для расчета количества акций дополнительной эмиссии образовавшихся компаний, используем следующие формулы:

Таблица 6 - Расчет NPV в случае непосредственного освоения в млн.р.

Показатель

Период

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1 Приток

0

0

25,5

150

421,5

678,9

700

700

790

820

810

805

2 Отток

210

2,5

17,8

80,3

200

340,5

700

650

590,5

595

687

500

3 ЧДП

-210

-2,5

7,7

69,7

221,5

338,4

0

50

199,5

225

123

305

4 КДП

-210

-212,5

-204,8

-135,1

86,4

424,8

424,8

474,8

674,3

899,3

1022,3

1327,3

5 ДЧДП

-210

-2,21

6,03

48,31

135,85

183,67

0,00

21,25

75,04

74,90

36,23

79,51

6 NPV

-210

-212,21

-206,18

-157,88

-22,03

161,64

161,64

182,90

257,94

332,84

369,07

448,59

где Адоп - количество акций для дополнительной эмиссии, шт.;

Апгщ - количество акций поглощаемой компании, шт.;

М - меновое соотношение акций.

где Рком - цена, которую предложила поглощающая компания за одну акцию поглощаемой, р.;

 Pд - настоящая стоимость одной акции поглощающей компании. р.

В результате покупки (поглощения) компания масштаба «Десяточки» в Приморском крае предполагаемые издержки, связанные с выкупом акций регионального лидера, составят 455 300 000,00 р. С учетом этих расходов рассчитаем NPV для второй стратегии. Полученные данные представлены в виде таблице 7.

Таблица 7 - Расчет NPV в случае слияния с региональным лидером в млн.р.

Показатель

Период

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1 Приток

0

0

427,6

600

740

864

862

801,5

790

820

899,6

805

2 Отток

455,3

653,7

529,5

430,5

690

540,5

700

430

590,5

595

587

500

3 ЧДП

-455,3

-653,7

-101,9

169,5

50

323,5

162

371,5

199,5

225

312,6

305

4 КДП

-455,3

-1109

-1210,9

-1041,4

-991,4

-667,9

-505,9

-134,4

65,1

290,1

602,7

907,7

5 ДЧДП

-455,3

-578,5

-79,8

117,5

30,7

175,6

77,8

157,9

75,0

74,9

92,1

79,5

6 NPV

-455,3

-1033,8

-1113,6

-996,1

-965,5

-789,9

-712,1

-554,2

-479,1

-404,2

-312,1

-232,6

2   Полученные результаты

В результате проведенного анализа были получены следующие результаты:

  1. Среднероссийский уровень предпринимательского климата составил 27,51, наилучшее значение конкурентоспособности было получено у Центрального ФО (30,65), наихудшее - у Дальневосточного ФО (24,26).
  2. Предпринимательский климат в предполагаемых регионах базирования следующий: в Приморском крае - 26,25,  в Республике Саха (Якутия) - 25,1. Таким образом, в качестве предполагаемого региона освоения принимаем Приморский край.
  3. Гипотеза агентства «Качалов и коллеги» о закономерности роста товарооборота от ростов доходов населения, не выполняется, т.к. с увеличением денежных доходов населения (на 8,21 %) в 2010 г. по сравнению с 2009 г. произошло снижение товарооборота розничной торговли (на 3,96 %).
  4. В случае слияния либо покупки компании масштаба «Десяточки» в Приморском крае, NPV на 11 период отрицательное - -232,61 млн. р. А в случае непосредственного освоения NPV на 11 период составит 448,59 млн.р.

Таким образом, представленные в работе расчёты показали, что наиболее вероятным и более желательным для дальнейшего освоения является Приморский край. В качестве двух возможных стратегий выхода в Приморский край для сети «Десяточка» лучше использовать стратегию непосредственного освоения региона, т.к. предварительные расчёты показали её выгодность по сравнению со стратегией слияния (покупки) с региональным лидером. Здесь следует оговориться, что масштабы деятельности Комсомольской сети «Десяточка» в настоящее время не позволяю выйти ей в Приморский край.

Розничная торговля является важным звеном на рынке товаров, которое предназначено для обслуживания населения и оказания услуг покупателям.

В условиях рыночной экономики доминирует обращение товаров, поэтому роль торговли как связующего звена между сферой производства и сферой потребления увеличивается. От торговли производители получают достоверную информацию о требованиях потребителей и изменении спроса на производимую продукцию. В соответствии с полученной информацией осуществляется производство товаров, необходимых потребителю. Торговля выступает посредником между производством и потреблением, обеспечивая воспроизводственный процесс, при этом розничная торговля завершает процесс обращения товаров [12].

Деятельность розничных торговых сетей на территории Хабаровского края характеризуются теми же принципами, что деятельность сетевого формата в стране и мире. Настоящий период развития сетей показывает, что сети тяготеют к региональной экспансии. Рассмотренная местная торговая сеть «Десяточка» в настоящее время не может осуществить стратегии выхода в соседние регионы, т.к. масштабы деятельности сети не сопоставимы с масштабами деятельности сетей соседних (возможных) регионов базирования.

Для увеличения масштабов деятельности сети можно использовать стратегии слияния с местными более мелкими сетями, таким образом, наращенный объем за счёт приобретения новых членов сети позволит компании выйти на рынки других регионов.

Список использованных источников

  1. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учеб. для вузов / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. - М.: Высшая школа, 2005. - 623 с.
  2. Градов, А.П. Региональная экономика / А.П. Градов, Б.И. Кузин,   М.Д. Медников, А.С. Соколицын. - СПб.: Питер, 2003. - 223 с.
  3. Джоэл, Р. Эванс Розничная торговля: стратегический подход / Р. Джоэл, Б. Берман. - М.: «Вильямс», 2003. - 1184 с.
  4. Индекс потребительских цен в декабре 2010 года в России // INDEXES.COM / Инфляция в России. URL: http://indexes.com.ua/index-infliacii/indeks-potrebitelskix-cen-v-dekabre-2010-g-v-rossii-1010-proc.html (дата обращения 12.03.2011).
  5. Леви, М. Основы розничной торговли. / М. Леви, Б. Берту - СПб.: Питер, 1999. - 483 с.
  6. Ковалев, К.Ю. Логистика в розничной торговле: как построить эффективную сеть. / К.Ю. Ковалев, С.А. Уваров, П.Е. Щеглов. - СПб.: Питер, 2007. - 272 с.
  7. О развитии торговли в 2009 году и в I квартале 2010 года // STORES.ORG / Официальная статистика Министерства Промышленности и Торговли России. URL: http://v2009.minprom.gov.ru/activity/trade/stat/0/print (дата обращения 12.03.2011).
  8. Розничная торговля в январе 2011 года // GKS.RU / Официальные публикации Госкомстата РФ. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_01/ IssWWW.exe/Stg/d01/2-2-1.htm (дата обращения 12.03.2011).
  9. Розничные торговые сети: стратегия, экономика и упревление: учебное пособие / под ред. А.А. Есютина и Е.В. Карповой. - М.: КНОРУС, 2007. - 424 с.
  10. Сидоров, Д.В. Розничные сети / Д.В. Сидоров. - М.: Вершина,  2007. - 320 с.
  11. Сборник статей и тезисов докладов VII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики, социологии и права в современных условиях / И.В. Солнышкина - Проблемы развития сетевого формата торговли в Хабаровском крае / г. Пятигорск- 2010 г.с. 224-226.
  12. Тони Кент Розничная торговля: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Маркетинг», «Коммерция (торговое дело)» / Тони Кент, Оджени Омар. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 719 с.
  13. Уровень жизни и доходы населения в январе 2011 года // GKS.RU / Официальные публикации Госкомстата РФ. URL: http://www.gks.ru/ bgd/free/B11_00/IssWWW.exe/Stg/dk01/5-0.htm (дата обращения 12.03.2011).
  14. Юсупов, К.Н. Региональная экономика: учебное пособие /  К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов, А.В. Янгиров, Р.Р. Ахунов. - М.: КНОРУС, 2006. - 232 с.
  15. Top 250 Global Retailers 2008 // STORES.ORG / Deloitte Touche Tohmatsu and Stores Media. URL: http://www.stores.org/stores-magazine-january-2010/global-powers-retailing-top-250 (дата обращения 12.03.2011).
  16. World Investment Report 2000: Cross-border mergers and acquisitions and development. - New York and Geneva: UNCTAD, 2000. - 140 с.
Просмотров работы: 16