БЕДНОСТЬ КАК НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

БЕДНОСТЬ КАК НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В первые годы становления рыночных отношений в России бедность воспринималась как временное обострение социально-экономических проблем в условиях реформирования, поэтому проблема бедности не привлекала большого внимания политического и экспертного общества. Но за 20 лет можно понять, что это не случайность и не кратковременное явление, это вполне закономерный аспект рыночной политики. Если народ обнищал - это ошибочная, вредная и уродливая форма рынка.

Бедность в буржуазном обществе вызвана не недостатком материальных благ, она целенаправленно создаётся и имеет свою задачу - политическое господство. Этот вопрос подробно рассмотрен в удостоенной Нобелевской премии по экономике работе А.Сена "Политэкономия голода". В ней доказано, что бедность не связана с количеством производимых благ, а определяется возможностью людей получить доступ к этим благам. Бедность является обязательным элементом в социальной структуре даже самых богатых стран Запада, то есть становится так называемой структурной бедностью. Политические элиты были и остаются заинтересованными в низком уровне жизни граждан. Ведь чем беднее человек, тем легче «купить» его прибавкой к пенсии и заставить голосовать за лидера-кормильца.

Отталкиваясь от этого постулата, очень легко понять, зачем созданы сложные условия для ведения в стране частного бизнеса, для чего существуют оффшорные схемы владения предприятиями, позволяющие оставлять большую часть прибыли за рубежом, платя при этом минимальные зарплаты трудящимся. Для политических  элит зачастую бедность населения - это единственный и при этом весьма дешевый способ сохранения власти.

Росстат подсчитал, что число бедных в России выросло в 2011 году более чем на 2 млн. человек и достигло 21,1 млн. Это число тех наших сограждан, кто живет на прожиточный минимум в 6505 рублей и менее           в месяц.

Чаще всего бедность трактуют как материальную необеспеченность людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно необходимое потребление для обеспечения жизнедеятельности, препятствуя нормальному существованию и развитию личности.

Масштабы бедности служат ориентирами при формировании социальной политики государства. Оценивают этот феномен с помощью показателей абсолютной и относительной бедности, её глубины и остроты, а так же посредством субъективного восприятия индивидом своего уровня благосостояния и качества жизни.

В России для измерения бедности в качестве основного используют показатель абсолютной бедности, основанный на соотнесения доходов населения к прожиточному минимуму.  При этом следует отметить, что услуги здравоохранения, образования и социального обслуживания в прожиточный минимум не включены. Предполагается, что их минимальные объёмы предоставляются населению бесплатно учреждениями, финансируемыми из бюджетов различных уровней, и из государственных внебюджетных фондов. Широкое распространение платности образования, медицинских услуг, резкое подорожание лекарств приводят к тому, что на удовлетворение потребностей в них граждане расходуют существенную часть семейных бюджетов.

Рассмотрим проблему бедности на примере российского Дальнего Востока.

С момента перехода к рыночной экономике в нашей стране наблюдается массовая миграция населения из северных и восточных регионов, которая не прекращается до сих пор.

Дальневосточный федеральный округ (ДФО) подошел к рубежу, когда население, его численность и качество становятся критическим условием социально-экономического и значимым условием стратегического развития Дальнего Востока. Между тем, будущее России связано с включением ее в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) через Дальневосточный федеральный округ.

Сокращение численности населения вызывает озабоченность с точки зрения стратегических и экономических последствий:

  • возрастание угрозы национальной безопасности России;
  • разрушение сложившегося трудового потенциала и нехватка трудовых ресурсов.

В настоящее время как никогда важно получить ответ на один принципиальный вопрос: чем являются восточные регионы для России? Территориями, откуда намерены выкачивать природные ресурсы, не считаясь с интересами населения, или же,  как  стратегический  и экономический плацдарм России в бассейне Тихого океана, район, с которым связываются серьезные и долгосрочные планы комплексного освоения территорий, предполагающие, в том числе, и создание условий для нормальной жизни людей.

В последние годы приоритетным стал второй подход. В соответствии с новой программой развития Дальнего Востока, региону выделяются большие средства, предусматривающие повышение темпов социально-экономического развития для решения комплекса проблем, связанных с повышением уровня жизни населения и созданием максимально благоприятных условий для его закрепления. Если не удастся реализовать намеченные мероприятия, то районы Дальнего Востока будут продолжать терять свое население и демографическая кривая продолжит путь вниз.

Среди многих причин отрицательного вектора процессов рождаемости выделяется главная - бедность населения. У населения недостаточно материальных возможностей для своего  нормального воспроизводства. Напрашивается, к сожалению, следующий вывод:  многодетность в современных условиях равнозначна добровольной бедности. В дополнение к низкой рождаемости на Дальнем Востоке установился неприемлемо высокий уровень смертности, характеризующий социальное состояние общества и, в частности, здоровье его населения. В соответствии с прогнозом Госкомстата, численность населения Дальнего Востока к 2025 году уменьшится на 11%, при этом население центральной  части России сократиться только на 3 %.[1]

Бедность региона является непривлекательным фактором жизни для местного населения и для мигрантов из других регионов. Работающее население  получает здесь менее 3-х прожиточных минимумов, что на 11,8% ниже среднероссийского уровня. В 2006 году по сравнению с 1995 годом номинальная заработная плата в экономике ДФО выросла в 17 раз, что значительно ниже, чем в среднем по России  (22 раза).

В 1995 г. номинальные абсолютные размеры денежных доходов дальневосточников превышали среднероссийские в 1,25 раза, в 2006 г. преимущество сократилось до 5% за счет потери в темпах роста доходов. За 10-летний период в среднем по России доходы населения выросли почти       в 20 раз, а на Дальнем Востоке - соответственно в 16. [2] Это определяет непрестижность  Дальнего Востока для иммигрантов.

Таблица 1 - Показатели миграция населения в 2010г.

 

Число прибывших,

чел.

2010г. в % к 2009г.

Число выбывших, чел.

2010г. в % к 2009г.

Миграционный прирост (убыль), чел.

Российская Федерация

 

2102304

 

105,8

 

1944225

 

111,7

 

+158079

Дальневосточный федеральный округ

 

 

96874

 

 

103,2

 

 

124318

 

 

111,2

 

 

-27444

Анализируя данные этой таблицы, можно сделать вывод о том, что доля покинувших ДФО человек составляет 6,4 % от показателя в целом по России, а число прибывших человек составляет лишь 4,6 % от аналогичного показателя по стране.

Среди федеральных округов РФ в 2010 году по показателям общей миграции населения Дальневосточный округ характеризуется отрицательно.

На российском Дальнем Востоке дефицит трудовых ресурсов достаточно ощутим. К этому еще добавляются результаты процесса старения населения. Потери рабочей силы из-за ухудшения возрастной структуры увеличиваются, что усиливает демографическую нагрузку в регионе. [3]

Сказываются на неудовлетворительном уровне жизни населения Дальнего Востока традиционные российские диспропорции в развитии западных и восточных регионов страны, превратившиеся из административно-территориальных и географических различий в социальные.  Вследствие этого Дальневосточный федеральный округ  явился одним из проблемных регионов, как для текущей, так и для перспективной социальной политики в области регулирования доходов, заработной платы, уровня потребления и других показателей уровня жизни.

Проблема бедности на Дальнем Востоке, связана, со следующими процессами, определяемыми динамикой уровня жизни[5]:

  • с резкой дестабилизацией общественных структур и трудовых отношений по причине слома тоталитарно-бюрократической системы;
  • с резкой поляризацией доходов и обнищанием основной массы общества. Самое большое воздействие на размах дифференциации доходов оказали перераспределительные процессы внутри отраслей и между ними. Межотраслевая дифференциация заработной платы обусловлена как различиями в экономическом положении отраслевых групп, имеющих разную экономическую значимость, так и конкурентоспособностью производимой продукции;
  • с потерей трудового и профессионального квалификационного потенциала в связи с ростом безработицы;
  • с усиливающимися тенденциями люмпенизации и маргинализации населения, не принявшего правил рынка;
  • с депопуляцией населения, выражающейся в снижении уровня рождаемости и заметном увеличении смертности.

Социально-демографическим фактором, определяющим риск бедности на Дальнем Востоке, является состояние здоровья населения. Плохое состояние здоровья увеличивает вероятность бедности и малообеспеченности, т.к. требует значительных затрат на медицинское обслуживание и лекарства, сужает возможности эффективной занятости. Хорошее состояние здоровья является необходимым условием относительно благополучного уровня жизни. 

С увеличением возраста уровень жизни населения падает, растет доля бедных и малообеспеченных слоев. Это говорит о наиболее шатком положении и высоких рисках для старших возрастов. Резкое снижение уровня жизни после 60 лет связано в первую очередь с достижением статуса пенсионера. При этом удельный вес пенсионеров в общей численности населения как в целом по стране, так и в ДФО неуклонно растёт.

Таблица 2 - Доля пенсионеров в общей численности населения, %

 

2006

2008

2009

Российская Федеpация

26,90

27,10

27,20

Дальневосточный федеральный округ

25,44

25,91

26,14

Средний размер назначенных пенсий  по состоянию на 1 июля 2011г. по ДФО составлял 9659,3 руб., в то время как данный показатель по России  был равен 8250 руб.[4].  При этом покупательная способность пенсий дальневосточников в начале 2011 года оказалась ниже общероссийского.

Резкое снижение общей инвестиционной активности, либерализация цен и связанный с ней рост издержек производства (прежде всего за счет увеличения транспортных расходов) привели к неконкурентоспособности большинства производимых в округе товаров, падению объемов производства. Доля убыточных предприятий превысила среднероссийский уровень. В результате для Дальнего Востока были потеряны рынки и в европейской части страны. Разрыв между значительным экономическим потенциалом дальневосточного региона и его фактическим положением как одного из беднейших в России, крайне негативно отразился и на структуре занятости, на уровне жизни трудоспособного населения, большая часть которого не смогла найти себя в новой экономической реальности. [6]        При этом в Дальневосточном Федеральном округе численность безработных самая низкая, о чем свидетельствуют данные [4]:

Но важнейшим фактором бедности населения можно назвать низкий уровень доходов от занятости, который определяется крайне неудовлетворительной ситуацией на рынке труда, низким качеством рабочих мест. Среднемесячная начисленная заработная плата работников по ДФО      в I квартале 2011 года, составляла  26389,1, что является самым высоким показателем по стране, но не смотря на это в ДФО наблюдается один из самых высоких рост цен по стране.

Для снижения показателей бедности  на Дальнем Востоке необходимо, чтобы экономический рост работал на повышение благосостояния всех          (в первую очередь на бедных и низкодоходной группы населения), а не только на средний и высокодоходные слои населения, как это происходило в России в 2000-е годы.

Стратегия преодоления бедности должна основываться на комплексном  подходе, предполагающем реализацию широкого спектра мер воздействия на различные формы её проявления. Эти меры должны охватывать следующие направления государственной социальной политики:

  • Инвестиции в человеческий капитал страны, что обеспечивается развитием сектора государственных социальных услуг. Важно расширить охват и повышать доступность этих услуг для населения, совершенствовать качество услуг.
  • Сокращение низкооплачиваемой занятости и маргинальных рабочих мест, реализация комплекса мер по созданию новых, высокооплачиваемых и защищённых рабочих мест.
  • Создание новых промышленных предприятий, для развития внешнеторговых отношений Азиатско-Тихоокеанского региона с Россией.
  • Улучшение условий труда (защита здоровья и безопасность на производстве, охрана труда), т.к. профессиональные заболевания и травматизм на рабочем месте повышают степень риска «попадания» семьи работника в состояние бедности.
  • Усиление взаимосвязи рынка труда и профессионального образования в регионе.
  • Перспективное направление содействия занятости безработных - вовлечение их в сферу предпринимательства и самозанятость.
  • Защита доходов населения - заработных плат, пенсий, пособий, стипендий. Установлением региональных коэффициентов.
  • Установление жёсткого контроля, за распределением денежных средств, на уровне региона.
  • Стимулирование роста сельскохозяйственного производства, обеспечение занятости на сельскохозяйственных работах, расширение сферы занятости и, следовательно, роста доходов.
  • Оздоровление образа жизни населения региона.
  • Необходимое развитие на Дальнем Востоке России научных исследований, касающихся социально-экономических, юридических, психологических и других аспектов миграционных процессов.

Сегодня, как никогда  актуально, чтобы  на Дальнем Востоке могли получать необходимые жизненные блага того же качества и количества, что и в центральных регионах. Для привлечения и закрепления населения в регионе, восстановления в нем населенческого потенциала эти блага должны быть и больше. Государственная политика в отношении дальневосточных территорий должна кардинально измениться. Жителям региона необходимо предоставить более существенные преференции для снижения стоимости топлива и коммунальных услуг, компенсацию проезда воздушным и наземным транспортом, увеличить пенсии и зарплаты. В противном случае может стать устойчивой мотивация на поиски лучшей доли в других регионах.

Библиографический список

  1. Прогноз численности населения Российской Федерации на среднесрочную перспективу // Демоскоп, № 277 - 278, 19 февраля - 4 марта 2007 г.
  2. Мотрич Е.Л., Найден С.Н. Влияние социально-демографической ситуации на трудовую миграцию: Дальневосточный вектор / Экономический портал //www.institutiones.com/general/
  3. Пионтовский И.Н. Трудовая активность лиц старших возрастных групп в условиях трудодефицитного региона // Уровень жизни населения регионов России. - 2004. - № 10.
  4. www.gks.ru  - Федеральный сайт государственной статистики.
  5. Безруков И.С.  Дальний Восток на пути к рынку труда // abc.vvsu.ru/books/m_fareast2ml/.
  6. Островский А. - Трудовые ресурсы Северо-Восточной Азии: какую выгоду может извлечь Россия// Человек и Труд. -  № 1. - 2002 г.
Просмотров работы: 29