В настоящее время подготовлена Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года (проект), которая задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор.
Одной из ключевых задач Стратегии является формирование сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, радикальное повышение эффективности и результативности «проводящей» инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований.
Любой инновационный проект имеет «региональную привязку» и его успех в огромной степени зависит не только от эффективности федеральной системы поддержки, от финансирования со стороны институтов развития, но и от качества сформированной на уровне конкретного региона и муниципалитета инновационной инфраструктуры и бизнес-среды.
Вопросы формирования инновационной инфраструктуры на местном уровне особенно актуальны для промышленных центров - городов с высокой концентрацией производственных предприятий и комплексов. Такие муниципальные образования должны стать центрами регионального развития, в том числе за счет повышения конкурентоспособности высокотехнологичных производств, развития транспортной инфраструктуры.
Промышленным центром Дальнего Востока является г. Комсомольск-на-Амуре. Здесь на базе ГОУВПО Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет («КнАГТУ») действует Технопарк, одной из задач которого является коммерциализация научно-технических разработок ВУЗа.
Региональная инновационная инфраструктура.
Сущность и значение технопарков
Инфраструктура инновационной деятельности в России в целом сравнительно развита. За последние 10 лет по всей стране при поддержке государства созданы сотни объектов инновационной инфраструктуры - технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, центров коллективного пользования (ЦКП) и т.д.
В частности, общее число ЦКП достигло более 75, в них сконцентрировано около 2500 единиц оборудования, общая стоимость которого составляет более 11 млрд. рублей. При государственной поддержке создано более 100 центров трансфера технологий. В рамках государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства создано 34 инновационных бизнес-инкубатора, при этом общие расходы федерального бюджета составили 863 млн. рублей. Кроме того, действуют более 140 инновационно-технологических центров и технопарков, в рамках государственной программы создания технопарков в сфере высоких технологий выделены средства на создание 9 технопарков.
Инновационная инфраструктура сформирована практически в каждом вузе. В то же время, эффективность использования инфраструктуры остается пока на недостаточном уровне[1].
Правительством Хабаровского края проводится целенаправленная научно-техническая политика в соответствии с постановлением Губернатора «О научно-технической политике в решении социально-экономических задач Хабаровского края». Приняты законы «О научной деятельности и научно-технической политике Хабаровского края», «Об инновационной деятельности в Хабаровском крае». В краевом бюджете законодательно закреплены статьи: «Расходы на научно-технический потенциал» и «Инновационная деятельность». Определены краевые приоритеты развития науки и техники. Начал изучаться спрос на научно-техническую продукцию со стороны реального сектора экономики. Только за последние годы по заказам Правительства Хабаровского края выполнены 135 НИР фундаментального, прикладного и опытно-конструкторского направления. Наиболее активно участвуют в НИР по краевым заказам академические институты и вузы.
Для поддержки талантливой молодежи в 2008 г. был проведен 10-й краевой конкурс молодых учёных по 7 научным секциям, в котором приняли участие 237 молодых исследователей. Учреждена Премия Губернатора края молодым ученым в области науки и инноваций.
За три последних года в крае отмечен рост инновационной активности, в том числе молодежи, выросло количество участников конкурсов в 3,5 раза, которые проводит Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Гранты победителям превысили 50 млн рублей в 2010 году, в 2009 году сумма составляла 20 млн рублей. Выросло количество участников международных выставок в сфере высоких технологий в 2 раза, в число разработок в 3 раза[2].
В целях содействия развитию инновационного предпринимательства в Хабаровском крае разрабатывается краевая целевая программа (КЦП) «Научно-техническое и инновационное развитие Хабаровского края на период 2011-2015 гг.». Она направлена на:
- обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, предпринимательских структур, инвесторов, организаций науки и образования, общественных организаций в целях формирования и развития инновационной экономики в интересах социально-экономического развития территории, создания комфортных условий проживания населения;
- создание благоприятных условий для модернизации и повышения технологического уровня существующих производств, создания "новой экономики";
- создание и развитие институциональных основ инновационной экономики: организаций инновационной инфраструктуры; нормативно-правовой базы; качественных характеристик человеческого капитала[3].
Первоначальные элементы Региональной инновационной системы (РИС) сформированы в промышленном центре - г. Комсомольске-на-Амуре. Это Технопарк при ГОУВПО «КнАГТУ».
Технопарк - объект инновационной инфраструктуры, представляющий собой форму территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений, и осуществляющий формирование условий, благоприятных для развития инноваций путем концентрации на единой территории специалистов общего профиля деятельности[4].
Эта организация создается с целью поддержки инновационного предпринимательства путем создания материально-технической, социально-культурной, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних инновационных предприятий, коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких технологий и передачу их на рынок научно-технической продукции.
Главные цели создания технопарка состоят в следующем:
В России технопарки должны играть роль катализаторов развития предпринимательства, через которое будут решаться проблемы диверсификации местной и региональной технологической базы.
Условно она состоит из двух частей:
«Ядра» технопарка, представленного инкубатором малого бизнеса, фирмами, вышедшими из инкубатора, но пожелавшими остаться на территории технопарка, компаниями, которые пришли в технопарк из университета, научного центра, промышленного предприятия: дочерними фирмами, отделениями крупных корпораций;
«Оболочки» технопарка, состоящей из сервисных фирм, предоставляющих компаниям технопарка набор простых и сложных услуг; сюда включается и команда менеджеров технопарка.
«Малые фирмы простого сервиса» - это фирмы оказывающие различного рода услуги предпринимателям (сдача в аренду помещений, мест на автомобильной стоянке, предоставление различного рода связи, ксерокопирование услуги и т.д.).
«Малые фирмы сложного сервиса» - (юридические и иные консультации по проблемам предпринимательского права, маркетингу, менеджменту, обучению, поиск рынков и т.д.).
«Инкубатор бизнеса» - роль инкубаторов бизнеса следует рассматривать в контексте развития инновационных фирм:
На аналитической стадии развития инновационной фирмы сотрудники и консультанты инкубатора бизнеса помогают начинающему предпринимателю облечь перспективную идею в реально выполнимый бизнес-план. Более того, они в дальнейшем оказывают предпринимателю содействие в получении необходимого финансирования, существенной гарантией которого в глазах банков (банки могут быть соучредителями технопарка) является одобрение идеи менеджерами инкубатора.
На организационной стадии инкубатор предоставляет новой фирме помещения по приемлемым ценам. При этом учитываются специальные потребности, например, в системах вентиляции, дренажа и прочие. Предпринимателю оказывается помощь в регистрации фирмы, аренде на льготных условиях оборудования.
Инкубатор снижает организационные затраты предпринимателя поскольку:
Кроме того, обосновавшись в многоофисном здании инкубатора бизнеса, предприниматель попадает в среду единомышленников.
С учетом того, что инкубатор бизнеса решает самые острые проблемы начинающих предпринимателей, его роль в краткосрочном периоде можно охарактеризовать следующим образом:
Инкубаторы бизнеса играют важную роль в создании территориального кластера наукоемких компаний, располагающихся в технопарке и во все большей мере оказывающих влияние на развитие местной и региональной технологической базы.
С точки зрения долгосрочной перспективы роль инкубатора бизнеса заключается в том, что он выполняет функции:
«Оболочка технопарка» - это система услуг.
Формирование инновационной инфраструктуры в г. Комсомольске-на-Амуре
Промышленный центр Дальнего Востока - г. Комсомольск-на-Амуре является уникальным научным, научно-производственным и образовательным комплексом Дальнего Востока. Здесь в высшей степени увязаны процессы получения знаний, фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторской деятельности и использования достижений науки в производстве. Научно-производственный комплекс занимает доминирующе положение в экономике города[5].
Успешность инновационной деятельности в значительной степени определяется инфраструктурным обеспечением этого процесса. На рисунке 1 приведена развитость отдельных услуг по сопровождению и поддержке инновационных проектов в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске[6]. По всем параметрам краевой центр опережает город Юности. Наибольшее отставание наблюдается по выставочной деятельности (1,9 и 2,8 балла), подготовке и переподготовке специалистов по инновационной деятельности (2,1 и 3,1 балла), финансовому обеспечению (2,1 и 2,7 балла). ваны технопарк, созданный на базе местного государственного технического университета, Дальневосточная торгово-промышленная палата, региональный информационно-инновационный центр при ЦНТИ, Фонд развития техноэкополиса КАС.
2.1 Предпосылки для создания технопарка в КнАГТУ
В Комсомольске-на-Амуре из инновационной инфраструктуры наиболее востре
Большие возможности в настоящее время открываются перед Технопарком КнАГТУ. С принятием в 2009 г. федерального закона № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», бюджетные научные учреждения и высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, а также созданные государственными академиями наук научные учреждения и высшие учебные заведения получили право создавать (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственные общества без согласия федеральных органов исполнительной власти или государственных академий наук, в ведении которых они находятся. Определен порядок действий научного или образовательного учреждения, планирующего организацию хозяйственного общества в целях практической реализации положений данного закона.
Очень важно, что подобное хозяйственное общество может быть признано малым или средним предприятием и пользоваться гарантиями и льготами, предоставляемыми данным хозяйствующим субъектам. При этом доходы, полученные созданными хозяйственными обществами, занимающимися внедрением результатов интеллектуальной деятельности, находятся в распоряжении бюджетных научных и высших учебных заведений. Для этих учреждений появилась возможность включать в состав источников формирования средств от приносящей доход деятельности, поступления от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых они являются, и часть прибыли хозяйственных обществ, полученной данными научными учреждениями (дивиденды). Полученные доходы могут быть использованы на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также осуществление уставной деятельности научных учреждений.
В этой связи для малых и средних инновационных предприятий, отдельных авторов и изобретателей создаются устойчивые экономические мотивы для обращения в технопарк и взаимодействие с ним по решению проблемы коммерциализации научно-технических разработок. Кроме того, технопарк создает условия и помогает доведению идеи до коммерческого продукта и его продажи. Университетский статус технопарка, а также специальные службы защиты авторского права снимают напряжение недоверия, которое существует между разработчиками идеи и ее «доводчиками».
Развитие Технопарка КнАГТУ основано на научном потенциале Комсомольска-на-Амуре, который составляют 16 научно-исследовательских проблемных лабораторий, 23 конструкторских бюро (КБ), 26 заводских лабораторий, 18 опытно-промышленных предприятий и организаций. В вузах, научных учреждениях, лабораториях и на предприятиях трудятся более 70 докторов наук и более 360 кандидатов наук. В научном, проектном и инновационном секторах трудятся более 3 тыс. специалистов. Вузы города выпускают до 2,8 тыс. чел. специалистов в год. Город занимает ведущее место на Дальнем Востоке по подготовке кадров в областях: материаловедения и технологии новых материалов, кораблестроения и океанотехники, самолето- и вертолетостроения, судовой энергетики, автоматизации промышленных установок и технологических комплексов, электроники и микроэлектроники. Работают специализированные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней докторов и кандидатов наук. Аспирантуры и докторантуры вузов готовят специалистов по 40 специальностям.
Подготовку кадров для высокотехнологичного промышленного комплекса города осуществляет Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет (КнАГТУ). В настоящий момент это один из крупнейших на Дальнем Востоке России многопрофильных учебно-научных комплексов, осуществляющий подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов по 58-ми образовательным программам подготовки бакалавров, магистров и дипломированных специалистов, а также реализующий послевузовское образование по 29-ти научным специальностям в аспирантуре и по 5-ти - в докторантуре. Здесь сложились свои педагогические и научные школы; производственная и информационная базы; опыт и традиции подготовки специалистов высокой квалификации, востребованных наукоемкими производствами города, края и региона; хорошие связи с ведущими в стране научными школами и работающими на мировом уровне машиностроительными корпорациями. В университете действуют 6 диссертационных советов, из них 5 докторских по 8-ми специальностям.
Содержание тематики научно-исследовательской деятельности университета и ее инновационная направленность определяются прежде всего потребностями города и региона и перспективными направлениями научно-технической специализации Комсомольска-на-Амуре. К их числу относятся авиационная техника, океанотехника и судостроение, нефтепереработка и нефтехимия, металлургическое производство и др.
Научно-исследовательская деятельность КнАГТУ реализуется в рамках проведения фундаментальных и прикладных исследований и разработок по приоритетным направлениям развития науки, техники и критических технологий. Работы выполняются более чем по 30-ти научным направлениям и базируются в основном на запросах действующих промышленных предприятий, таких как ОАО «КнААПО», ОАО «Роснефть - КНПЗ» и др.
В патентном отделе КнАГТУ хранится 800 авторских свидетельств и патентов на изобретения и полезные модели, 103 свидетельства на официальную регистрацию программ для ЭВМ. Из года в год непрерывно растет объем финансирования по госбюджетной тематике, хоздоговорам, научно-техническим программам и грантам различного уровня. Ежегодно издается около 700 научных публикаций.
Университет обладает квалифицированным кадровым потенциалом для проведения научных исследований по широкому спектру науки и техники. По состоянию на 1 января 2009 г. профессорско-преподавательский состав КнАГТУ насчитывает 446 человек, из них 48 докторов наук (10,7 %) и 222 кандидата наук (49,8 %). Около двадцати преподавателей являются членами-корреспондентами и академиками российских и международных отраслевых академий, более 100 удостоены звания «Почетный работник высшего профессионального образования».
С переходом вуза на новую - автономную форму существования и расширением организационных возможностей перед ним открываются широкие перспективы развития как объекта инновационной инфраструктуры региона: создание малых предприятий на основе научных разработок ученых университета на правах соучредителя; развитие технопарка; создание совместно с предприятиями города корпоративного университета. В настоящее время разрабатывается концепция развития КнАГТУ, определяемая долговременными целями и задачами развития научного и научно-технического потенциала города и края и его кадрового сопровождения.
В структуре научно-производственного комплекса г. Комсомольска-на-Амуре КнАГТУ является одним их ключевых звеньев, способствующих эффективному развитию производственного потенциала города и региона, реализации научных исследований с учетом современных приоритетов в научно-технической сфере и интеграции научных организаций города. С учетом потребностей города и региона основными направлениями научных исследований КнАГТУ являются:
Развитие научного комплекса КнАГТУ, который остается научной и интеллектуальной базой технопарка, предполагает реализацию следующих основных направлений деятельности:
Университет должен будет занять ключевые позиции в научно-производственном комплексе в связи с его двойной функцией: по подготовке научно-технических и инженерных кадров, по осуществлению научно-инновационной деятельности. Развитие университета значительно усилит горизонтальные связи организаций научно-производственного комплекса города, что создает условия для появления системных эффективных, обусловленных многоаспектным взаимодействием участников научно-инновационной деятельности, в которой университет как многоотраслевая научная и научно-внедренческая структура длительное время будет занимать ведущие позиции.
В таблице 1 представлена структура Центра инновационного консалтинга (ЦИК) с описанием задач, поставленных перед рабочими группами в его составе. Работа начата в 2010г.
Таблица 1 - Структура и задачи Центра инновационного консалтинга
Центр инновационного консалтинга |
||||
Группа маркетинговых исследований |
Группа бизнес-планирования
|
Группа координации и коммерциализации проектов |
Группа сопровождения малых инновационных предприятий |
Группа инновационных образовательных услуг |
|
|
|
|
|
Студенческое конструкторское бюро ГОУВПО КнАГТУ планируется к созданию на базе существующего СКБ Самолетостроительного факультета в 2011г. Цели создания:
Экспериментально-технологическая площадка ГОУВПО КнАГТУ. Планируется к созданию в 2010-2012гг. Цели создания:
В 2010г. в процессе работы технопарка КнАГТУ были достигнуты следующие результаты:
На базе «КнАГТУ» создано и реализовано множество молодежных проектов и идей. Так, например, работы студентов: Дорофеева Е.С. «Спутниковый мониторинг объектов», Заваров К.В. «Нейролингвистический анализатор для обработки голосовых данных», Петров В.В. «Процесс рециклинга карбидсодержащих отходов твердых сплавов», Сидоров А.С. «Универсальный микрогенератор», Павлов И.В. «Программа - конструктор игровых тренингов», Лузан А.Ю. «Автоматизированная система дистанционного обучения», Сиротин А.А. «Аппаратно-программный комплекс «Врата» и другие стали не только участниками молодежного научно-инновационного конкурса «У.М.Н.И.К.», но и его победителями.
Таким образом, становится ясно, что в КнАГТУ достаточно молодых людей готовых генерировать идеи, воплощать их в жизнь, разработки которых находятся не просто на стадии опытного образца, но и доводятся до коммерциализации. Поэтому важность технопарка на базе данного университета неоспорима. Кроме того, является фактом, что технопарк создает условия и помогает доведению идеи до коммерческого продукта и его продажи на льготных условиях и это является весомым аргументом, чтобы идеи молодых специалистов воплощались в жизнь и выходили на рынок, а не оставались только на бумаге.
Вместе с тем, для развития массового студенческого научного сообщества, считаем целесообразным создание студенческого бизнес-инкубатора.
Несмотря на достигнутые результаты, технопарк пока не получил должного развития в качестве региональной зоны интенсификации инновационного развития. Но такая потребность существует. Технопарк должен быть ориентирован в целом на развитие города - как локальной зоны интенсивного научно-технического развития, этот потенциал у него существует.
Основные направления инновационной специализации технопарка определяются научно-технической специализацией г. Комсомольска-на-Амуре как локальной зоны. Благоприятная экономическая среда для предприятий и организаций, действующих в составе технопарка, предопределяет привлечение в его состав существующих в городе и новых инновационных структур, других научных центров города, края и России. Но наиболее важным ресурсом технопарка должны стать его непосредственные клиенты и участники - производственные предприятия региона.
Таким образом, создание и развитие технопарка становится делом всеобщей заинтересованности и может стать всеобщей ответственности. Его менеджмент может быть многократно усилен приходом в структурные подразделения технопарка квалифицированных специалистов ведущих промышленных предприятий города и региона.
Оценка эффективности коммерциализации научных разработок
(на примере разработки «Аппаратно-программный комплекс для измерения шероховатости поверхности дорожного покрытия»)
Одним из проектов, победивших в программе "У.М.Н.И.К." в 2010 году, стала работа студентов Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета: «Аппаратно-программный комплекс для измерения шероховатости поверхности дорожного покрытия».
Основу дорожной сети общего пользования в России составляют федеральные автомобильные дороги, которые относятся к федеральной собственности, их содержание и развитие являются сферой ответственности федеральных органов исполнительной власти и осуществляются за счет средств федерального бюджета. Значительная часть федеральных автомобильных дорог соединяет столицу Российской Федерации - Москву со столицами республик в составе Российской Федерации, административными центрами краев и областей.
Одной из основных причин неудовлетворительного состояния сети автомобильных дорог является ускоренное старение и деградация дорожных конструкций в условиях существенного несоответствия темпов дорожных работ по модернизации дорог и роста транспортных нагрузок на дорожную сеть. Наибольшие объемы работ по строительству и реконструкции дорог были выполнены в период 60-х - 70-х годов прошлого столетия. В соответствии с действовавшими тогда строительными нормами даже федеральные автомобильные дороги рассчитывались на пропуск выпускавшихся отечественной промышленностью автомобилей с нагрузками 6-10 тонн на ось. Дорожные одежды автомобильных дорог устраивались с широким применением низкопрочных местных материалов, земляное полотно дорог зачастую возводилось из слабых гумуссированных грунтов придорожной полосы. С учетом этих факторов и, исходя из тридцатилетней продолжительности жизненного цикла дорог, их прочностные характеристики не соответствуют современным требованиям, что приводит к их ускоренному износу при пропуске эксплуатируемых в настоящее время транспортных средств.
Одной из причин, затрудняющих ремонт автомобильных дорог, является отсутствие приборов, позволяющих определить состояние дорожного покрытия.
В настоящее время для изучения состояния твердого покрытия автомобильных дорог и состояния подстилающих их грунтов используются визуальные контактные методы: бурение шурфов и скважин. В результате, достоверная информация о строении земляного полотна имеется лишь вблизи пробуренных скважин. Межскважинное пространство остается неизученным.
Простейшим методом измерения шероховатости, широко используемым в настоящее время, является метод песчаного пятна, который заключается в распределении на поверхности дорожного покрытия определенного объема песка (обычно 10...30 см3) с размером частиц 0,15...0,3 мм. Песок распределяется вровень с поверхностью отдельных выступов дорожного покрытия, придавая песчаному пятну форму правильного круга. По измеренному диаметру пятна D и объему песка V вычисляют среднюю глубину шероховатости. Как можно заметить, этот процесс достаточно трудоемок. Более эффективным было бы использование прибора, позволяющего получать снимки изучаемого участка дороги.
На данный момент, министерство транспорта и дорожного хозяйства не использует такие приборы. Более того, подобных проборов в России просто нет. Ближайшим аналогом является профилометр- прибор, предназначенный для измерения неровностей поверхности. Профилометр в основном предназначен для измерений в лабораторных и цеховых условиях машиностроительных, приборостроительных и других предприятий, а также в полевых условиях. Профилометр предназначен для измерений шероховатости поверхностей изделий, сечение которых в плоскости измерения представляет прямую линию.
Профилометр имеет датчик, оборудованный алмазной иглой. Алмазная игла перемещается перпендикулярно проверяемой поверхности, а датчик генерирует сигналы. Сигналы, полученные от датчика, проходят через электронный усилитель, обработка нескольких сигналов позволяет получить усреднённый параметр шероховатости поверхности - усреднённый показатель количественно характеризует неровности поверхности в расчёте на определённую длину. Существенный недостаток- изображение единственной линии, а не плоскости, что делает невозможным точную идентификацию состояния дорожного покрытия.
Заинтересовавшись данной проблемой, студены Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета разработали аппаратно-программный комплекс для измерения шероховатости поверхности дорожного покрытия.
Вопросы развития транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке, в частности строительства автомобильных дорог, имеют важное стратегическое значение, поскольку именно от состояния и темпов строительства дорог зависит развитие экономики округа в целом.
Полезная модель относится к аппаратно-программным комплексам для измерения профиля поверхности и может быть использована для измерения шероховатости дорожного покрытия.
Известны контактные и бесконтактные приборы по определению шероховатости дорожного покрытия. Приборы контактного типа основаны на последовательном преобразовании профиля покрытия с разрешающей способностью от 2 до 10 мм.
Однако приборы контактного типа обеспечивают разномасштабное увеличение параметров микропрофиля, поэтому форма профилограмм отличается от формы действительных профилей поверхности, а обработка полученных результатов производится вручную, что существенно увеличивает трудоёмкость работ и время обработки исходных данных (оперативность). Соответственно, стоимость работ увеличивается, а производительность и точность измерений уменьшаются.
Данной разработкой занимаются и другие молодые специалисты, но их комплекс имеет ряд существенных недостатков:
Технической задачей, на решение которой направлена полезная модель, является повышение информативности и точности измерения путём замены меры сфокусированности (четкости) на новый физический параметр - расстояние от источника света до исследуемой поверхности. Вместо нахождения степени сфокусированности производится вычисление расстояний от сканирующего устройства до точек поверхности. Благодаря этому требуемый объём памяти, используемый устройством для вычисления параметров шероховатости поверхности, уменьшается минимум в два раза, т.к. для анализа используется по крайней мере два снимка поверхности (на практике, по методу, описанному в прототипе, анализу подвергается 3 и более снимков поверхности).
Обработка результатов измерений и формирование массива данных о поверхности дорожного покрытия осуществляется DSP. Сформированная матрица данных поступает на ЭВМ, где программно выполняется расчет, реконструкция и визуализация поверхности.
Дальнейший анализ полученных данных позволяет автоматизировать процесс обработки измерений с возможностью получения и систематизации информации о высоте выступов, глубине впадин, расстоянии между выступами и впадинами, средней высоте шероховатости, сравнить результаты замеров выполненных в разных местах участка дороги и т. п.
Для использования данного прибора в полевых условиях питание может быть осуществлено от портативного аккумулятора или сети автомобиля напряжением 12 В.
Использование аппаратно-программного комплекса позволяет уменьшить время проведения замеров минимум в 2 раза по сравнению с аналогом. т.к. при использовании предлагаемого прибора достаточно одного измерения в месте замера для получения параметров шероховатости дорожного покрытия. Повышение точности обусловлено тем, что аппроксимация поверхности происходит на основе данных, полученных сканирующим устройством, не требующих дополнительной обработки или анализа. Это приводит к уменьшению числа шагов математического аппарата и как следствие уменьшению общей погрешности.
В данный момент ведутся опытно-конструкторские разработки данного проекта.
Важным преимуществом является и относительно небольшая стоимость данного аппаратно-программного комплекса, по сравнению с конкурентной.
Суммарные затраты на производство одного изделия представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Суммарные затраты на производство одного изделия
Статья калькуляции |
Сумма расходов, р/шт. |
Доля расходов, % |
1 Сырье и материалы |
1000 |
10,96 |
2 Возвратные отходы (вычитаются) |
-30 |
-0,33 |
3 Покупные комплектующие изделия (полуфабрикаты) |
4000 |
43,84 |
4 Топливо и энергия на технологические цели |
23,56 |
0,26 |
5 Основная заработная плата основных производственных рабочих |
2800 |
30,69 |
6 Дополнительная заработная плата основных производственных рабочих |
200 |
2,19 |
7 Отчисления на социальные нужды основных производственных рабочих |
392 |
4,30 |
8 Расходы на подготовку и освоение производства |
47,52 |
0,52 |
9 Износ инструментов и приспособлений целевого назначения |
0 |
0,00 |
10 Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО) |
196,71 |
2,16 |
11 Цеховые расходы |
57 |
0,62 |
12 Общезаводские расходы |
300 |
3,29 |
13 Потери от брака |
23 |
0,25 |
14 Прочие производственные расходы |
5 |
0,05 |
15 Внепроизводственные расходы |
50 |
0,55 |
Итого полная себестоимость |
9124,79 |
100,00 |
По сравнению с рассматриваемым аналогом, стоимость данной разработки существенно ниже. Известно, что для каждого изделия-аналога, конкурентам требуется фотокамера, стоимость которой равна 40000р.
Таким образом, становится ясно, что в КнАГТУ достаточно молодых людей готовых генерировать идеи, воплощать их в жизнь, разработки которых находятся не просто на стадии опытного образца, но и доводятся до коммерциализации. Поэтому важность технопарка на базе данного университета неоспорима.
Заключение
Основные направления инновационной специализации технопарка определяются научно-технической специализацией г. Комсомольска-на-Амуре как локальной зоны.
В ближайшие пять лет решающее влияние на формирование технопарка окажет накопленный в КнАГТУ фонд научно-технических разработок, готовых (или готовящихся) к коммерциализации. Для придания студенческой науке массовости целесообразно создание студенческого бизнес-инкубатора.
Таким образом, создание и развитие технопарка становится делом всеобщей заинтересованности и может стать всеобщей ответственности. Его менеджмент может быть многократно усилен приходом в структурные подразделения технопарка квалифицированных специалистов ведущих промышленных предприятий города.
Список используемой литературы
[1] Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, с. 9. http://www.economy.gov.ru.
[2] Инновационное развитие Хабаровского края до 2015 года обсудили эксперты. http://www.dkcenter.ru/newsday
[3] Экономический совет в Хабаровске обсудил программу инноваций. http://primamedia.ru
[4] Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, с. 69. http://www.economy.gov.ru.
[5] Заусаев, В.К. Быть или не быть промышленно-инновационному центру на Дальнем Востоке / В.К. Заусаев, В.П. Михалев, Г.И. Бурдакова // ЭКО. - 2009. - № 12. - С. 44 - 47.
[6] Управление стратегическим развитием промышленного центра: монография / В.К. Заусаев, В.П. Михалев, Г.И. Бурдакова, В.В. Литовченко, отв. ред. Е.Н. Галичанин. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. - с. 86.