В условиях нестабильной экономики с инфляцией ЕТС обеспечивала механизм поддержания соотношений по уровням оплаты труда в отраслях бюджетной сферы, принятие решений по изменению уровня заработной платы одновременно и в одинаковой мере. Соотношение между разрядами являлось самым важными вопросом. Первоначально соотношение между 1-м и 18-м разрядами Единой тарифной сетки было установлено как 1:10,07, затем, из-за дефицита финансовых средств, сокращалось до 1:7,5, но под влиянием профсоюзов возвращалось к первоначальному значению. В настоящее время соотношение между первым и последним разрядами ЕТС составляет 1:4,5. В числе основных недостатков Единой тарифной сетки следует назвать [2]: 1) низкий уровень тарифной ставки 1-го разряда; 2) недостаточность 18 разрядов для отражения дифференциации условий и уровней оплаты труда в отраслях бюджетной сферы; 3) недостаточный учет отраслевых особенностей в оплате труда.
Эффективная система вознаграждения труда стимулирует направление деятельности персонала в нужном направлении и обеспечивает повышение производительности труда. В современных условиях системы вознаграждения в управлении имеют следующие цели: 1) привлечение персонала; 2) сохранение сотрудников; 3) стимулирование производительности; 4) контроль материального вознаграждения путем применения гибких систем вознаграждения; 5) обеспечение эффективности и простоты вознаграждений; 6) выполнение системой вознаграждений требований законодательства.
Если цели системы вознаграждения начинают вступать в некоторое противоречие, руководству предприятия следует рассчитать оптимальное соотношение степеней решения этих целей. Основной же целью системы вознаграждения является обеспечение реализации стратегических целей предприятия путем привлечения, сохранения и мотивации персонала.
Поскольку при изменении системы вознаграждения неизбежно возникают сопротивления со стороны сотрудников, для наиболее успешного проведения этих изменений рекомендуем распространять их сразу не на весь персонал, а начинать с эксперимента в отдельных подразделениях, апробируя эти изменения и убеждая сотрудников в эффективности проводимых новшеств. Разрабатывая новую систему, предлагаем просчитать возможные последствия ее влияния на другие элементы управления персоналом: отбор, обучение, аттестацию, продвижение с целью внесения требуемых изменений для сохранения их взаимозависимости и взаимодополняемости. А поскольку вновь создаваемая система со временем неизбежно устаревает, рекомендуем установить срок ее действия, в течение которого по результатам анализа ввести подготовительные этапы для внедрения новой, более прогрессивной системы вознаграждения.
В соответствии с рекомендациями профессора М. Старра [3], проектирование справедливой системы вознаграждения труда в рыночных условиях хозяйствования начинаем с систематизирования, обеспечив этим самым выполнение системой вознаграждения труда всех своих функций.
1. Определим факторы, обусловливающие относительную сложность данного спектра работ.
Поскольку проектируемая система касается всех спектров работ, встречающихся в народном хозяйстве нашей страны, при проектировании принимаем, что действующие факторы в секторах экономики - сохраняются. Это относится к рабочим начальной тарификации (1-4 разряды), повышенной (5-6 разряды), высокой (7-8 разряды), а также к руководителям, специалистам и служащим (до 18 разряда включительно). Кроме того, в проектируемую систему включаем дополнительно весь спектр работ по управлению в масштабах государства, для чего вводим в систему дополнительно 30 интервалов по сложности работ. Всего в системе принимаем 48 разрядов (интервалов) по сложности работ. В соответствии с внесенными дополнениями в действующую 18-разрядную тарифную сетку, наметим диапазон полученной новой тарифной сетки. Среди множества мнений по справедливости соотношения между окладами (тарифами) квалифицированных рабочих и специалистов выделяется мнение [1], что при соотношении зарплат 1:50, 1:70 и даже 1:100 компании способны работать эффективно. Однако при дальнейшем увеличении соотношения экономическая грань разделения заработной платы становится необъяснимой, в компании появляется фиктивная отчетность и связанные с ней правонарушения.
2. Классифицируем перечень предстоящих работ по этим факторам. Весь перечень работ в данной классификации представить невозможно. Поэтому при классификации предстоящих работ (должностей) ограничимся только примерами:
3. Выбираем ключевые работы и определяем для них ожидаемые ставки вознаграждения труда.
За основу проектируемой справедливой системы вознаграждения труда в качестве ключевых работ принимаем работы, тарифицируемые 4-м разрядом ЕТКС. Исходя из среднемесячной заработной платы по стране за 2009 г. в размере 18795 руб., за основу принимаем ее четырехкратный размер, т. е. 75180 руб./мес., что соответствует часовой тарифной ставке 75180 : 165,6 = 454,0 руб./час.
4. Путем экстраполяции и прогнозирования выбираем ставки вознаграждения труда для остальных работ.
С этой целью необходимо определиться, какой тип тарифной сетки следует принять: прогрессивно-возрастающий, равномерно-возрастающий или регрессивно-возрастающий. Поскольку регрессивно-возрастающая тарифная сетка обладает существенным недостатком - крайне недостаточно мотивирует повышение квалификации, так как возрастающий рост необходимой квалификации работ оплачивается по заведомо заниженной тарифной ставке - этот тип тарифной сетки отбраковываем. В настоящее время в бюджетных организациях используется единая 18-разрядная тарифная сетка с диапазоном тарифных коэффициентов 4,5:1. Остановимся именно на таком диапазоне тарифных коэффициентов, поскольку для применения более высоких в экономике народного хозяйства недостаточно денежных средств.
Как видно из табл. 1, применяемая тарифная сетка занимает промежуточное положение между регрессивно-возрастающим и равномерно-возрастающим типами.
Таблица 1 - Характеристика единой 18-разрядной тарифной сетки
Разряд |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
тарифный коэффициент |
1,00 |
1,11 |
1,23 |
1,36 |
1,51 |
1,67 |
1,84 |
2,02 |
2,22 |
абсол. рост |
0 |
0,11 |
0,12 |
0,13 |
0,15 |
0,16 |
0,17 |
0,18 |
0,20 |
относ. рост (%) |
0 |
11 |
10,8 |
10,6 |
11,0 |
10,6 |
10,2 |
9,8 |
9,9 |
Разряд |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
тарифный коэффициент |
2,44 |
2,68 |
2,89 |
3,12 |
3,36 |
3,62 |
3,9 |
4,2 |
4,5 |
абсол. рост |
0,22 |
0,24 |
0,21 |
0,23 |
0,24 |
0,26 |
0,28 |
0,30 |
0,30 |
относ. рост (%) |
9,9 |
9,8 |
7,8 |
8,0 |
7,7 |
7,7 |
7,7 |
7,7 |
7,1 |
Приняв относительный прирост тарифного коэффициента за 11-7,1 %, как это соответствует с 1-го 18-й разряды, сохраним данную тарифную сетку и добавим к ней еще 18 уровней с приростом тарифного коэффициента 7,1-11,0 % и 12 уровней с приростом тарифного коэффициента свыше 11,0 %, что соответствует прогрессивно-возрастающему типу (табл. 2).
Таблица 2 - Характеристика единой 48-интервальной тарифной сетки
Разряд |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Тарифный коэффициент |
1,00 |
1,11 |
1,23 |
1,36 |
1,51 |
1,67 |
1,84 |
2,02 |
2,22 |
2,44 |
абсол. рост |
0 |
0,11 |
0,12 |
0,13 |
0,15 |
0,16 |
0,17 |
0,18 |
0,20 |
0,22 |
относ. рост (%) |
0 |
11 |
10,8 |
10,6 |
11,0 |
10,6 |
10,2 |
9,8 |
9,9 |
9,9 |
Разряд |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Тарифный коэффициент |
2,68 |
2,89 |
3,12 |
3,36 |
3,62 |
3,9 |
4,2 |
4,5 |
4,82 |
5,15 |
абсол. рост |
0,24 |
0,21 |
0,23 |
0,24 |
0,26 |
0,28 |
0,30 |
0,30 |
0,32 |
0,33 |
относ. рост (%) |
9,8 |
7,8 |
8,0 |
7,7 |
7,7 |
7,7 |
7,7 |
7,1 |
7,1 |
6,8 |
Интервал |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Тарифный коэффициент |
5,51 |
5,89 |
6,3 |
6,73 |
7,2 |
7,71 |
8,26 |
8,88 |
9,58 |
10,38 |
абсол. рост |
0,36 |
0,38 |
0,41 |
0,43 |
0,47 |
0,51 |
0,55 |
0,62 |
0,70 |
0,79 |
относ. рост (%) |
7,0 |
6,9 |
7,0 |
6,8 |
7,0 |
7,1 |
7,1 |
7,5 |
7,9 |
8,3 |
Интервал |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
Тарифный коэффициент |
11,28 |
12,31 |
13,48 |
14,81 |
16,35 |
18,13 |
20,18 |
22,52 |
25,11 |
27,99 |
абсол. рост |
0,90 |
1,03 |
1,17 |
1,33 |
1,54 |
1,78 |
2,05 |
2,34 |
2,59 |
2,88 |
относ. рост (%) |
8.7 |
9,1 |
9,5 |
9,9 |
10,4 |
10,9 |
11,3 |
11,6 |
11,5 |
11,5 |
Интервал |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
- |
- |
Тарифный коэффициент |
31,20 |
34,78 |
38,77 |
43,22 |
48,19 |
53,73 |
59,91 |
66,80 |
- |
- |
абсол. рост |
3,21 |
3,68 |
3,99 |
4,45 |
4,97 |
5,54 |
6,18 |
6,89 |
- |
- |
относ. рост (%) |
11,5 |
11,5 |
11.5 |
11.5 |
11,5 |
11,5 |
11,5 |
11.5 |
- |
- |
Прогрессивное возрастание тарифной сетки на начальных разрядах почти не ощущается, так как соответствующие им тарифные коэффициенты - невысокие. Заметные изменения абсолютного прироста тарифного коэффициента начинаются с 19-20 интервала (свыше 0,3), эта тенденция усиливается на 26-27 интервалах (свыше 0,5), составляя после 33 интервала значение свыше единицы и до 6,89. Этим самым сохраняется привилегированное положение для государственных служащих, которые в настоящее время имеют значительно более высокий уровень вознаграждения труда (табл. 3). Диапазон тарифных коэффициентов разработанной тарифной сетки составил 66,8:1. В соответствии с полученными тарифными коэффициентами проведем расчет часового и месячного тарифа по каждому разряду. Тарифную ставку первого разряда тарифной сетки рассчитываем путем деления тарифной ставки четвертого разряда на соответствующий ей тарифный коэффициент, а тарифные ставки последующих разрядов - как произведение тарифной ставки первого разряда на тарифный коэффициент соответствующего разряда (табл. 3).
Разработанная тарифная сетка обладает следующими характеристиками, позволяющими считать ее справедливой:
5. Учтем имеющиеся дополнительные факторы и возможности системы материального поощрения.
Системы материального поощрения в рыночных условиях хозяйствования продолжают функционировать, однако в их применении безосновательно снято много ограничений, например:
Таблица 3 - Часовые и месячные тарифные ставки единой 48-интервальной тарифной сетки
Разряд |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Часовая тарифная ставка (руб.) |
334 |
371 |
411 |
454 |
504 |
558 |
615 |
675 |
Месячный тариф (оклад), руб. |
55279 |
61360 |
67993 |
75180 |
83471 |
92149 |
101713 |
111664 |
Разряд |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Часовая тарифная ставка (руб.) |
741 |
815 |
895 |
965 |
1042 |
1122 |
1209 |
1303 |
Месячный тариф (оклад), руб. |
122719 |
134881 |
148148 |
159756 |
172470 |
185737 |
200110 |
215558 |
Разряд (интервал) |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
Часовая тарифная ставка (руб.) |
1403 |
1503 |
1610 |
1720 |
1840 |
1967 |
2104 |
2248 |
Месячный тариф (оклад), руб. |
232172 |
248756 |
266445 |
284687 |
304587 |
325593 |
348258 |
372028 |
Разряд (интервал) |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
Часовая тарифная ставка (руб.) |
2405 |
2575 |
2759 |
2966 |
3166 |
3390 |
3631 |
3891 |
Месячный тариф (оклад), руб. |
398009 |
426201 |
456605 |
489219 |
524045 |
561082 |
600883 |
644000 |
Разряд (интервал) |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
Часовая тарифная ставка (руб.) |
4171 |
4472 |
4793 |
5144 |
6740 |
7522 |
8387 |
9349 |
Месячный тариф (оклад), руб. |
690435 |
740186 |
793254 |
851297 |
1155302 |
1244883 |
1388056 |
1547292 |
Разряд (интервал) |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
Часовая тарифная ставка (руб.) |
10421 |
11617 |
12949 |
14435 |
16095 |
17946 |
20010 |
22311 |
Месячный тариф (оклад), руб. |
1724705 |
1922604 |
2143169 |
2389158 |
2663895 |
2970141 |
3311765 |
3692637 |
Поэтому, в целях обеспечения социальной справедливости, следует ввести ограничения, в частности:
При проектировании базовой части вознаграждения труда применен один из распространенных подходов, при котором платят персоналу, а не оплачивают должности, то есть фактически оплата совершается на основе квалификации и профессиональных качеств персонала.
Список литературы: