МЕТОДЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА РФ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МЕТОДЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА РФ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Прежде чем говорить о контрольных функциях Федерального Казначейства, и уж, тем более, предлагать методы их расширения, рассмотрим для начала некоторые общие положения, характеризующие деятельность этой государственной структуры.

Федеральное казначейство - это орган исполнительной власти (федеральная служба), подведомственная Министерству финансов, которая совмещает в себе функции по исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию региональных и местных бюджетов, а также предварительному и текущему контролю за ведением операций с бюджетными средствами. Проще говоря, это незаменимый оператор бюджетной системы нашей страны, без которого невозможно представить себе организованное и адресное движение государственных денежных средств в процессе исполнения государственного бюджета.

Казначейство России по территориальному признаку подразделяется на:

Теперь перейдём непосредственно к области финансового контроля. Федеральное казначейство в рамках своей деятельности осуществляет следующие контрольные функции:

Таблица 1 - Предварительный и текущий контроль Казначейства России

Меры текущего финансового контроля

Контроль за непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями бюджетных средств, над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств;

Контроль за непревышением бюджетных ассигнований, распределенных главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета между нижестоящими администраторами, над утвержденными им бюджетными ассигнованиями;

Контроль за непревышением кассовых выплат, осуществляемых администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, над доведенными до них бюджетными ассигнованиями;

Меры предварительного финансового контроля

Контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;

Контроль наличия у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств.

Данные функции Казначейство России осуществляет в рамках государственного надзора за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых  из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям на возвратной и безвозвратной основе. Стоит отметить, что ранее казначейству предписывали ещё и некоторые функции последующего контроля, однако в последствие они были окончательно закреплены за Росфиннадзором.

Теперь приведём примеры некоторых контрольных функций Федерального Казначейства, которые, как нам представляется, наиболее наглядно отражают ту сферу государственного финансового контроля, которую занимает сегодня эта федеральная служба:

  • Территориальные органы казначейства проводят анализ отчетов об исполнении расходов, которые ежеквартально представляются им всеми бюджетными учреждениями и организациями; проверяют правдивость отраженной в них информации, сверяя итоговые суммы отчетов с выписками банков по счетам этих учреждений и организаций.
  • При непредставлении или отказе предъявить необходимую бухгалтерскую и финансовую документацию органы казначейства могут приостановить операции по счетам этих учреждений и организаций.
  • В процессе исполнения федерального бюджета и контролю за этим процессом, территориальные органы представляют своему вышестоящему органу полную оперативную и периодическую отчетность о проделанной работе, и, что немаловажно, взаимодействуют с контрольно-ревизионными, налоговыми и финансовыми органами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на Казначейство России возложен довольно широкий спектр функций финансового контроля. И по мере их дальнейшего освоения и развития оно будет играть все большую роль в поддержании стабильности бюджетной системы и экономики России в целом.

Тем не менее, среди некоторых экономистов бытует мнение, что потенциал Федерального Казначейства в сфере финансового контроля на данный момент реализован не в полной мере. Дело в том, что имеющаяся единая информаци­онная система Казначейства России, его структура, методология и квалифицированный кадровый состав позволяют после­довательно расширять его функции при исполнении бюджетов и позици­онировать федеральное казначейство как активный эле­мент единой вертикали власти в Российской Федерация. В отношении же контрольных функций о таком расширении на сегодняшний день говорить не приходится. Именно поэтому, с нашей точки зрения, необходима некоторая модернизация системы финансового контроля, осуществляемого Федеральным Казначейством, предполагающая «встройку» в неё дополнительных функций.

Теперь постараемся доказать, что Федеральное Казначейство в нашей стране может служить удобным инструментом для реализации тех или иных новаторских методов предварительного или текущего контроля, обрисовав в общих чертах возможные направления указанной выше модернизации. Примерами таких направлений нам послужат идеи создания или корректировки определённых законодательных-нормативных актов, контроль за исполнением которых удобно будет возложить на Казначейство России:

Пример № 1: Сегодня большое внимание уделяется проблеме несоразмерности оплаты труда руководящих кадров и рядовых служащих. Сравнительно недавно Председатель Правительства заявил о том, что обозначенный разброс этих сумм порой достигает десятков раз. Вполне вероятно, что разработка определённых норм процентного разброса между размерами оплаты труда обозначенных групп работников сможет решить эту проблему.

В общем виде расчёт указанной нормы можно представить в виде следующей формулы:

где  R - величина процентного разброса;

Smax - максимальная сумма оплаты труда (включая премии) на руки по всем категориям работников;

Smin - минимальная сумма оплаты труда (включая премии) на руки по всем категориям работников.

Ориентировочно пограничное значение нормы должно быть равным 300-400%, не более. Точное же значение можно будет установить в ходе дальнейшей разработки идеи.

В случае  реального создания и принятия федерального закона о введении указанной норм для бюджетных учреждений Российской Федерации, перед государством сразу же встанет проблема необходимости организации контроля за её соблюдением. Как известно, обслуживанием бюджетных учреждений Казначейство России занимается в лице своих территориальных подразделений - Управлений и Отделений. Через них, в свою очередь, проходит документация по оплате труда в таких учреждениях (хотя и не детализировано - одной общей суммой, без реестров). Если же закрепить за казначейством обязанность проверки реестров оплаты труда на соответствие вышеуказанным нормам (в качестве дополнительной функции предварительного финансового контроля) - проблема вполне может быть решена. Для этого просто необходимо будет дополнить полномочия Отделений Федерального Казначейства указанной функцией, а бюджетные учреждения обязать подавать им информацию о суммах оплаты труда в детализованном виде.

Пример № 2: Как известно, в системе надзора за обоснованным и эффективным расходованием бюджетных средств немаловажную роль играет общественный контроль. В развитых зарубежных странах (прежде всего, в США) общественный контроль за исполнением государственных бюджетов развивался долгие годы, что позволило ему стать обособленным  и самодостаточным элементом системы бюджетного контроля. В нашей же стране указанная сфера развита довольно слабо, и можно сказать, что сегодня она находится в зачаточном состоянии. Конечно, имеются отдельные примеры попыток создания нормативной и институциональной базы для развития общественных организаций, осуществляющих функции некоего «народного контроллёра», однако единой общегосударственной тенденции не наблюдается.

Одним из вышеуказанных примеров является создание действующего с 2012 года открытого «Официального сайта Российской Федерации для размещения информации об учреждениях» (http://bus.gov.ru/). На данном ресурсе предполагается выкладывать на открытое обозрение информацию о финансовом состоянии бюджетных учреждений: сведения о предоставляемых ими услугах, имуществе, плановых и фактических показателях деятельности. В силу же специализированности предоставляемых данных (это выписки из отдельных документов бухгалтерской и финансовой отчётности) а также относительной неразвитости российского общественного контроля имеется подозрение, что работа сайта вряд ли приведёт к достижению чётко выраженного положительного эффекта.

Идея состоит в том, чтобы временно добавить в число полномочий Отделений Федерального Казначейства функцию написания аналитических отчётов по результатам проверки и анализа данных, выложенных на сайт бюджетополучателями, находящимися в их ведении. Если общество, в силу различных причин, пока не в силах выполнять такого рода контроль -вполне логично на время его формирования и развития передать данную функцию государственному органу.

 Указанные отчёты предлагается публиковать на том же сайте, они должны будут давать краткую и понятную характеристику тем изменениям, которые произошли в деятельности конкретного бюджетополучателя за квартал (или полугодие), а также их положительный / отрицательный контекст. В результате любой посетитель сможет не только увидеть финансовые и имущественные показатели интересующей его организации, но и ознакомиться с их толкованием.

Представленные примеры расширения функций Федерального Казначейства являются наглядной иллюстрацией того, каким образом может быть реализован потенциал этой федеральной службы в сфере финансового контроля. Положение и роль этой структуры в бюджетной системе РФ, развитая информационная система и хорошо сформированный кадровый состав позволят реализовать весьма широкий спектр функций государственного бюджетного контроля. Необходимы лишь соответствующие законодательные инициативы.

Список использованных источников

  1. О Федеральном казначействе: Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 № 669 // Собрание законодательства РФ - 2006. - № 36. - Ст. 1.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. от 27.06.2011) // Собрание законодательства РФ - 2011. - № 24. - Ст. 267.
  3. О Федеральном казначействе: Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 № 669 // Собрание законодательства РФ - 2006. - № 36. - Ст. 5.14
Просмотров работы: 25