Сегодня компания Danone одна из самых успешных в отрасли молочной продукции, детского питания, питьевой воды и печенья, во всем мире она занимает первые и вторые места, продукция компании продается в 120 странах мира, а производство налажено в 60-и из них. В России Danone появился в 1992 году, тогда был открыт первый фирменный магазин Danone. Сначала продукция компании экспортировалась в Россию из других стран, но позже Danone открыла свой первый завод в Тольятти. С 1992 года Danone успешно развивается и постоянно завоевывает новых потребителей. Покупатели ценят продукцию компании Danone за отличное качество, широкий ассортимент товара и за приемлемые цены.
Целью Danone является производство такой продукции, которая будет доступна всем слоям населения. Для выхода на рынок России компания, в основном, внедряла те же стратегии, что и на рынки других стран, но учитывая особенности нашей страны, некоторые стратегии были адаптированы специально для нее. Благодаря стратегии активного развития сегодня компания Danone № 1 в мире по производству и продаже свежих молочных продуктов; бутилированной минеральной воды; № 2 в мире по производству и продаже сладкого печенья; детского питания.
Каждый день в мире потребляется 69 миллионов упаковок йогуртов, 75 миллионов литров минеральной воды и 68 миллионов упаковок печений, произведенных Danone.[1] За этими цифрами стоят крупные инвестиции в развитие высоких технологий, исследования в области здорового питания и сельского хозяйства и, конечно, труд тысяч людей. Достаточно сказать, что численность сотрудников компаний Danone во всем мире превышает 92 000 человек. На данный момент большая часть продукции, продаваемой в России - а это около 150 000 тонн кисломолочной продукции в год - производится на российских предприятиях Danone.
История компании Danone началась более 100 лет назад. В 1908 году Мечниковым была предложена гипотеза о полезных свойствах болгарской палочки, входящей в состав йогурта. Главным поставщиком Danone была лаборатория Мечникова в парижском Институте Пастера. Именно оттуда компания получала знаменитую болгарскую палочку и некоторые другие ингредиенты. Именно так началась история будущей многонациональной корпорации Danone.
В настоящее время существуют четыре основных направления дальнейшего развития компании. В первую очередь это свежие молочные продукты и питание для детей. Затем идут печенье и минеральная вода. Именно эти направления заложены в стратегии концерна, и на всех четырех рынках Danone занимает лидирующие позиции. Самые известные на постсоветском пространстве продукты это «Активиа», «Растишка», Actimel, Danette, «Даниссимо», минеральные воды Aqua и Evian.
На диаграмме показаны ведущие отрасли компании Danone.
Целью Danone является разработка здоровых продуктов питания для максимального количества людей. Миссия "Группы Danone" - обеспечить как можно большее число людей полезными продуктами питания и напитками, которые помогут им заботиться о своём здоровье на протяжении всей жизни. Компания позиционирует себя как высокотехнологичного производителя полезных для здоровья продуктов, заботящегося не только о здоровье своих покупателей, но и об окружающей среде.
Компания представлена в более чем 120-ти странах, а производство расположено более чем в 60-ти. Цели интернационализации компании можно обозначить следующие:
Главное для Danone в России - это рост. Потребление кисломолочной продукции россиянами растет и компания ожидает еще большего увеличения своей доли на рынке России.
На основании горизонтального анализа бухгалтерского баланса проанализируем изменения показателей за некоторый период, в нашем случае 2009- 2010 года. Ниже представлена таблица 1, показывающая прирост показателей Danone в 2010 году.
Таблица 1. Горизонтальный анализ
|
|
|
Горизонтальный анализ |
Активы |
2009 |
2010 |
|
текущие активы |
|
|
|
наличные средства 1А |
644 |
1054 |
163,66 |
реализуемые ценные бумаги 1А |
454 |
1111 |
244,71 |
счета дебеторов 2А |
2327 |
2692 |
115,69 |
запасы 3А |
765 |
975 |
127,45 |
краткосрочные финансовые вложения 1А |
41 |
24 |
58,54 |
прочие оборотные активы |
176 |
39 |
22,16 |
общие текущие активы |
4407 |
5895 |
133,76 |
внеоборотные активы |
|
|
|
нематериальные активы 4А |
14485 |
16033 |
110,69 |
собственность,здания и сооружения 4А |
3180 |
4032 |
126,79 |
инвестиции в ассоциированные компании |
805 |
947 |
117,64 |
инвестиции в неконсолидированные компании |
521 |
125 |
23,99 |
долгосрочные финансовые вложения 4А |
27 |
42 |
155,56 |
прочие внеоборотные активы |
261 |
374 |
143,30 |
отложенные налоговые активы |
621 |
651 |
104,83 |
общие внеоборотные активы |
19900 |
22204 |
111,58 |
ОБЩИЕ АКТИВЫ |
24307 |
28099 |
115,60 |
|
|
|
|
Пассивы |
2009 |
2010 |
|
капитал и резервы |
|
|
|
уставный капитал |
162 |
162 |
100,00 |
добавочный капитал |
3596 |
3627 |
100,86 |
нераспределенная прибыль |
8437 |
9344 |
110,75 |
собственные акции, выкупленные у акционеров |
(1027) |
(1216) |
118,40 |
резервный капитал |
(613) |
23 |
103,752 |
доля меньшинства |
54 |
47 |
87,04 |
общий капитал и резервы 4П |
10609 |
11987 |
112,99 |
долгосрочные обязательства |
|
|
|
займы и кредиты 3П |
6092 |
6946 |
114,02 |
резервы предстоящих расходов 3П |
219 |
248 |
113,24 |
отложенные налоговые обязательства 3П |
937 |
1172 |
125,08 |
другие долгосрочные обязательства 3П |
594 |
543 |
91,41 |
общие долгосрочные обязательства |
7842 |
8909 |
113,61 |
краткосрочные обязательства |
|
|
|
кредиторская задолженность 2П |
1981 |
2417 |
122,01 |
другие краткосрочные обязательства 2П |
2173 |
2257 |
103,87 |
кредиты и займы 2П |
1702 |
2529 |
148,59 |
общие краткосрочные обязательства |
5856 |
7203 |
123,00 |
ОБЩИЕ ПАССИВЫ |
24307 |
28099 |
115,60 |
Необходимо отметить, что в активе баланса наибольший прирост имеют следующие статьи: реализуемые ценные бумаги, наличные средства, долгосрочные финансовые вложения. И наоборот, отрицательный прирост имеют: краткосрочные финансовые вложения, прочие текущие активы. Помимо выяснения направленности изменения всего баланса, следует выяснить характер изменения отдельных его статей и разделов, причем положительно оценивается увеличение в активе баланса денежных средств, ценных бумаг, краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, основных средств, капитальных вложений, нематериальных активов и производственных запасов, а в пассиве баланса - итога первого раздела. Как правило, отрицательной оценки заслуживает резкий рост дебиторской и кредиторской задолженности в активе и в пассиве баланса. Во всех случаях отрицательно оценивают наличие и увеличение по статьям «Непокрытые убытки» и «Резервы сомнительных долгов».
В балансе мы видим, что достаточно ощутимо увеличился размер запасов. Это можно оценивать как положительно, так и отрицательно. Этот прирост является положительным, если он обусловлен увеличением объема производства, но высокое количество запасов означает, что продукция или полуфабрикаты простаивают на складе и не приносят никакой прибыли компании.
Краткосрочные финансовые вложения у нас уменьшились больше чем вдвое. Это означает, что компания прекратила инвестировать в таком количестве какие-либо краткосрочные проекты. Это может означать что у компании нет свободных средств, что бы инвестировать в проекты, но если обратиться к долгосрочным финансовым вложениям, что мы видим что они увеличились на 55%, и следовательно, можно сделать вывод, что в 2010 году компания перенаправила свою инвестиционную деятельность и стала вкладывать свои средства на долгосрочную перспективу. Что касается прочих оборотных активов, в них входят активы, предназначенные для продажи. Чаще всего эти активы записывают во внеоборотные, но в балансе они отражены в оборотных активах, и резкое уменьшение их означает, что компания приняла решение такого рода активы реализовывать меньше, чем в 2009 году. К активам, предназначенным для продажи могут относиться запасы, материалы, сырье (статьи оборотных активов).
В общем, увеличение оборотных активов компании- хороший показатель, это означает, что она постепенно оправляется от мирового экономического кризиса, расширяется, покрывает свои затраты и увеличивает объемы своего производства.
Внеоборотные активы были приобретены на долгосрочные обязательства. В этом разделе увеличились (в 2010 году) практически все статьи, что связано так же с расширением компании. Статья «инвестиции в неконсолидированные компании» уменьшилась в 2010 году, это связано с тем, что эти инвестиции перестали приносить компании дивиденды и это стало для них невыгодным.
Что же касается пассивов, то основные изменения была в следующих статьях: общий капитал и резервы, отложенные налоговые обязательства, краткосрочные кредиты и займы. Самый значительный прирост составили как раз кредиты и займы компании на краткосрочный период. Возможно, это связано с увеличением производства в 2010 году, закупкой сырья и материалов, а так же с погашением других краткосрочных обязательств. Так же большие обязательства связаны с тем, что в 2010 году компания приобрела новые нематериальные активы, собственность, здания и сооружения.
Смотря на общую картину баланса, мы видим, что активы и пассивы компании в 2010 году возросли на 15,6%. Это, на мой взгляд, хороший прирост, потому что практически любая компания в период 2008- 2010 годы претерпевала трудности из-за финансового кризиса.
Следующим шагом анализа бухгалтерского баланса компании является вертикальный анализ (таблица 2).
Таблица 2. Вертикальный анализ
|
|
|
Вертикальный анализ
|
|
Активы |
2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
текущие активы |
|
|
|
|
наличные средства 1А |
644 |
1054 |
2,65 |
3,75 |
реализуемые ценные бумаги 1А |
454 |
1111 |
1,87 |
3,95 |
счета дебиторов 2А |
2327 |
2692 |
9,57 |
9,58 |
запасы 3А |
765 |
975 |
3,15 |
3,47 |
краткосрочные финансовые вложения 1А |
41 |
24 |
0,17 |
0,09 |
прочие оборотные активы |
176 |
39 |
0,72 |
0,14 |
общие текущие активы |
4407 |
5895 |
18,13 |
20,98 |
внеоборотные активы |
|
|
|
|
нематериальные активы 4А |
14485 |
16033 |
59,59 |
57,06 |
собственность,здания и сооружения 4А |
3180 |
4032 |
13,08 |
14,35 |
инвестиции в ассоциированные компании |
805 |
947 |
3,31 |
3,37 |
инвестиции в неконсолидированные компании |
521 |
125 |
2,14 |
0,44 |
долгосрочные финансовые вложения 4А |
27 |
42 |
0,11 |
0,15 |
прочие внеоборотные активы |
261 |
374 |
1,07 |
1,33 |
отложенные налоговые активы |
621 |
651 |
2,55 |
2,32 |
общие внеоборотные активы |
19900 |
22204 |
81,87 |
79,02 |
ОБЩИЕ АКТИВЫ |
24307 |
28099 |
100,00 |
100,00 |
|
|
|
|
|
Пассивы |
2009 |
2010 |
|
|
капитал и резервы |
|
|
|
|
уставный капитал |
162 |
162 |
0,67 |
0,58 |
добавочный капитал |
3596 |
3627 |
14,79 |
12,91 |
нераспределенная прибыль |
8437 |
9344 |
34,71 |
33,25 |
собственные акции, выкупленные у акционеров |
(1027) |
(1216) |
-4,23 |
-4,33 |
резервный капитал |
(613) |
23 |
-2,52 |
0,08 |
доля меньшинства |
54 |
47 |
0,22 |
0,17 |
общий капитал и резервы 4П |
10609 |
11987 |
43,65 |
42,66 |
долгосрочные обязательства |
|
|
|
|
займы и кредиты 3П |
6092 |
6946 |
25,06 |
24,72 |
резервы предстоящих расходов 3П |
219 |
248 |
0,90 |
0,88 |
отложенные налоговые обязательства 3П |
937 |
1172 |
3,85 |
4,17 |
другие долгосрочные обязательства 3П |
594 |
543 |
2,44 |
1,93 |
общие долгосрочные обязательства |
7842 |
8909 |
32,26 |
31,71 |
краткосрочные обязательства |
|
|
|
|
кредиторская задолженность 2П |
1981 |
2417 |
8,15 |
8,60 |
другие краткосрочные обязательства 2П |
2173 |
2257 |
8,94 |
8,03 |
кредиты и займы 2П |
1702 |
2529 |
7,00 |
9,00 |
общие краткосрочные обязательства |
5856 |
7203 |
24,09 |
25,63 |
ОБЩИЕ ПАССИВЫ |
24307 |
28099 |
100,00 |
100,00 |
Рассмотрим активы компании. Необходимо отметить, что, в основном, показатели 2009 года и 2010 не сильно отличаются, поэтому вертикальный анализ будет проведен в общем, а не по каждому году отдельно. Внеоборотные активы занимают наибольшую долю в общей сумме активов, в частности, нематериальные активы. К нематериальным активам в основном относятся патенты, лицензии, торговые марки. Если посмотреть на количество заводов компании, ассортимент продукции, то станет понятно, почему такие средства тратятся на нематериальные активы. Но если посмотреть на 2010 год, количество нематериальных активов снизилось на 2,5%, это может быть связано с некоторым снижением покупательной способности потребителей из-за изменения благосостояния в 2008-2010 годах, а так же, вследствие ухудшения финансового состояния самой компании.
Хорошим показателем является небольшая доля запасов в общей сумме активов, это означает, что на их содержание и хранение не тратится большое количество денег, а изменения в 2010 году по сравнению с 2009 незначительные (всего 0,32%).
Судя по данным вертикального и горизонтального анализа можно сделать выводы, что за исключением некоторых показателей, резких изменений не было в 2009-2010 годах, что может быть хорошим знаком, так как не было ни резких скачков ни падений.
Далее, необходимо проанализировать Отчет о прибылях и убытках, используя таблицу 3.
Таблица 3. Горизонтальный и вертикальный анализ
отчет о прибылях и убытках |
|
|
Горизонтальный анализ |
Вертикальный анализ |
|
миллионы евро |
2009 |
2010 |
|
2009 |
2010 |
объем продаж |
14982 |
17010 |
113,54 |
100,00 |
100,00 |
производственные затраты |
6749 |
7959 |
117,93 |
45,05 |
46,79 |
валовая прибыль |
8233 |
9051 |
109,94 |
54,95 |
53,21 |
общефирменные расходы |
5939 |
6473 |
108,99 |
39,64 |
38,05 |
прибыль от деятельности |
2294 |
2578 |
112,38 |
15,31 |
15,16 |
прибыль до вычета налогов |
2022 |
2489 |
123,10 |
13,50 |
14,63 |
налог на прибыль |
424 |
576 |
135,85 |
2,83 |
3,39 |
прочие доходы/расходы |
(272) |
(89) |
132,72 |
-1,82 |
-0,52 |
прибыль после вычета налогов |
1598 |
1913 |
119,71 |
10,67 |
11,25 |
нераспределенные доходы/расходы |
(77) |
121 |
257,43 |
0,52 |
0,71 |
чистая прибыль |
1521 |
2034 |
133,73 |
10,15 |
11,96 |
Горизонтальный анализ. Судя по полученным показателям можно заметить, что по сравнению с 2009 годом, в 2010 году на 13,54% увеличился объем продаж, как было замечено раньше, это связано с постепенным выходом из кризиса, с расширением производства и с грамотной политикой предприятия. Следует заметить, что общефирменные расходы увеличились всего на 8,99%, следовательно, руководство компании эффективно использует свои средства. Так же сильно изменилась сумма налога на прибыль, это связано с тем, что ставки данного налога в странах базирования компании изменились. Заключительный показатель- чистая прибыль, мы видим, что она увеличилась на 33,73% процента. Увеличение данного показателя очень хорошо сказывается на деятельности предприятия, мы видим, что спрос на продукцию увеличивается и увеличивается объем продаж, а значит будет расти и чистая прибыль, предприятия будет расширяться, использовать дополнительные новейшие технологии для производства качественной продукции для различных стран и слоев населения.
По вертикальному анализу можно наглядно увидеть какую долю занимает в выручке чистая прибыль предприятия. Разница в 2009 и 2010 годах составляет 1,810%, что составляет примерно 513 миллионов евро, я считаю, что это существенное изменение чистой прибыли за один год. Наибольший вес в общей сумме имеют производственные затраты, то есть себестоимость продукции, а именно 45,05% и 46,79% (соответственно потребителям поставляется продукция компании более чем с 50% наценкой). Так же играют важную роль общефирменные расходы, и мы можем заметить, что компания должна уменьшать эти расходы, и в 2010 году они хоть немного, но уже уменьшились на 1,59%.
Проанализировав бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, можно сделать следующие выводы:
[1] http://www.prokredo.ru/partners_details.php?id=8
[2] http://www.bibliotekar.ru/biznes-40/93.htm