Реальные и потенциальные угрозы экономической безопасности России в 21 веке - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Реальные и потенциальные угрозы экономической безопасности России в 21 веке

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема экономической безопасности достаточно актуальна  в России с начала 90-х годов, то есть с момента распада Советского Союза. Это вполне естественно, так как создание нового государства сопровождается развалом старых институтов и созданием новых. Но как известно, этот процесс очень долгий и требующий больших затрат. Соответственно, в этом периоде страна находится в переходном состоянии и достаточно уязвима.  До сих пор правительство Российской Федерации не может вывести страну на тот уровень, который помнят бывшие советские граждане.

 К большому сожалению, сегодня сложилась такая геополитическая ситуация, в которой большинство государств не хочет видеть нашу страну процветающей и занимающей лидирующие позиции в мире. Но вопрос взаимоотношений государств на мировом уровне достаточно сложен и зачастую носит субъективный характер.  Изучение внутренних угроз экономической безопасности является актуальным для любого государства в любое время, так как длительное сохранение внутренних угроз без проведения эффективной экономической политики делает страну более уязвимой для внешних угроз, поэтому именно их изучению посвящена наша статья.

Под внутренними угрозами понимают, неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов[1].

Все угрозы, перечисленные, в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, являются внутренними. Это:

  1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности;
  2. Деформированность структуры российской экономики;
  3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов;
  4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности.[2]

Существуют различные классификации угроз экономической безопасности, но нас в данной статье интересует разделение их на потенциальные и реальные. На наш взгляд,  такая классификация наиболее важно для рассматриваемого вопроса, потому что разделение внутренних угроз на реальные и потенциальные позволяет понять, что реальные угрозы требуют немедленных мер со стороны правительства, а потенциальные - мер по недопущению их развития в реальные. Стоит отметить, что угрозы в контексте триады безопасности постоянно трансформируются: в течение короткого времени они могут превращаться из реальных в потенциально деструктивные и наоборот.

Потенциальные угрозы существуют длительное время (практически всегда) и обусловлены долговременными факторами геополитического положения страны. Соответственно, реальными или, как их еще называют, актуальными они становятся в связи с общим кризисным состоянием внутренней среды, обострением внутренних и внешних противоречий.[3]

Разумеется, в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации все перечисленные угрозы являются потенциальными. Следовательно, основной задачей нашей статьи является определение реальных угроз из перечня Государственной стратегии. К большому сожалению, все выше перечисленные угрозы можно в какой-то мере отнести к реальным. Но все же мы рассмотрим, на наш взгляд, самые острые - это увеличение имущественной дифференциации населения, повышение уровня бедности и деформированность структуры российской экономики.  Первая определяется следующими факторами:

  • расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных;
  • увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней;
  • рост безработицы;
  • задержка выплат заработной платы, остановка предприятий.[4]

Разберемся теперь подробнее.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума во II квартале 2011г. составила в целом по России 19,5 млн.человек (или 13,8% в общей численности населения). Относительно I квартала 2011 эта численность сократилась на 3,4 млн. человек. Однако по сравнению с количеством малоимущих в 2010 году их численность возросла. К примеру, I квартал 2010 - это 20,6 млн. человек против 22,9 млн. в I квартале 2011 года.[5]

Эксперты Росстата поясняют, что численность малоимущих в России "в значительной степени" обусловлена высокими темпами роста стоимости потребительской корзины. По данным Росстата если во втором квартале 2010 года стоимость потребительской корзины в России составляла 5625 рублей, то в этом году она увеличилась до 6505 рублей на человека в месяц.

В это же время по версии Российского Forbes, в 2011 году количество миллиардеров в России выросло в полтора раза. В число богатейших бизнесменов вошли 200 отечественных предпринимателей. В предыдущие годы список состоял из приблизительно 100 человек. Совокупное богатство попавших в первую сотню состоятельных россиян составляет $432 млрд., всего списка - $499 млрд. Список богатейших россиян возглавляют владельцы крупных металлургических и нефтяных компаний. Однако в него также вошли 18 членов Федерального Собрания РФ - десять депутатов Госдумы и восемь сенаторов.

Также одним из показателей дифференциации доходов населения является кривая Лоренца (рис.1). Она отражает реальное распределение доходов между семьями страны, позволяет наглядно сравнивать, как меняется распределение доходов семей в одной и той же стране в различные годы.

Из графика видно, что доходы распределены не равномерно и ситуация ухудшилась относительно 2004 года, так как линия фактического распределения общего объема денежных доходов 2009 года еще больше приближена к оси абсцисс.

Возвращаясь к вопросу бедности стоит отметить, что она более вероятна среди сельского населения. Согласно оценкам, около 30,4 процента сельского населения живет в бедности, против 15,7 процента городского населения, живущего в бедности. Население небольших и удаленных городов подвержено большему риску бедности, чем население крупных городов. Согласно оценкам, Москва имеет крайне небольшую долю бедных - 6,6 процента, -  в сравнении с уровнем бедности других городов, составляющем 17 процентов.[6]

Индекс риска бедности по населенным пунктам с различной численностью населения в 2010 г (рис.2).

На рисунке 2 представлена гистограмма, которая подтверждает утверждение, что риску бедности подвержено сельское население.

Еще один важный фактор - это уровень безработицы. На 2010 год из общего числа экономически активного населения (75439,92 тыс. человек) 5636,3 тыс. человек являются безработными.

Если проследить динамику уровня безработицы, то можно сказать что относительно 2009 года он понизился, а вот сравнительно с  периодом 2005- 2008 год - вырос (см. таблицу 1).

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Российская Федерация

10,6

9,0

7,9

8,2

7,8

7,2

7,2

6,1

6,3

8,4

7,5

Уровень безработицы населения в Российской Федерации, в среднем за год (%)(табл. 1).

Что касается еще одного важного фактора - задержка выплат заработной платы, то на 1 ноября 2011г., по сведениям организаций (не относящихся к субъектам малого предпринимательства), суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности составила 2427 млн.рублей и по сравнению с 1 октября 2011г. увеличилась на 38 млн.рублей (на 1,6%).

Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 ноября 2011г. составила 2383 млн.рублей, или 98,2% общей суммы просроченной задолженности. По сравнению с 1 октября 2011г. она увеличилась на 13 млн.рублей (на 0,5%). Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней составила 44 млн.рублей и увеличилась по сравнению с 1 октября 2011г. на 25 млн.рублей (в 2,4 раза), в том числе задолженность из федерального бюджета составила 37 млн. рублей (увеличение на 24 млн.рублей, или в 2,9 раза), бюджетов субъектов Российской Федерации - 2 млн.рублей(снижение на 2 млн.рублей, или на 47,1%), местных бюджетов - 5 млн.рублей (увеличение на 3 млн.рублей, или в 2,5 раза) (см. рис.3).

В целом в 2011 году отмечена тенденция снижения уровня просроченной задолженности по заработной плате. По сравнению с показателем января 2010 года (4119 млн. рублей), уровень задолженности снизился на 1730 млн. рублей или на 42 %.

Вторая  угроза - деформированность структуры российской экономики.

Она обусловлена такими факторами как:

  • усиление топливно-сырьевой направленности экономики;
  • отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;
  • низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;
  • свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности;
  • подрыв научно-технического потенциала России;
  • завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;
  • приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;
  • рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

Каждый фактор - предмет особого анализа и изучения, а потому коротко остановимся на некоторых из них.

Уже давно не секрет, что российская экономика носит ярко выраженный сырьевой характер. Почти половина экспорта составляют топливно-энергетические ресурсы. Для примера, скажем, доля машин и оборудования в российском экспорте составила в 2008 году 4,9%, а минеральные ресурсы - 69,7%. Имеет место чрезвычайная эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, вывоз огромного количества продукции добывающих отраслей.

Что касается второго фактора, то для России, обладающей богатейшими природными ресурсами, проблема эффективного и рационального использования богатств недр остается актуальной и по сей день, в современных условиях она особо обострилась, что предопределяется прежде всего тем значением, которое придается вопросам поиска и разведки полезных ископаемых (нефти и газа), добычи и использования природных ресурсов. Можно определенно сказать, что все десять пореформенных лет Россия проедала минерально-сырьевую базу, созданную ранее. Более половины эксплуатируемых сегодня месторождений нефти было открыто в 1975-1991 гг., а газа - в 1980-1991 гг.

В международных рейтингах глобальной конкурентоспособности наша страна занимает весьма низкие места. Имеются в виду, прежде всего, два наиболее известных рейтинга: рейтинг конкурентоспособности IMD (Международного института развития менеджмента, г. Лозанна, Швейцария) и Индекс глобальной конкурентоспособности WEF (Всемирного экономического форума). В рейтинге IMD за 2008 г., включающем 55 стран, наша страна заняла 47-е место.[7] В Индексе глобальной конкурентоспособности WEF за 2008 г., включающем 131 страну, Россия заняла 58-е место.[8] Если брать отдельные параметры, то Россия в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности входит в десятку лидирующих стран лишь по двум показателям: 1-е место по запасам сырьевых ресурсов (30 трлн. долл. США) и 7-е место по средней продолжительности школьного образования (10,5 лет). 

На примере химической промышленности можно показать динамику свертывания производства в жизненно важных отраслях экономики. По оценкам специалистов, объем выпуска основных видов продукции органического синтеза и автомашин снизился в 2 раза, производство полимерной химии (полистирола, синтетического каучука, синтетических волокон и нитей) снизилось на 75-80%, выпуск резинотехнических изделий упал в 2,6-3,8 раза. В 5-6 раз уменьшился объем инвестиций  . В итоге Россия переместилась по выпуску химической продукции с первых мест во вторую десятку стран-производителей.

Что касается состояния российской науки, то ситуация достаточно плачевная. Опыт передовых в технологическом отношении стран показывает, что доля государственных ассигнований на науку не может быть ниже 2% ВВП. К примеру, на 2007 год внутренние затраты на научные исследования в России составили 1,12%, тогда как в Израиле - 4,65%; в Японии - 3,39%; в США - 2,62% и т.д. [9] Еще один показатель - количество публикаций. Данные на 2007 год: удельный вес стран в общемировом числе публикаций в научных журналах, индексируемых в Web of science - Россия - 2,42%, это больше чем в Израиле (1,07%), но меньше чем в Индии (3,12%).

Рост импорта наблюдается по всем направлениям - от пищевых продуктов до продукции машиностроения. По данным таможенной статистики, в 2008 году доля импортных продуктов питания в России составляла более 40 процентов, а для двух столиц - более 70 процентов. Это ставит под угрозу продовольственную безопасность: доля импорта не должна превышать 20 процентов на внутреннем рынке. В среднем доля импорта во внутреннем потреблении превысила половину.

И последний фактор - внешний долг России,  включающий долги государственных органов, банков и компаний РФ, по предварительной оценке Банка России, на 1 января 2011 года составил $482 млрд. 976 млн. Таким образом, он увеличился на 3,4% по сравнению с показателем на аналогичную дату 2010 года, говорится в материалах ЦБ РФ.[10]

Предотвращение различных угроз экономической безопасности возложены президентом России на федеральные органы исполнительной власти. Существуют специальные постановления правительства в данной области  с перечнями мер, но, к большому сожалению, на сегодняшний день не ощущается их применение на практике.

Список Литературы:

  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Основные положения) одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 [Электронный ресурс]-режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/23.html
  2. Доклад по оценке бедности от 28 июня 2004: Отдел по борьбе с бедностью и управлению экономикой Регион Европы и Центральной Азии[Электронный ресурс] - режим доступа:  http://www.credit-union.ru/files/materials/17/PAR_062304_Rus.pdf
  3. ДОКТРИНА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ (ОДОБРЕНА УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 13 ИЮНЯ 1996 Г. N 884):[Электронный ресурс] - режим доступа: http://infopravo.by.ru/fed1996/ch04/akt17487.shtm
  4. Индикаторы науки:2009; Статистический сборник. - М.:ГУ-ВШЭ, 2009 - 352с.
  5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена Правительством РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р):[Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
  6. Коржов Г.В. "Экономическая безопасность России: внешние связи". М.: «Информдинамо, 1996 г.; стр.9.
  7. Лисичкин В.А. Россия под властью плутократии/ Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. - Алгоритм, 2003 - 290с.
  8. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы РФ. - М., 2009-210с.
  9. Осипов Г.В. Академия наук под ударом // Независимая газета: [Электронный ресурс] - 2001-режим доступа: http://www.ng.ru/ideas/2001-02-23/8_ran.html
  10. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1569 "О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608": [Электронный ресурс] - режим доступа: http://base.garant.ru/135355/#1000
  11. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы) (в ред.ПостановленияПравительства РФ от 06.06.2002 N 388): [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37089/?frame=1
  12. Сайт Государственного комитета статистики: [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.gks.ru/
  13. Сайт Центрального Банка Российской Федерации: [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.cbr.ru/
  14. Сорокин Д.Е. Проблемы конкурентоспособности России как национально-государственной целостности// Конкурентоспособность России в условиях глобализации. Под общ. ред. В.К.Егорова, С.В.Степашина. М.: Изд-во РАГС, 2006.
  15. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.10.2010 N 255-ФЗ "ОБ ИСПОЛНЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2009 ГОД" : [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.referent.ru/1/164724
  16. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. - М.: Дело, 2005. - 896 с.
  17. IMD. World Competitiveness Yearbook. 2008.
  18. The Global Competitiveness Report. World Economic Forum. 2007-2008.

[1] Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред.

В.К. Сенчагова. 2-е изд. - М.: Дело, 2005. - 77 с.

[2] ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Основные положения)одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 - http://www.scrf.gov.ru/documents/23.html

[3]  Коржов Г.В. "Экономическая безопасность России: внешние связи". М.: «Информдинамо, 1996 г.; стр.60.

[4] ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Основные положения) одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 - http://www.scrf.gov.ru/documents/23.html

[5] Федеральная служба Государственной статистики. "О соотношении денежных доходов населения  с величиной прожиточного минимума и численности  малоимущего населения в целом по Российской Федерации во II квартале 2011 года". - http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/211.htm

[6]Доклад по оценке бедности от  28 июня, 2004. Отдел по борьбе с бедностью и управлению экономикой Регион Европы и Центральной Азии. - http://www.credit-union.ru/files/materials/17/PAR_062304_Rus.pdf

[7] IMD. World Competitiveness Yearbook. 2008

[8] The Global Competitiveness Report. World Economic Forum. 2007-2008.

[9] Индикаторы науки:2009; Статистический сборник.-М.:ГУ-ВШЭ,2009 - 311с.

[10] Сайт Центрального Банка России - http://www.cbr.ru/statistics/print.asp?file=credit_statistics/debt_est.htm

Просмотров работы: 1635