Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.
Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения.
Целью наших исследований является выявление занятости рабочей силы в экономике страны, изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда.
В целом позитивные изменения в экономике привели к стабильности на рынке труда республики, а с начала 2011 г. сложилась определенная тенденция к его улучшению. По сравнению со среднегодовыми данными за 2010 г. численность занятого населения в 2011 г. оказалась выше на 0,5%. Общая численность безработных граждан по Республике Адыгея в 2010 году составила 20,4 тыс. чел., уровень общей безработицы в соответствии с методологией Международной организации труда - 9,8%. Численность зарегистрированных безработных в течение 2010 г. сократилась почти на 15%, составив на конец года 4,5 (табл. 1), а к середине 2011 г. - 4,2 тыс. чел. Уровень регистрируемой безработицы за этот же период снизился с 3,1 до 2,2% и по итогам первого полугодия 2011 г. сократился до 2,0% [1].
Коэффициент напряженности на рынке труда в 2010 г. в среднем по республике составил 1,6. В I полугодии 2011 г. данный показатель колебался в пределах 1,6-0,9 незанятых граждан в расчете на одну вакансию.
Таблица 1- Динамика численности зарегистрированных безработных и уровня регистрируемой безработицы в Республике Адыгея
Дата |
Численность |
Изменение числен. безработных (+/-), % |
Уровень |
01.01.2010 г. |
5267 |
|
2,5 |
01.02.2010 г. |
6001 |
+13,9 |
2,9 |
01.03.2010 г. |
6953 |
+15,9 |
3,4 |
01.04.2010 г. |
6611 |
- 4,9 |
3,2 |
01.05.2010 г. |
5452 |
-17,5 |
2,6 |
01.06.2010 г. |
4963 |
- 9,0 |
2,4 |
01.07.2010 г. |
4737 |
- 4,5 |
2,3 |
01.08.2010 г. |
4927 |
+ 4,0 |
2,4 |
01.09.2010 г. |
4541 |
- 7,8 |
2,2 |
01.10.2010 г. |
4473 |
- 1,5 |
2,2 |
01.11.2010 г. |
4660 |
+ 4,2 |
2,3 |
01.12.2010 г. |
4797 |
+ 2,9 |
2,4 |
01.01.2011 г. |
4496 |
- 6,3 |
2,2 |
За содействием в трудоустройстве и получением консультационных и других видов услуг в органы службы занятости Республики Адыгея в 2010 г. обратилось почти 50 тыс. чел., или 24,1% от численности экономически активного населения, в 2009 г. эта цифра составила 63,1 тыс. чел. Поставлены на учет в поисках подходящей работы 21,8 тыс. чел., в 2009 г.- 21,2 тыс. чел. Оценка профиля граждан, обратившихся в поисках подходящей работы, показала, что рабочие составили 39,7%; служащие - 19,3%; ранее не работавшие - 41,0%; женщины - 53,6%; граждане в возрасте 14-29 лет - 53,5% [1].
В то же время в структурном составе граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, снизилась доля граждан:
Следует отметить две категории граждан среди обратившихся, по которым существенно выросло процентное число обращений, при общем снижении количества обращений в поиске работы, это незанятые граждане и граждане, работавшие на должности специалиста или служащего.
Анализ показал, что уровень трудоустройства в течение всего 2010 г. составил 53,2% и ГУ ЦЗН городов и районов республики оказали содействие в трудоустройстве 11,7 тыс. чел. В I полугодии 2011 г. данный показатель увеличился и составил 54,7% от численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения с целью содействия в поиске подходящей работы.
Как показал анализ, в процессе выхода экономики республики из кризиса увеличивается спрос работодателей на рабочую силу, растет число вакансий на новые рабочие места. В предыдущем году в органы службы занятости поступили сведения от 1317 работодателей всех форм собственности и различных видов экономической деятельности о 25 тыс. вакансий, что значительно больше, чем в 2009 г. Потребность работодателей в рабочей силе за 2010 г. возросла в 2,6 раза. На 1 января 2011 г. в банке данных имелись сведения о 2780 вакантных местах, из которых 76,8% по рабочим специальностям и 75,9% - вакансии с оплатой выше прожиточного минимума по республике. Оценка показала, что из заявленных в 2010 г. вакансий 19,8% поступило от организаций образования; 16,3% - от организаций обрабатывающих производств; 12% - от организаций оптовой и розничной торговли; 8,3% - от строительных организаций и 4,2% - от организаций сельскохозяйственного производства. Наиболее востребованными профессиями и специальностями на рынке труда Республики Адыгея являются квалифицированные плиточники и бетонщики, газоэлектросварщики, электрики, водители, машинисты кранов, экскаваторов, медицинские сестры и врачи.
В числе важнейшего направления работы на рынке труда остается информационная работа с работодателями и гражданами.
В результате проводимой работы в течение 2010 г. государственной услугой по информированию о положении на рынке труда смогли воспользоваться более 43,2 тыс. чел., в том числе 6144 работодателя.
Однако, как показывает практика, на рынке труда республики имеют место достаточно серьезные проблемы. Прежде всего, это профессиональное и территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы; нехватка квалифицированных кадров; территориальная дифференциация безработицы и ее высокий уровень в сельской местности. В регионе каждый второй гражданин проживает в сельской местности, и большую часть сельского населения составляют лица трудоспособного возраста. Сельскохозяйственный труд крайне непривлекателен из-за низкой зарплаты, дискомфортных условий рабочих мест, быта. В результате происходят изменения в структуре безработных, что приводит к застойной безработице, потере квалификации [2].
Среди других важных региональных проблем занятости следует также выделить:
Решение проблем безработицы во многом зависит от проведения активной политики на рынке труда. Во-первых, она должна включать мероприятия, влияющие на предложение рабочей силы: подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы в соответствии с потребностями рынка труда, содействие в перемещении работников в масштабах территорий. Во-вторых, меры, влияющие на спрос рабочей силы: организацию общественных работ, содействие в развитии среднего и малого бизнеса с целью привлечения высвобождающейся рабочей силы, субсидирование занятости в частном секторе и на перепрофилированных предприятиях, поддержку самозанятости.
По каждому направлению деятельности службы занятости, по каждой программе содействия трудоустройству различных групп населения необходима выработка конкретного и гибкого механизма взаимодействия с социальными партнерами с определением наиболее эффективной формы сотрудничества. Только последовательная, совместная и согласованная деятельность всех субъектов социально-трудовых отношений позволит создать эффективный рынок труда, обеспечивающий работодателя рабочей силой необходимой квалификации, а работника - работой, соответствующей его возможностям, достойной заработной платой и приемлемыми условиями труда.
Список литературы