СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный менеджмент переживает настоящую революцию. Традиционные подходы к управлению привлекают внимание, прежде всего, к контролю над людьми, достижению стабильности и эффективности производства, использованию правил и процедур, созданию вертикальной структуры управления сотрудниками и достижению запланированных результатов (прибыли).

Компании в условиях конкуренции должны уделять внимание не только окружающей среде, но и внутренней. Важно выбрать такую стратегию, которая бы позволяла выживать в постоянно изменяющихся условиях.

Роль стратегического управления велика. Оно имеет большое значение, так как это сравнительно молодое, перспективное и необходимое направление в бизнесе. Это направление, постепенно вводимое в России, получило признание во всем мире. Изучая его, менеджеры смогут качественнее работать на рынке, правильно оценивая ситуацию и предпринимая необходимые для организации шаги.

Слово стратегия происходит от греческого «стратегос». Это означает «искусство генерала». Понятие берет свое начало из теории военного дела.

Стратегия - это программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению  им стратегических целей в любой области деятельности.[1; стр. 6]

Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Разработка идей стратегического  управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Graner (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. [2; стр. 29]

Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал, как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей,  осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и добиваться своей цели в долгосрочной перспективе».[4; стр. 56]

Объекты стратегического управления - коммерческие фирмы, страна, регион, город,  а так же университеты, малое предприятие, клуб любителей рыбалки и т.п.

Субъект стратегического управления - руководство организации, в некоторых организациях весь персонал.

Задачи стратегического управления:

  • преодоление кризисного состояния фирмы;
  • создание условий долгосрочного развития;
  • занятие лидирующего положения на рынке (в отрасли);
  • ориентация на реализацию видения будущего;
  • предположение о единстве компаний и окружающей среды, используемое при постановке основных целей и задач, создании программы их осуществления;
  • учет при формировании и выборе стратегий особенностей рынков, на которых та действует.

Принципы стратегического управления:

  1. Научность;
  2. Целенаправленность;
  3. Гибкость;
  4. Реализуемость;
  5. Системность;
  6. Адаптивность.

Система стратегического управления состоит из следующих основных этапов:

  1. Определение миссии организации. Миссия - это основная общая цель организации. смысл ее существования; миссия служит неким ориентиром, на который руководители основывают свои решения;
  2. Определение целей организации. Цели - некое желаемое состояние организации или ее элемента на определенный будущий период.
  3. Анализ внутренней и внешней среды.
  • Анализ внешних факторов:
  1. экономические факторы (темп инфляции, уровень занятости, эффективность налоговой системы и т.д.);
  2. политические факторы (в какой мере местные органы власти способствуют или препятствуют развитию бизнеса и т.п.);
  3. рыночные факторы (жизненный цикл различных изделий, возможность проникновения на данный рынок, уровень конкурентоспособности и т.п.);
  4. технологические показатели (показатели, характеризующие технологию производства, насколько она современна, безопасна, насколько соответствует мировым требованиям и т.п.);
  5. международные факторы;
  6. факторы конкуренции (удовлетворен ли конкурент своим положением, хочет ли он занять ваше положение и т.п.);
  • Анализ внутренних факторов:
  1. маркетинг (доля рынка, коэффициент конкурентоспособности продукции, ассортимент и разнообразие изделий, характер продвижения товара, реклама и т.д.);
  2. финансы (прибыль, рентабельность, наличие собственных основных и оборотных средств, дивиденды и т.д.);
  3. производство (текущее состояние оборудования, фондовооруженность, срок службы оборудования, износ оборудования  и др.);
  4. оценка трудовых ресурсов (возрастной состав, половозрастной, уровень образования, коэффициент текучести кадров, показатели выбытия и прироста и др.);
  5. оценка корпоративной культуры (обычаи, нравы и т.д.).

Внешнюю среду можно разделить на две самостоятельные системы: макроокружение (состояние экономики, природная среда, политические процессы и т.д.) и мезо - окружение (деловая среда - покупатели, поставщики, конкуренты).

4. Определение сильных и слабых сторон.

Руководство должно определить, обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться открывающимися возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить решение будущих проблем, связанных с внешними угрозами.

Для целей стратегического планирования в обследование рекомендуется включать 6 функциональных зон: маркетинг, финансы (бух. учет), производство, персонал, организационная культура и имидж организации.

Выявив сильные и слабые стороны и взвесив факторы по степени важности, руководство может определить функциональные зоны, требующие немедленного вмешательства или могущие подождать, а также те, на которые можно опереться при разработке и реализации стратегии предприятия.

5. Выбор стратегических альтернатив.

Перед руководством стоят 4 основные стратегические альтернативы:

1) стратегия ограниченного роста (характеризуется установкой целей от достигнутого в отраслях, которые характеризуются стабильностью технологий).

2) стратегия роста (предусматривает значительное (20% и более) превышение заданий над предыдущим годом). Различают:

  • стратегии концентрированного роста;
  • стратегии интегрированного роста;
  • стратегии диверсифицированного роста.

3) стратегия сокращения (Предполагает, что уровень цели устанавливается ниже  уровня предыдущего года).

4) стратегия сочетания трех вышеуказанных стратегий. (стратегия сочетания. Характерна для фирм с большим ассортиментом).

6. Выбор стратегии.

Факторы, влияющие на выбор стратегии:

  • Уровень риска, который руководство считает приемлемым для себя;
  • Знание прошлой стратегии;
  • Реакция владельцев;
  • Фактор времени.

7. Реализация стратегического плана.

Основными компонентами плана являются:

  1. Разработка тактики. Тактика - конкретные краткосрочные стратегии, тактика конкретизирует стратегию, она рассчитана на небольшой срок. Это удел среднего управленческого звена.
  2. Политика - общие ориентиры для действий и принятия решений, которые обеспечивают достижение цели. Она формулируется высшим руководством на длительный период и предохраняет руководство от принятия решений, продиктованных сиюминутными требованиями. Она позволяет сохранить постоянство цели.
  3. Процедура - описание действий, которые следует применять в конкретных ситуациях. Она предполагает использование прошлого опыта для будущих решений.
  4. Правила - указывают порядок действий в специфических ситуациях. Они указывают порядок действий в конкретной ситуации.

8. Оценка стратегии.

Это сравнение результатов работы с поставленными  целями.

Оценивать должно руководство, причем как количественными (производительность труда, емкость рынка и т.д.), так и качественными (способность привлечь квалифицированных специалистов, менеджеров и т.п.).

В наше время - время нестабильности окружающего мира, внешней среды и экономики, каждому руководителю необходимо знание стратегического управления.  Стратегическое управление очень сложный и трудоемкий процесс. Он в действительности требует сочетания жесткости и гибкости. Гибкость и творческий подход необходим для того, чтобы суметь увидеть все разнообразие возможностей, оценить их и сделать выбор. Но, выбрав направление, затем жестко выстраивать все системы организация для достижения желаемой цели. Это позволяет организации чутко реагировать на вызовы времени. Такая компания сможет оставаться «на плаву» даже в тяжелые времена.  

Список литературы:

  1. Аркатов А. Я. Стратегическое управление на предприятии промышленности строительных материалов: учебное пособие / А.Я. Аркатов, С.Н. Глаголев - Белгород: Издательство БГТУ, 2010 -159 стр.
  2. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник - 2-е издание, перераб. и допол. - М.: Экономистъ -2005 - 296 стр.
  3. Куприянов С.В. Менеджмент: учебное пособие / С.В. Куприянов, Е.Н. Чижова, А.А. Шаповалов и др. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2008. -195 стр.
  4. Лапыгин Ю.Н. Стратегическое развитие организации: учебное пособие / Ю.Н.Лапыгин; Д.Ю. Лапыгин, Т.А. Лагина, под ред. Ю.Н.Лапыгина -М.: КНОРУС, 2005 -288 стр.
  5. Томпсон мл., А. А., Стрикленд III, А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер.с англ. - М. Издательский дом «Вильямс», 2006. - 928 стр.
  6. http://www.stplan.ru/ - стратегическое управление и планирование.
Просмотров работы: 288