Компании в условиях конкуренции должны уделять внимание не только окружающей среде, но и внутренней. Важно выбрать такую стратегию, которая бы позволяла выживать в постоянно изменяющихся условиях.
Роль стратегического управления велика. Оно имеет большое значение, так как это сравнительно молодое, перспективное и необходимое направление в бизнесе. Это направление, постепенно вводимое в России, получило признание во всем мире. Изучая его, менеджеры смогут качественнее работать на рынке, правильно оценивая ситуацию и предпринимая необходимые для организации шаги.
Слово стратегия происходит от греческого «стратегос». Это означает «искусство генерала». Понятие берет свое начало из теории военного дела.
Стратегия - это программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности.[1; стр. 6]
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Graner (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. [2; стр. 29]
Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал, как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и добиваться своей цели в долгосрочной перспективе».[4; стр. 56]
Объекты стратегического управления - коммерческие фирмы, страна, регион, город, а так же университеты, малое предприятие, клуб любителей рыбалки и т.п.
Субъект стратегического управления - руководство организации, в некоторых организациях весь персонал.
Задачи стратегического управления:
Принципы стратегического управления:
Система стратегического управления состоит из следующих основных этапов:
Внешнюю среду можно разделить на две самостоятельные системы: макроокружение (состояние экономики, природная среда, политические процессы и т.д.) и мезо - окружение (деловая среда - покупатели, поставщики, конкуренты).
4. Определение сильных и слабых сторон.
Руководство должно определить, обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться открывающимися возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить решение будущих проблем, связанных с внешними угрозами.
Для целей стратегического планирования в обследование рекомендуется включать 6 функциональных зон: маркетинг, финансы (бух. учет), производство, персонал, организационная культура и имидж организации.
Выявив сильные и слабые стороны и взвесив факторы по степени важности, руководство может определить функциональные зоны, требующие немедленного вмешательства или могущие подождать, а также те, на которые можно опереться при разработке и реализации стратегии предприятия.
5. Выбор стратегических альтернатив.
Перед руководством стоят 4 основные стратегические альтернативы:
1) стратегия ограниченного роста (характеризуется установкой целей от достигнутого в отраслях, которые характеризуются стабильностью технологий).
2) стратегия роста (предусматривает значительное (20% и более) превышение заданий над предыдущим годом). Различают:
3) стратегия сокращения (Предполагает, что уровень цели устанавливается ниже уровня предыдущего года).
4) стратегия сочетания трех вышеуказанных стратегий. (стратегия сочетания. Характерна для фирм с большим ассортиментом).
6. Выбор стратегии.
Факторы, влияющие на выбор стратегии:
7. Реализация стратегического плана.
Основными компонентами плана являются:
8. Оценка стратегии.
Это сравнение результатов работы с поставленными целями.
Оценивать должно руководство, причем как количественными (производительность труда, емкость рынка и т.д.), так и качественными (способность привлечь квалифицированных специалистов, менеджеров и т.п.).
В наше время - время нестабильности окружающего мира, внешней среды и экономики, каждому руководителю необходимо знание стратегического управления. Стратегическое управление очень сложный и трудоемкий процесс. Он в действительности требует сочетания жесткости и гибкости. Гибкость и творческий подход необходим для того, чтобы суметь увидеть все разнообразие возможностей, оценить их и сделать выбор. Но, выбрав направление, затем жестко выстраивать все системы организация для достижения желаемой цели. Это позволяет организации чутко реагировать на вызовы времени. Такая компания сможет оставаться «на плаву» даже в тяжелые времена.
Список литературы: