Отраслевая структура малого предпринимательства в России с начала ее формирования характеризуется следующими статистическими данными: наибольший удельный вес занимают предприятия торговли и общественного питания (44,9%), промышленности (15,3%), строительство (15,3%) [1]. В региональном разрезе структура малого предпринимательства по данным Госкомстата такая же.
Среди малых предприятий торговой сферы более 30% являются убыточными. Средне-отраслевая рентабельность крайне низка и составляет 3,6%.
Среди комплекса разнообразных причин снижения эффективности функционирования торгового предприятия основной является несовершенство процессов «Складская и закупочная деятельность» и «Продвижение и продажи товара». В связи с этим совершенствование данных процессов, являющихся ключевыми в торговой деятельности, методом реинжиниринга позволит существенно повысить рентабельность деятельности торгового предприятия. Изложенное предопределяет актуальность темы исследования.
Целью данной работы является разработка модели управления рентабельностью малого торгового предприятия посредством совершенствования процессов «Складская и закупочная деятельность» и «Продвижение и продажи товара».
Поставленная цель предопределяет необходимость решения следующих задач:
Предметом исследования являются процессы совершенствования деятельности в сфере услуг в условиях рынка.
Объектом исследования является коммерческие частные торговые предприятия различных организационно-правовых форм.
В процессе данного исследования использовались такие общие научные методы, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, методы экономико-математического моделирования, технико-технологического и организационно-экономического проектирования.
Теоретическим и методологическим основанием настоящего исследования явились работы отечественных и зарубежных авторов по экономике и управлению народным хозяйством, методологии повышения эффективности бизнес-процессов в динамических условиях рынка.
Результатами исследования являются экономико-математическая модель повышения рентабельности деятельности торгового предприятия и рекомендации по совершенствованию основных бизнес-процессов: «Складская и закупочная деятельность» и «Продвижение и продажи товара».
При разработке экономико-математической модели в качестве базы была использована модель Дюпона, которая позволяет рассчитать несколько вариантов развития бизнеса в зависимости от выбранной стратегии, цены, кредитной политики и пр. факторов, оценить последствия принимаемого решения (рентабельность, потребность в заемных средствах, прибыль) и выбрать наиболее оптимальный сценарий [2]. В таблице 1 и на рисунке 1 отражены возможные варианты сценария на примере продуктовой группы «Колбасы».
Таблица 1
Объем продаж, шт. |
11 070 |
10 970 |
11 170 |
Цена за единицу продукции |
300 |
350 |
250 |
Помимо рассмотренных факторов рентабельность деятельности торговой организации в значительной степени определяется ассортиментом и номенклатурой реализуемой продукции.
Пересмотрев ассортимент предлагаемой торговыми предприятиями продукции и отказавшись или, наоборот, дополнив его, можно существенно повысить эффективность функционирования торгового предприятия. Рассмотрим это на примере продуктового магазина.
На рисунке 2 приведена динамика изменения чистой прибыли торговой организации, которая отражает тенденцию роста. В тоже время тенденции рентабельности инвестиций и собственного капитала, показанные на рисунках 3 и 4 соответственно, носят понижаемый характер.
ЛИТЕРАТУРА