Общий раздел методики анализа инвестиционной привлекательности компании.
Таблица 1 - Оценка положения на рынке
№ |
Объект оценки |
Критерий положительной оценки |
Балл |
1 |
Длительность работы на рынке |
Более двух лет |
5 |
2 |
Наличие конкуренции |
Отсутствие крупных конкурентов (доля которых по сравнению с объемом реализации составляет более 30%) |
3 |
3 |
Диверсификация продукции |
Широкий ассортимент продукции, различные направления сбыта (на внутреннем и внешнем рынке), уникальность продукции |
4 |
4 |
Доля рынка |
Положительная динамика по данным ретроспективного анализа |
5 |
5 |
Сезонность |
Отсутствие влияния данного фактора |
3 |
6 |
Сумма баллов |
х |
20 |
7 |
Максимальная сумма баллов |
х |
25 |
Как следует из приведенных данных по критерию положения на рынке ООО «Мебель А» является претендентом на лидерство.
Таблица 2 - Оценка деловой репутации
№ |
Фактор |
Критерий положительной оценки |
Балл |
1 |
Отзывы в средствах массовой информации |
Положительное |
5 |
2 |
Отзывы партнеров по бизнесу |
Положительное |
5 |
3 |
Наличие задолженности по оплате труда |
Отсутствует |
4 |
4 |
Репутация качества продукции |
Положительное |
4 |
5 |
Сумма баллов |
х |
18 |
6 |
Максимальная сумма |
х |
20 |
По второму критерию компания тоже имеет положительные характеристики среди поставщиков и заказчиков, отзывы и пресс-релизы в прессе. Качество продукции компании является высоким, размер рекламаций год от года снижается.
Таблица 3 - Оценка зависимости компании от крупных поставщиков и покупателей
№ |
Фактор |
Критерий положительной оценки |
Балл |
1 |
Зависимость от крупных поставщиков и покупателей |
Отсутствует |
4 |
2 |
Доля денежных средств в расчётах с покупателями |
Преобладает денежная форма расчетов |
5 |
3 |
Длительность хозяйственных связей |
Большая часть хозяйственных связей поддерживается с постоянными контрагентами |
5 |
4 |
Сумма баллов |
х |
14 |
5 |
Максимальная сумма |
х |
15 |
Таблица 4 - Оценка собственников компании
№ |
Фактор |
Критерий положительной оценки |
Балл |
1 |
Информация о собственниках компании |
Прозрачна |
5 |
2 |
Характер участия в управлении |
Участвуют в управлении |
5 |
3 |
Конфликт между собственниками и персоналом |
Информация о конфликтах отсутствует |
5 |
4 |
Сумма баллов |
х |
15 |
5 |
Максимальная сумма |
х |
15 |
Таблица 5 - Критерии уровня руководства компании
№ |
Фактор |
Критерий положительной оценки |
Балл |
1 |
Руководитель компании |
Прозрачность назначения на должность, наличие специального образования, стаж работы на руководящих должностях не менее трех лет, может влиять на принятие решений |
5 |
2 |
Устойчивость управленческого состава |
Стабильность, высокая квалификация кадров, хорошие рекомендации |
4 |
Продолжение таблицы 5
3 |
Нормативная база компании |
Наличие внутренней нормативной базы |
5 |
4 |
Организация планирования |
Наличие оперативных, стратегических и тактических планов, составляемых на постоянной основе |
5 |
5 |
Конфликт с налоговыми или государственными органами |
Отсутствие конфликтов и информации о них |
5 |
6 |
Сумма баллов |
х |
24 |
7 |
Максимальная сумма |
х |
25 |
Таблица 6 - Промежуточная оценка инвестиционной привлекательности компании на основе анализа ее качественных характеристик
№ |
Наименование группы |
Сумма баллов |
Вес группы |
Итоговая сумма |
1 |
Оценка положения на рынке |
20 |
0,2 |
4,4 |
2 |
Оценка деловой репутации |
18 |
0,2 |
3,6 |
3 |
Оценка зависимости от крупных покупателей |
14 |
0,2 |
2,8 |
4 |
Оценка собственников компании |
15 |
0,2 |
3,0 |
5 |
Оценка уровня руководства компании |
24 |
0,2 |
4,8 |
6 |
Итого |
91 |
х |
18,6 |
7 |
Максимально возможно |
100 |
х |
20 |
Данные, представленные в таблице 6, требуют следующего комментария. Значение весового коэффициента для каждой группы определяется на основе профессионального суждения аналитика. В нашем случае мы сочли все группы факторов одинаково значимыми, а потому всем им присвоили равные веса (X = 0,2).
Анализ информации, содержащейся в таблице 6, позволяет сделать вывод о том, что промежуточная оценка инвестиционной привлекательности компании «Мебель А» не является максимальной, что обусловлено потерей баллов по таким оцениваемым позициям, как «Оценка положения на рынке», «Оценка зависимости от крупных поставщиков и покупателей», «Оценка деловой репутации».
Следующим этапом анализа является анализ стратегической эффективности целевой компании. Для этого мы предлагаем использовать подход, основанный на применении коэффициента Спирмена.
Реализация стратегии сопровождается изменениями в сравнительной динамике экономических показателей, поэтому задача ее оценки состоит в измерении степени соответствия фактической структуры показателей нормативной. Фундаментом оценки деловой активности организации с учетом условий интенсивного типа развития являются чистая прибыль, прибыль от продаж, выручка от реализации, себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, а также показатели, характеризующие эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Нормативная система показателей (нормативный ряд) темпов роста показателей развития организации выглядит следующим образом:
ТRчп>ТRпп>TRвр>TRдз>ЕКcc>TRзп (1)
где ТR - темп роста показателя (%);
ЧП - чистая прибыль;
ПП - прибыль от продаж;
ВР - выручка от продаж;
ДЗ - дебиторская задолженность;
СС - полная себестоимость продаж;
ЗП - фонд заработной платы.
Нормативный ряд темпов роста показателей развития организации является базой для сравнения с фактическим рядом, который определяется в несколько этапов.
На первом этапе обобщаются абсолютные показатели финансово-экономической деятельности ООО «Мебель А» (таблица 7).
Таблица 7 - Финансово-экономические показатели деятельности ООО «Мебель А» за 2006-2009 год, т.р.
Год |
Чистая прибыль |
Прибыль |
Выручка от продаж |
Дебиторская задолженность |
Себестоимость |
Фонд ЗП |
2006 |
51376 |
91700 |
552875 |
158414 |
363006 |
18748 |
2007 |
33241 |
84797 |
582651 |
99182 |
497854 |
29568 |
2008 |
47139 |
121005 |
920560 |
168801 |
779555 |
57252 |
2009 |
64455 |
154565 |
874241 |
117816 |
637400 |
69357 |
Данные, представленные в таблице 7, не позволяют дать оценки деятельности анализируемой компании, поскольку являются трудносопоставимыми. Поэтому следующим шагом является выявление их динамики на основе определения темпов роста (таблица 8).
Таблица 8 - Темпы роста финансово-экономических показателей ООО «Мебель А» в 2007-2009 гг., %
Годы |
Чистая прибыль |
Прибыль от продаж |
Выручка |
Дебиторская задолженность |
Себестоимость |
Фонд ЗП |
2007 |
0,64 |
0,92 |
1,05 |
0,62 |
1,37 |
1,57 |
2008 |
1,41 |
1,42 |
1,57 |
1,70 |
1,56 |
1,93 |
2009 |
1,36 |
1,28 |
0,94 |
0,69 |
0,81 |
1,21 |
На основании полученных данных об изменении финансово-экономических показателей формируются их динамические ряды, которые сопоставляются с нормативным рядом (формула (1)) в целях определения коэффициента ранговой корреляции (таблица 9). Для расчёта данного коэффициента используется формула (2).
где d - разница между фактическим рейтингом показателя и нормативным;
n - число показателей (рангов) в динамическом ряду.
Таблица 9 - Фактические динамические ряды показателей финансово-экономической деятельности ООО «Мебель А»
Год |
ЧП |
ПП |
ВР |
ДЗ |
СС |
ФЗП |
Коэффициент корреляции Спирмена |
Нормативный ряд показателей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
х |
2007 |
5 |
4 |
3 |
6 |
2 |
1 |
-0,66 |
2008 |
6 |
5 |
3 |
2 |
4 |
1 |
-0,83 |
2009 |
1 |
2 |
4 |
6 |
5 |
3 |
0,60 |
Коэффициент может принимать значения в диапазоне [-1; 1].
Исходя из логики расчёта, однозначный вывод об эффективности стратегического развития компании можно делать в том случае, если коэффициент корреляции Спирмена равен единице (фактические динамические ряды показателей финансово-экономической деятельности совпадают с нормативными).
Однако на практике такая ситуация встречается редко, поэтому в рамках анализа инвестиционной привлекательности мы предлагаем следующую систему оценки уровня стратегической эффективности компании-цели, определяемой на основе расчёта коэффициента Спирмена (таблица 10).
Таблица 10 - Итоговая оценка уровня стратегической эффективности компании - объекта анализа
N п/п |
Критерии оценки |
Балл |
1 |
Коэффициент Спирмена = 1, причем, как показывает трендовый анализ, это устойчивая тенденция |
5 |
2 |
Коэффициент Спирмена находится в диапазоне [+0,5; +1] на протяжении всего исследуемого периода, показатели "чистая прибыль", "прибыль от продаж" не опускаются ниже третьей позиции в фактическом динамическом ряду |
4 |
3 |
Коэффициент Спирмена находится в диапазоне [0; +0,5], отсутствует четкая динамика показателей фактического ряда |
3 |
4 |
Коэффициент Спирмена находится в диапазоне [-0,5; 0]. Наблюдается значительный разброс показателей в фактическом динамическом ряду. Отсутствует четкая тенденция их изменения за исследуемый период |
2 |
5 |
Коэффициент Спирмена находится в диапазоне [-1; -0,5]; четкая тенденция за весь исследуемый период. Показатели "чистая прибыль", "прибыль от продаж", "выручка от продаж" замыкают динамический ряд (формула (1)) |
1 |
На основе данных таблицы 10 мы полагаем, можно сделать вывод о том, что стратегическая эффективность ООО «Мебель А» не является достаточной, однако, наблюдается улучшение динамики в 2009 гг. Наибольший разрыв - между фактическим и нормативным рангами показателя "чистая прибыль. Оценка стратегической эффективности ООО «Мебель А» составляет 2 балла.
Специальный раздел методики анализа инвестиционной привлекательности.
Мы полагаем, что для оценки общей эффективности деятельности целесообразно использовать метод матричного диагностического анализа, описанный А.А. Бачуриным. Суть - построение динамической матричной модели, элементами которой являются индексы основных показателей деятельности организации, объединенных в три группы: конечные, характеризующие результат деятельности (прибыль от продаж, выручка от продаж); промежуточные, характеризующие производственный процесс и его результат (себестоимость продаж); начальные, характеризующие объем используемых ресурсов (оборотные активы, основные средства, среднесписочная численность работников) (таблица 11).
Таблица 11 - Локальные элементы индексной матрицы эффективности деятельности целевой компании «Мебель А»
Показатели |
Прибыль от продаж, ПП |
Выручка от реализации, ВР |
Оборотные активы, ОА |
Основные средства, ОС |
Среднесписочная численность работников, ЧР |
ПП |
1 |
х |
х |
х |
х |
ВР |
ТР =1,35 |
1 |
х |
х |
х |
ОА |
ТР =1,16 |
ТР =0,86 |
1 |
х |
х |
ОС |
ТР =1,31 |
ТР =0,95 |
ТР =1,10 |
1 |
х |
ЧР |
ТР =1,19 |
ТР =0,88 |
ТР =0,93 |
ТР =1,03 |
1 |
Комплексная оценка эффективности производственно-хозяйственной деятельности целевой компании проводится на основе обобщающего показателя уровня эффективности по формуле средних арифметических индексов целевых элементов матрицы, представленной в таблице 1.
где К эффективности - показатель комплексной оценки эффективности производственно-хозяйственной деятельности целевой компании;
2 ΣTRi - удвоенная сумма всех показателей «темп роста показателя»;
n - число исходных параметров матрицы (в данном случае пять параметров).
Таблица 12 - Оценка эффективности деятельности целевой компании
Диапазон значений К эффективности |
Балл |
> 1 |
5 |
0,8 - 1 |
4 |
0,5 - 0,7 |
3 |
0,3 - 0,4 |
2 |
0,1 - 0,2 |
1 |
Коэффициент эффективности компании «Мебель А», рассчитанный по формуле (3), равен 1,07. Для компании «Мебель А» эффективность деятельности оценивается в 5 баллов.
Второй этап - оценка пропорциональности экономического роста на основе:
- «золотого правила» экономики: Темп роста прибыли от продаж > Темпа роста выручки от продаж > Темпа роста активов > 100%;
- расширенного соотношения (предложенного В.В. Ковалёвым и О.Н. Волковой): Темп роста чистой прибыли > Темпа роста прибыли от продаж > Темпа роста выручки от продаж > Темпа роста активов > Темпа роста среднегодовой величины заемных средств > Темпа роста среднегодовой краткосрочной кредиторской задолженности > Темпа роста среднегодовой дебиторской задолженности > Темпа роста среднегодовой долгосрочной дебиторской задолженности. С этой целью рассчитывают следующие коэффициенты.
1. Коэффициент прироста валюты баланса
где ВБ1, ВБ0 - валюта баланса соответственно отчетного и предыдущего периодов.
Для ООО «Мебель А» КВБ = ((893453 т.р - 844529 т.р.)/844529 т.р.).100 = 5,79%.
2. Коэффициент прироста выручки от реализации:
где В1, В0 - выручка от продаж соответственно отчетного и предыдущего периодов.
Для ООО «Мебель А» Кв = ((874241т.р. - 920560 т.р.)/920560 т.р.).100 = -5,03%.
3. Коэффициент прироста прибыли от продаж:
где ПП1, ПП0 - прибыль от продаж соответственно отчетного и предыдущего периода.
Для ООО «Мебель А» Кпп = ((154565 т.р. - 121005 т.р.)/121005 т.р.).100 = 27,73%.
Из расчетов видно, что для данного предприятия не соблюдается условие: КПП > КВ > КВБ, свидетельствующее об улучшении использования основных и оборотных средств предприятия, об интенсификации процесса производства. В нашем случае соблюдается только: КПП>Кв (27,73% > -5,03%).
Таблица 13 -Темпы роста финансово-экономических показателей компании «Мебель А»
Показатель |
Темпы роста показателей |
|
2008 г. |
2009 г. |
|
Чистая прибыль |
1,41 |
1,36 |
Прибыль от продаж |
1,42 |
1,27 |
Продолжение таблицы 13
Выручка от продаж |
1,57 |
0,94 |
Активы (среднегодовая величина) |
1,52 |
1,06 |
Среднегодовая величина заемного капитала |
1,19 |
1,39 |
Среднегодовая краткосрочная кредиторская задолженность |
1,43 |
1,22 |
Темп роста среднегодовой дебиторской задолженности |
1,70 |
0,69 |
Критерии оценки данных таблицы 13 представлены в таблице 14.
Таблица 14 - Ситуационный анализ пропорциональности экономического роста
Оценка соотношения «Золотого правила» |
Оценка для расширенного соотношения |
Балл |
Выполняется |
Выполняется |
5 |
Выполняется |
Не выполняется |
4,5-4 |
Не выполняется, однако темпы роста выше 100% |
Не выполняется, темпы роста выше 100% |
4,0-3,5 |
Не выполняется, однако темпы роста ниже 100% |
Не выполняется |
2 |
Не выполняется, однако темпы роста ниже 100% |
Не выполняется, устойчивая тенденция |
1 |
На основе данных табл. 16, 17 мы оцениваем пропорциональность экономического роста ООО «Мебель А» в 4 балла.
В таблице 15 проведём комплексную оценку финансовой устойчивости ООО «МебельА».
Таблица 15 - Комплексная оценка финансовой устойчивости ООО «Мебель А»
Показатель |
Формула расчёта |
Значение на конец года |
Норматив |
|
2008 |
2009 |
|||
Коэффициент независимости |
СК/ВБ |
0,33 |
0,38 |
>0,3 |
Доля заемных средств в стоимости имущества |
ЗК/ВБ |
0,09 |
0,12 |
<0,7 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
ДС/КП |
0,011 |
0,031 |
>0,2 |
Коэффициент промежуточного покрытия |
(ДС+КФВ+ДЗ)/КП |
2,00 |
1,79 |
>0,8 |
Коэффициент покрытия |
ОА/КП |
2,43 |
2,01 |
>2 |
Коэффициент ликвидности денежного потока |
|
1,07 |
1,08 |
>1 |
Коэффициент эффективности денежного потока |
|
0,013 |
0,011 |
>0.1 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
|
-0,22 |
-0,07 |
>0,1 |
Интегральная оценка |
- |
0,55 |
0,66 |
1,0 |
Х - стандартизованный относительно эталонного показатель, рассчитывается как соотношение рассматриваемого i-го показателя, расположенного в j-м столбце, и соответствующего ему показателя, принятого за эталон.
В таблице 16 представим показатели качества прибыли ООО «Мебель А».
Таблица 16 - Показатели качества прибыли, рассчитанные по данным ООО «Мебель А»
Индикатор |
Формула расчёта |
Значение на конец года |
Оценка качества прибыли |
|
2008 |
2009 |
|||
Рентабельность продаж |
ПП/ВР |
0,13 |
0,18 |
Улучшение показателя, несмотря на снижение показателя «выручка от продаж» |
Рентабельность продаж по чистой прибыли |
ЧП/ПР |
0,05 |
0,07 |
Улучшение показателя, рост качества прибыли |
Коэффициент платежеспособности |
ППД/ООД |
1,23 |
1,3 |
Тренд положительный, значение высокое, качество прибыли растет |
Производственный леверидж |
TRпп/TRвр |
0,96 |
1,37 |
Интенсивное использование производственных ресурсов |
Соотношение заемного и собственного капитала (финансовый леверидж) |
СК/ЗК |
2,02 |
1,6 |
Усиление зависимости от заемных средств |
Темп роста чистых активов |
(Показатель на н.п. - Показатель на к.п.) х 100% |
0,99 |
1,23 |
Увеличение показателя в динамике положительно |
Таблица 17 - Критерии для оценки показателей качества прибыли
Варианты сочетания показателей |
Баллы |
|
Рост показателей: рентабельность продаж, коэффициент платежеспособности, коэффициент укрепления платежеспособности при незначительной динамике показателей финансового и операционного левериджа. Рост показателя "чистые активы" |
5 |
|
Рост показателей: рентабельность продаж, коэффициент платежеспособности, коэффициент укрепления платежеспособности |
4 |
|
Темпы роста финансового риска опережают темпы роста показателей: рентабельность продаж, коэффициент платежеспособности, коэффициент укрепления платежеспособности. Незначительная динамика показателя "чистые активы" |
3 |
|
Отрицательная динамика показателей: рентабельность продаж, коэффициент платежеспособности, коэффициент укрепления платежеспособности при положительной динамике показателей риска. Сокращение показателя "чистые активы", рентабельность чистых активов |
2 |
|
Коэффициент платежеспособности сокращается, чистая прибыль |
1 |
|
На основе приведенных в таблице17 критериев мы оцениваем инвестиционную привлекательность компании в 4 балла.
Таблица 18 - Сводная таблица оценочных критериев для случая диверсификации
Группа показателей |
Оценка в баллах |
Весовой коэффициент |
Итоговая оценка (1 x 2) |
1. Общая эффективность деятельности |
5 |
0,25 |
1,25 |
2. Пропорциональность роста |
4 |
0,25 |
1,0 |
3. Финансовая устойчивость |
3,5 |
0,25 |
0,87 |
4. Качество прибыли и динамика чистых активов |
4 |
0,25 |
1,0 |
5. Итоговая сумма баллов |
16,5 |
х |
4,12 |
6. Максимальная сумма |
20 |
х |
5 |
7. Средний балл |
4,1 |
х |
х |
Анализ данных таблицы 16 позволяет сделать вывод о том, что на основе критериев, предложенных нами в качестве оценочных, для ситуации оценки инвестиционная привлекательности компании «Мебель А» оценивается в 4,12 балла, что соответствует уровню выше среднего. Наибольшее влияние на итоговый (для специального раздела методики) показатель оказал фактор низкой оценки финансовой устойчивости, что, в свою очередь, связано с отрицательной динамикой показателя собственные оборотные средства и усилением зависимости от заемных источников финансирования.
Для большей наглядности обобщим полученные в ходе проведения анализа результаты в виде итоговой таблицы (таблица 19).
Таблица 19 - Интерпретация результатов
N п/п |
Содержание |
Оценка в баллах |
Максимальный балл |
Источник информации |
1 |
Общий раздел |
|
||
2 |
Оценка положения на рынке |
4,4 |
5 |
Табл. 1 |
3 |
Оценка деловой репутации |
3,6 |
5 |
Табл. 2 |
4 |
Оценка зависимости от крупных поставщиков и покупателей |
2,8 |
5 |
Табл. 3 |
5 |
Оценка акционеров компании |
3,0 |
5 |
Табл. 4 |
6 |
Оценка уровня руководства компанией |
4,8 |
5 |
Табл. 5 |
7 |
Суммарный балл по стр. 2 - 5 (на основе весовых коэффициентов) |
18,6 |
22 |
Табл. 6 |
8 |
Оценка стратегической эффективности |
2,0 |
5 |
Табл. 9 |
9 |
Сумма баллов по общему разделу |
20,6 |
27 |
|
10 |
Специальный раздел |
|
||
11 |
Оценка эффективности деятельности |
5,0 |
5 |
Табл. 11 |
12 |
Пропорциональность экономического роста |
4 |
5 |
Табл. 14 |
13 |
Финансовая устойчивость |
3,5 |
5 |
Табл. 15 |
14 |
Качество прибыли, динамика чистых активов |
4 |
5 |
Табл. 16 |
15 |
Суммарный балл (на основе весовых коэффициентов) |
4,12 |
5 |
Табл. 18 |
16 |
Итоговая оценка инвестиционной привлекательности (стр. 9 + стр. 15) |
24,72 |
32 |
х |
Заключительным этапом анализа инвестиционной привлекательности компании «Мебель А» является контрольный раздел методики. Для того чтобы дать заключительную оценку уровню инвестиционной привлекательности компании-цели, предлагаем следующий алгоритм расчёта коэффициента инвестиционной привлекательности: итоговый коэффициент рассчитывается по формуле средневзвешенной арифметической:
х - стандартизованный показатель инвестиционной привлекательности
Рассчитывается по формуле:
где b - оценка частного показателя инвестиционной привлекательности ООО «Мебель А» (таблица 19, третий столбец), баллы;
bн - максимальный балл частного показателя инвестиционной привлекательности (в соответствии с системой оценки данной методики; таблица 19, четвёртый столбец).
На основе полученного значения Кип делается итоговое заключение об уровне инвестиционной привлекательности компании-цели (система критериев приведена в таблица 20).
Таблица 20 - Оценка инвестиционной привлекательности компании-цели
Диапазон значений инвестиционной привлекательности |
Характеристика |
Кип = 1 |
Компания является инвестиционно-привлекательной по всем анализируемым параметрам |
Кип = (0.8-0.9) |
Высокий уровень инвестиционной привлекательности. Следует выяснить по каким оценочным показателям не был получен максимальный балл |
Кип = (0.4-0.7) |
Удовлетворительный уровень инвестиционной привлекательности. Следует детально проанализировать показатели, по которым не был получен максимальный балл. Уровень риска возрастает. |
Кип = (0.2-0.3) |
Низкий уровень инвестиционной привлекательности. Высокие риски. |
Кип = (0.0-0.1) |
Компания не является инвестиционно-привлекательной. |
В результате для компании «Мебель А» коэффициент инвестиционной привлекательности равен 0,77, что на основе критериев, предложенных нами в таблице 20, соответствует удовлетворительному уровню инвестиционной привлекательности. Это говорит о том, что рассматриваемое нами предприятие занимает среднее положение по уровню инвестиционной привлекательности, и необходимо улучшить ряд показателей, рассмотренных нами в процессе анализа.
Библиографический список