АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕИМУЩЕСТВ МЕНЕДЖМЕНТА ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕИМУЩЕСТВ МЕНЕДЖМЕНТА ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях рыночных отношений в стране возрастает значимость человеческого фактора в производственной системе. Знания, квалификация, опыт, творческие, организаторские, предпринимательские, аналитические способности работников, а также креативность мышления рассматриваются, как основной ресурс получения конкурентных преимуществ организациями.

Персонал - совокупность юридически оформленных в организации физических лиц, принимающих участие в осуществлении хозяйственной деятельности, то есть это совокупность работников, состоящих с организацией юридическим лицом отношениях, регулируемых трудовым договором, и обладающих определенными качественными характеристиками, позволяющими обеспечивать достижение целей организации.

Управление персоналом - целенаправленная деятельность руководяще­го состава организации, а также руководителей и специалистов подразделе­ний системы управления персоналом, которая включает разработку концеп­ции и стратегии кадровой политики, закономерностей, принципов и методов управления персоналом.

Управление персоналом охватывает широкий спектр функций от прие­ма до увольнения работника:

  • это наем, отбор и прием персонала;
  • деловая оцен­ка персонала при приеме, аттестации, подборе;
  • профориентация и трудовая адаптация;
  • мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала и его использования;
  • организация труда и соблюдение этики деловых отноше­ний;
  • управление конфликтами и стрессами;
  • обеспечение безопасности персо­нала;
  • управление нововведениями в кадровой работе;
  • обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров;
  • управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением;
  • управление поведением персо­нала в организации;
  • управление социальным развитием;
  • высвобождение пер­сонала.

Управление персоналом организации предусматривает информацион­ное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводствен­ное обеспечение системы управления персоналом.

Целью управления персоналом является формирование работоспо­собных коллективов, в которых работники действуют с уче­том собственных интересов и во благо организации в целом.

К числу основных задач управления персоналом относят:

  • обеспечение организации высококвалифицированными кадрами, заинтересованными  в успешной деятельности предприятия;
  • эффективное использование мастерства и способностей персонала;
  • совершенствование мотивационных систем персонала;
  • повышение уровня удовлетворенности трудом всех категорий персонала;
  • развитие и поддержание  на высоком уровне системы обучения персонала;
  • сохранение благоприятного морального климата;
  • управление внутриорганизационным движением персонала к взаимной выгоде работников и администрации;
  • планирование деловой карьеры сотрудников;
  • усиление творческой активности персонала, помощь в реализации инновационных планов организации;
  • совершенствование методов оценки деятельности работников и аттестация управленческого и производственного персонала.
  • обеспечение высокого уровня условий труда и качество жизни в целом.

Концепция управления персоналом - система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содер­жание, целей, задач, критериев, закономерностей, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функциони­рования организации.

Она включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.

Необходимо отметить, что концепция управления персоналом должна учитывать воздействие на поведение членов коллектива шести активных факторов: технико-технологических факторов производства, административно-управленческих, социально-экономических, личностных, социально-культурных и факторов динамики рабочей силы, товаров и услуг.

Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущно­сти персонала как объекта управления, процесса формирования поведения ин­дивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принци­пов управления персоналом.

Система управления персоналом предполагает формирование целей, функ­ций, организационной структуры управления персоналом, установление верти­кальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и спе­циалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управ­ленческих решений.

Технология управления персоналом включает: организацию найма, от­бора, приема персонала; его деловую оценку, профориентацию и адаптацию; обучение; управление деловой карьерой и служебно-профессиональным про­движением; мотивацию и организацию труда; управление конфликтами и стрессами; обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др. Сюда же следует отнести вопросы взаимодействия руководите­лей организации с профсоюзами и службами занятости, управления безопасно­стью персонала.

Система управления персоналом организации - система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выпол­нении однородных функций.

Функциональные подсистемы объединяют однородные, близкие по содержанию функции по важнейшим направлениям работы с персоналом. Носителями этих подсистем являются конкретные подразделения службы управления персоналом: от­дел кадров, отдел обучения, отдел труда и заработной платы, отдел социального развития, отдел охраны труда и техники безопасности, юридический отдел, отдел организации труда и  многие другие. В зависимости от размеров организации состав подразде­лений меняется: в мелких организациях одно подразделение может выполнять функции нескольких подсистем, а в крупных, как правило, функции каждой подсистемы выполняет отдельное подразделение.

Подсистема общего и линейного руководства осуществляет управление организацией в целом, управление отдельными функциональными и производственными подразделениями.

Подсистема планирования и маркетинга персонала выполняет следующие функции: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, организацию кадрового планирования, планирование и прогнозирование потребности в персонале, организацию рекламы, поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами.

Подсистема управления и учетом персонала осуществляет организацию найма персонала, организацию собеседования, оценки, отбора и приема персонала, учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала, профессиональную ориентацию рационального использования персонала, управление занятостью, делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом.

Подсистема управления трудовыми отношениями проводит анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, анализ и регулирование отношений руководства, управление производственными конфликтами и стрессами, социально-психологическую диагностику, соблюдение этических норм взаимоотношений, управление взаимодействием с профсоюзами.

Подсистема обеспечения нормальных условий труда выполняет такие функции, как соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, соблюдение требований технической эстетики, охраны труда и окружающей среды, военизированной охраны организации и отдельных должностных лиц.

Подсистема управления развитием персонала осуществляет обучение, переподготовку и повышение квалификации, введение в должность и адаптацию новых работников, оценку кадров, организацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения, организацию работы с кадровым резервом.

Подсистема управления мотивацией поведения персонала выполняет следующие функции управление мотивацией трудового поведения, нормирование и тарификация трудового процесса, разработка систем платы труда, разработка форм участия персонала в прибылях и капитале, разработка форм морального поощрения персонала, организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом.

Кроме этого выделяются подсистема управления социальным развитием, подсистема развития организационной структуры управления, подсистема правового обеспечения системы управления персоналом, подсистема информационного обеспечения.

Таким образом, управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни организации, способной многократно повысить уровень  эффективности производства. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности.

Просмотров работы: 28