Необходимость проведения маркетингового анализа как сложного, научно обоснованного процесса получения выводов из собранной и надлежащим образом сгруппированной и обработанной информации подтверждается тем, что без него невозможно достичь приемлемого уровня риска маркетинговых действий, затруднены управленческие действия, практически неосуществимо регулирование рыночных процессов. Маркетинговый анализ неразрывно связан с разработкой стратегии организации.
Известный бельгийский маркетолог Жан-Жак Ламбен считает, что стратегический маркетинг по существу представляет собой постоянный и систематический анализ потребностей рынка и в свою очередь обеспечивает эффективность операционного маркетинга.
В маркетинговом анализе можно выделить два главных направления, связанных между собой и частично переходящих друг в друга: оперативный (или операционный) и стратегический анализ.
На оперативном уровне анализ начинается с конъюнктурных оценок состояния рынка:
На стратегическом уровне осуществляется более глубокий анализ рынка, охватывающий довольно длительный период, достаточный для выявления основных закономерностей и перспективных прогнозов. В рамках стратегического анализа выделяют четыре самостоятельных направления анализа:
Стратегический анализ товарного рынка выявляет комплекс взаимосвязей организации с окружающей средой, в частности дает оценку реакции рынка на маркетинговые мероприятия фирмы. В стратегический анализ деятельности производственной фирмы входит изучение инновационных процессов, качества и конкурентоспособности товара.
Предметом маркетингового анализа по определению И.К. Беляевского является деятельность фирмы, процессы и явления, имеющие место на рынке, рассматриваемые на какой-то момент времени, а также в динамике.
Объектом маркетингового анализа являются как отдельные предприятия, индивидуумы, семьи, так и совокупность каждого из них, а также отрасль хозяйства в целом.
Таким образом, маркетинговый анализ включает оценку, объяснение, моделирование и прогноз процессов и явлений товарного рынка и собственной инновационной и торгово-сбытовой деятельности организации, что позволяет руководству знать общую ситуацию на рынке, для того чтобы объективно оценивать собственные возможности, силу противодействия конкурентов, выделять наиболее перспективные направления своего развития.