ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОЙ И ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОЙ И ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях большего количества насыщенных рынков и высокой конкуренции, соответствие внутренней среды организации требованиям внешней среды (рынка), является важнейшим фактором рыночного успеха предприятия, что приводит предприятие к необходимости постоянной трансформации. Актуальность управления изменениями предприятия является следствием повышения темпов изменения современных рынков, что приводит к необходимости повышать темпы изменений внутренней среды предприятия, что без целенаправленного, экономически обоснованного и организационно обеспеченного процесса управления изменениями повышает риски самой бизнес деятельности.

Роль устойчивого развития предприятия заключается в целенаправленном изменением внутренней среды адекватно текущим и будущим изменения внешней среды с одновременным обеспечением предприятия комплексной устойчивостью, которая является системой текущей и долгосрочной устойчивостей. Процесс обеспечения текущей устойчивости заключается в создание баланса между текущими ресурсными потребностями предприятия и текущими ресурсными возможностями предприятия с учетом специфики процессов развития в плане потребления ресурсов и особенностей данного рынка выражающегося в наличие ежегодного циклического характера спроса. Процесс развития, требуя ресурсы для своей реализации, снижает текущую устойчивость. Долгосрочная устойчивость является отражением соответствия внутренней среды требованиям со стороны внешней среды выражающихся в определенном объеме необходимых изменений. Процесс развития повышает долгосрочную устойчивость.

Рассматривая развитие как определенную деятельность, необходимо отметить, что основой любой деятельности являются два компонента: активность (действия) и цель. В экономическом поле для достижения результата необходимо осуществлять деловую ак­тивность и соответственно ставить перед собой цель. Таким обра­зом, ключевым компонентом развития выступает осуществление деловой активности, направленной на достижение экономиче­ского роста. В настоящее время существуют два подхода к дело­вой активности: функциональный (акцент на одной из функцио­нальных областей, чаще всего финансовой) и комплексный (на­правлен на создание комплексной системы оценки и управления деловой активностью).

Например, при функциональном подходе под деловой актив­ностью понимаются показатели оборачиваемости, отражающие финансовую составляющую. Однако в этом случае возможен та­кой вариант, когда показатели оборачиваемости будут низки, и в то же время предприятие будет осуществлять мероприятия инно­вационного, маркетингового или иного характера, на основе ко­торых достигнет рыночного успеха. Таким образом, очевидна не­полноценность использования функционального подхода, но на практике он все равно применяется, и прежде всего при анализе системы управления финансами.

Переход от функционального подхода к комплексному на мак­роэкономическом уровне осуществлен в методике расчета индек­са деловой активности. В методике используются два массива исходной ин­формации: макроэкономические данные, предоставляемые офи­циальными статистическими органами России, а также отрасле­вые данные.

В общем виде интегральный индекс деловой активности - это сумма шести основных составляющих: пяти взвешенных индек­сов по различным отраслевым группам экономики и индекса, ба­зирующегося на опросе «экспертной корзины» российских ком­паний. Данная методика применима на макроэкономическом уровне, однако с точки зрения уровня предприятия в ней отсут­ствуют микроэкономические показатели, характеризующие спе­цифику экономических процессов предприятия.

В мировой практике наиболее известен такой комплексный под­ход к деятельности на микроэкономическом уровне, как сбаланси­рованная система показателей, которую разработали Р. Каштан и Д. Норто. Главная идея этого подхода заключается в использовании помимо финансовой оценки других показателей: внутрен­них бизнес-процессов, клиентов, обучения и карьерного роста. Фи­нансовые показатели включают операционную прибыль, доходность капитала, добавленную стоимость, денежный поток и др. Состав­ляющая внутренних бизнес-процессов определяет те главнейшие внутренние бизнес-процессы, которые необходимо довести до со­вершенства. К клиентской составляющей они относят удовлетво­рение потребностей клиентов, сохранение потребительской базы, привлечение новых клиентов, доходность, объем и долю целевого сегмента рынка, скорость и своевременность доставки, поток но­вых видов продуктов. Составляющая обучения и развития персона­ла определяет инфраструктуру, которую нужно создать и которая имеет три компонента: люди, системы, организационные процеду­ры. Несмотря на то, что данная модель наиболее адекватна комп­лексному подходу деловой активности, она не является системой управления деловой активностью, а решает задачу комплексной оценки деятельности и предлагает схему перевода стратегии пред­приятия в тактические и операционные задачи.

К модели комплексного управления деловой активностью от­носится модель деловой активности, разработанная Ю.П. Анискиным. В рамках этой модели под деловой активностью понимает­ся совокупность целенаправленных процессов, обеспечивающих темпы экономического роста предприятия на основе согласован­ного развития его составляющих в гармонии с внешней средой. Концептуальными положениями данной модели управления деловой активностью являются следующие.

  1. Повышение деловой активности предприятия обеспечивает последовательный экономический рост и непрерывное развитие предприятия.
  2. На деловую активность предприятия воздействуют факторы внешней и внутренней среды.

В рамках этой модели интегральная деловая активность предприятия обусловлена:

  • активностью текущей деятельности, включающей маркетин­говую, производственную, внешнеэкономическую актив­ность;
  • активностью стратегического развития, включающей инно­вационную и инвестиционную активность;
  • социальной активностью коллектива (в том числе трудовой);
  • активностью воздействия внешней среды, включающей ак­тивность конкурентов, поставщиков, потребителей, финан­сового рынка, появления товаров-заменителей, научно-тех­нического развития, законодательную, политическую, раз­вития международных экономических связей.

На уровне предприятия деловая активность чаще всего рассматривается как результативность работы предприятия относительно величины авансированных ресурсов или величины их потребления в процессе производства. Такое определение практически смыкает понятие деловой активности и эффективности работы.

С позиции социологов деловая активность - это совокупность действий, способствующих экономическому росту организации (в том числе производственно-сбытовой системы) на основе согласованного развития ее составляющих в гармонии с внешней средой. В широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком смысле - как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия.

Деловая активность организации проявляется в динамичности ее развития, достижении ею поставленных целей, что отражают натуральные и стоимостные показатели, в эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции.

Каждое предприятие в определенный плановый период, как правило, одновременно находится в режимах текущего (устано­вившегося) функционирования (при выпуске серийной продук­ции) и последовательного развития (при обновлении продукции). Такое состояние предполагает необходимость определения про­порций в соотношении текущей деловой активности и активно­сти развития с целью обеспечения экономического роста предпри­ятия в каждом цикле деятельности производственной системы.

Восстановление равновесия производственных отношений и свя­зей на более высоком качественном уровне в результате нововведений требует значительных инвестиций и организационных усилий.

Трудность управления предприятием в переходный период ин­новационного развития обусловлена:

  • стохастичностью производства;
  • динамичностью изменений состояния производства;
  • неопределенностью получения планируемых результатов;
  • психологическим дискомфортом работников.

На длительность переходного процесса влияют факторы, ос­новными из которых являются:

  • величина капитальных вложений, необходимых для реали­зации нововведений;
  • относительно более низкая потребительная стоимость выпус­каемой продукции по сравнению со стоимостью новых из­делий;
  • уровень действующей технической базы производства;
  • ценовая политика предприятия;
  • состояние профессиональной подготовки персонала;
  • уровень организационно-технической готовности предпри­ятия к нововведениям;
  • воздействие факторов внешней среды.

По сути, процессы развития относятся к циклическим процес­сам, когда в конце каждого цикла развития в результате синтеза эволюционных и революционных преобразований объект обнов­ления переходит на качественно новый уровень текущего функ­ционирования. Циклическое движение характеризуется тем, что действие совокупности факторов деловой активности, определя­ющих подъем, со временем исчерпывается, превращаясь посте­пенно в тормозящий фактор и являясь причиной спада производ­ства. В свою очередь спад производства служит катализатором будущего подъема, т.е. с возникновением переизбытка мощностей и стагнации базисных отраслей крупные (значимые) нововведе­ния становятся актуальными.

Частные виды деловой активности находятся во взаимосвязи, их результирующее воздействие может способствовать как повы­шению, так и снижению общего уровня деловой активности пред­приятия, что в свою очередь определяет состояние подъема и спа­да в наступившем цикле развития. Управление циклами деловой активности как необходимое условие финансовой устойчивости предприятия требует разработки соответствующей организацион­но-экономической модели управления деятельностью предприя­тия с учетом цикличности его развития.

Концепция механизма управления предусматривает:

  • разработку экономического механизма воздействия факто­ров частных видов деловой активности на экономические ко­лебания общей деятельности предприятия;
  • разработку экономической модели, учитывающей взаимосвязи конъюнктурных и внутренних факторов предприятия как объективных причин возникновения цикличности деловой активности;
  • разработку организационного механизма управления дело­вой активностью, обеспечивающего согласованное развитие частных видов деловой активности с целью получения об­щего позитивного результата;

создание методики адаптированного планирования показа­телей деловой активности, учитывающей совокупность воз­действий конъюнктурных и внутренних факторов и влияние цикличности развития на деловую активность предприятия.

Динамика изменения совокупного индекса деловой активно­сти предприятия характеризует общее состояние предприятия и отражает тенденцию его развития. Направление тенденции (по­зитивное или негативное) служит основанием для принятия конк­ретных решений по управлению активностью предприятия.

В рамках данной модели деловая активность рассматривается как сложный взаимосвязанный комплекс различных компонен­тов бизнеса, при этом частью деловой активности, прямо отвечающей за обеспечение развития предприятия, является инновационная активность, под которой понимается совокупность целенаправленных инновационных процессов, обеспечивающих устойчивое развитие предприятия.

Инновационная активность - это количественный показатель, определяющий количество нововведений, новизна которых определяется качественными характеристиками. Качественная инновация это такое нововведение, которое определяется научно-техническим или технологическим прорывом в определенной области науки, техники или производства и соответствует определенным требованиям (спросу), например, потребительского рынка.

Таким образом, управляя именно инновационной активностью в рамках модели комплексного управления деловой активностью возможно достичь развития предприятия или, другими словами разработка механизма управления устойчивым развитием пред­приятия трансформируется в задачу разработки управления ин­новационной активностью в сочетании с требованием обеспече­ния устойчивости функционирования предприятия.

Просмотров работы: 30