СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Осуществляемые в настоящее время экономические реформы и процесс формирования качественно новых условий хозяйствования в России, коренным образом меняют экономическую среду, в которой функционируют организации.

Они осуществляют свою деятельность в обстановке высокой нестабильности, как экономической, так и законодательной. Полное риска развитие окружающей среды является типичным для нынешней ситуации и создает непрерывную угрозу позициям организации на рынке. В этих условиях возникают неопределенные ситуации, связанные с ослаблением или полным отсутствием регуляторов, которые воздействуют на хозяйственную деятельность и экономику.

В настоящее время очень остро ощущается отсутствие способности управляющих вовремя предвидеть и обнаружить возникающие трудности во внешнем окружении, которые приводят к тому, что как на макроуровне, так и на уровне отдельных хозяйственных единиц возникат кризис управления.

На данный момент назрела потребность поиска более эффективных методов управления. Система управления должна быть гибкой и действующая адекватно или с опережением реагирующая на изменения во внешней и внутренней среде.

Гибкость и адаптивность системы управления обеспечивают ситуационный и системный подход, положенные в основу концепции управления. Практическим воплощением такого  управления является стратегическое управление, цель которого - формирование модели развития потенциала организации по всем направлениям с учетом изменений окружающей среды.

Стратегическое управление выступает сегодня как одно из главных условий функционирования организаций, рассчитывающих быть конкурентоспособными в долговременной перспективе.

Проблема стратегического управления в теоретико-методологическом и практическом аспектах рассматривалась в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как И. Ансофф, Б. Карлоф, У. Кинг, Б. Тейлор, А. Хоскинс, Ю. Пашкус, Л.В. Кунис, А.Г. Медведев и др.

Наибольший вклад в разработку концепции стратегического управления внес И. Ансофф. Он определяет стратегию как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется при осуществлении своей деятельности.

В экономической литературе понятие стратегического управления зачастую отождествляется со стратегическим планированием и долгосрочным планированием. Очень важно разграничить эти понятия. Наиболее полное определение стратегического планирования дал Ю. Пашкус. По определению Ю. Пашкуса, стратегическое планирование - это непрерывный процесс, планомерная и постоянная деятельность по достижению целей; для которого обязательным условием является наличие достаточного уровня решимости как на затраты, так и на возможные организационные преобразования.

Стратегическое планирование является центральным элементом, важной составной частью стратегического менеджмента. Понятие стратегического менеджмента шире понятия стратегического планирования.

Стратегический менеджмент нацелен на сбор информации, направленной на перспективу, которая содержит данные о внутренней среде организации, фактические и прогнозные данные об окружающей среде, что позволит проанализировать тщательно ситуацию в преддверии будущих изменений в конкурентной среде, что необходимо для реализации стратегии.

При формировании стратегии организаций следует учитывать следующие основные принципы стратегического управления:

  1. Превентивный характер стратегии.
  2. Принцип экономии сил и ресурсов.
  3. Принцип совершенной конкурентной борьбы.
  4. Принцип концентрации усилий.
  5. Принцип баланса рисков.
  6. Принцип сотрудничества.

Наиболее важным принципом при разработке стратегических планов является получение прибыли при минимальном растрачивании ресурсов. Для этого необходимо обладать как стратегической, так и тактической инициативой, а также использовать современные методы конкурентной борьбы.

Модель процесса формирования стратегии организации можно представить следующим образом.

На первоначальном этапе нужно определить миссию и цели организации. Миссия - это философия, сущность, предназначение, основное направление деятельности, отличие организации. Цели организации устанавливаются на определенный период. Эти гибкие и адаптивные ориентиры деятельности организации. Затем определяют задачи, которые представляют собой конкретные, увязанные с определенными сроками и результаты, которых организация должна добиться.

Важнейшим этапом при формировании стратегии является анализ состояния самой организации, и ее окружения. Логически следует начинать с анализа внешней среды. исло этих факторов очень велико и нужно ограничиться только теми из них, которые оказывают непосредственное воздействие на организацию. К ним можно отнести: экономические факторы; политическую ситуацию; факторы социального и культурного порядка; законодательную базу; развитие научно-технического прогресса; демографические факторы. Затем следует оценить воздействие факторов прямого воздействия, к которым относятся: потребители; поставщики; конкуренты;  банковские учреждения; референтные группы.  Проделав оценку факторов внешнего окружения, следует перейти к анализу внутреннего потенциала организации. На данном этапе нужно оценить, каким образом организованы основные процессы внутри организации: производство; торговля; снабжение; сбыт и маркетинговая деятельность.

Проделав столь подробный анализ нужно оценить и сопоставить возможности и угрозы, сильные и слабые стороны организации, используя SWOT - анализ - важнейший инструмент стратегического ситуационного анализа.

Таким образом, из сопоставления основных сильных и слабых сторон с определенными шансами и рисками вытекают отправные точки для разработки стратегии. При разработке стратегии существует небольшое количество моделей, которые помогают качественно определить и разработать стратегию организации: матрица М. Портера, матрица БКГ, матрица диверсификации Ансоффа, подход Д. Абеля и др.

Завершающим этапом формирования стратегии является реализация и контроль. В практической деятельности при разработке стратегии важно оценить предлагаемые мероприятия по трем критериям: оперативности, быстроте действия и эффективности.

Предложенные инструменты характеризуются высокой универсальностью, относительной простотой в их использовании. Применение их на практике поможет успешно функционировать в условиях неопределенной окружающей среды и занимать конкурентоспособное положение на рынке.

Просмотров работы: 9