Современный этап экономического развития характеризуется переходом от рынков продавца и товара к рынку покупателя, основным отличием которого является не подстраивание сбыта товаров под их производство, а формирование производственных программ в зависимости от объемов и структуры потребительского спроса.
Рынок покупателя требует сложной системы связей между его субъектами, модификации хозяйственных связей, их формирование не только в сфере снабжения и сбыта, но и в сфере обращения и потребления.
Установление хозяйственных связей с различными смежными предприятиями (поставщиками, покупателями) является необходимым условием при осуществлении организациями потребительской кооперации своей предпринимательской деятельности. В условиях рыночных отношений, когда деятельность предприятий строится на принципах самоуправления и самоокупаемости, на первое место выдвигаются взаимоотношения с поставщиками и покупателями продукции с учетом сложившихся на рынке спроса и предложения.
В организации хозяйственных связей личные контакты между коммерческими партнерами являются одним из ключевых моментов функционирования предприятия. Причем, при долгосрочном сотрудничестве необходимо создание отношений доверия.
Решения по организации хозяйственных связей в организациях потребительской кооперации - это постоянные установки на длительную перспективу, из которой вытекает их неизбежный стратегический характер и особые виды взаимосвязей между собой. Решения по установлению хозяйственных связей не подлежат быстрой реализации, так как затрагивают всех участников маркетингового канала распределения товаров, а неправильно принятое решение может оказать негативное влияние на функционирование всей системы, поскольку они самым непосредственным образом влияют на все другие решения в комплексе маркетинга.
Примерами наиболее значимых решений по реализации хозяйственных связей в организациях потребительской кооперации являются следующие виды решений:
Организация учета и контроля над оптовыми закупками - важная часть эффективности функционирования хозяйственных связей организаций потребительской кооперации. Целью оперативного учета и контроля оптовых закупок является осуществление повседневного наблюдения за ходом выполнения поставщиками договоров поставки для обеспечения своевременного и бесперебойного поступления товаров в согласованном ассортименте, надлежащего качества и количества.
Таким образом, управление хозяйственными связями необходимо осуществлять, принимая во внимание постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка.